Поэтому пока что – вторая часть отчетов о фестивальных показах, с поправкой на врученные призы.
Гран-при получила французская картина «Девочка-сорванец» режиссера Селин Шьямма, история о сложном взаимоотношении сексуальной идентификации и социальной жизни на примере маленькой девочки Лоры, которая поначалу ведет себя, как пацанка (этим словом, наверное, стоило бы перевести название фильма), а затем и вовсе называет себя Михаэлем и заводит отношения с девочкой, которая ей симпатизирует. Глава жюри Ежи Штур похвалил этот фильм за гармонию толерантности и истории о личности, с чем, пожалуй, нельзя не согласиться.
Приз за лучшую актерскую работу ушел актрисе из израильского фильма «2 Night» – ненавязчивой мелодрамы о двух молодых людях, проводящих ночь в поиске места для парковки. Приз за лучшую режиссуру получил бельгийский режиссер Олиас Барко за свой фильм «Убейте меня, пожалуйста». Этот же фильм был отмечен жюри украинских кинокритиков как лучший на фестивале, и, пожалуй, стал топ-темой для обсуждения в кругу, не знаю, как зрителей, но киножурналистов точно.
«Убейте меня, пожалуйста» – фильм за гранью добра и зла. Выйдя из кинозала, я даже не смогла поставить ему оценку на бюллетене, который выдавался каждому перед просмотром. Но, видимо, таких, как я, было немного, потому как фильм был высоко оценен как зрителями, так и жюри фестиваля.
Место действия – вымышленная клиника в Швейцарии, основанная неким доктором Крюгером с целью собрать под одной крышей людей, готовых заплатить немалые деньги за то, чтобы их кто-то убил – сами они якобы очень хотят умереть, но решиться на суицид не могут. При этом они имеют право самостоятельно выбрать антураж собственной погибели: один хочет отойти в мир иной, возлежа рядом с красивой девушкой, другой – приняв яд, думая, что прячется от вражеских пуль времен войны во Вьетнаме, третья – после исполнения «Марсельезы» перед благодарной публикой и так далее.
По ходу дела выясняется, что на самом деле никто умирать по-настоящему не хочет – инстинкт самосохранения перебивает желание умереть, а вся эта суета с самоубийствами – еще один способ легитимироваться в обществе, проще говоря, кому-то что-то доказать. Поэтому все выбегают из клиники, когда в ней начинается пожар, никто не хочет быть застреленным неизвестными стрелками (очевидно, жителями местных деревень, которым не нравится вся эта затея с заказными суицидами) и, в итоге, каждый пытается настоять на своем, пусть даже это «свое» – пустить себе пулю в лоб.
Но, к сожалению, хорошая история о том, что самоубийство – это, по большому счету, позерство, была непростительно скомкана Олиасом Барко в попытке сделать из хорошего кино лучшее, что, как правило, не всегда идет на пользу. Нагромоздив свой фильм отсылками к театру абсурда и театру жестокости, а также явно признавшись в любви к Агате Кристи (роману «Десять негритят», в частности) Барко, к сожалению, вывел свой фильм за грани каких-либо жанровых определений, нравственных дихотомий и прочих вещей, помогающих зрителю осмыслить происходящее на экране. В итоге, «Убейте меня, пожалуйста» действует, как проходящая мимо дама, которая вылила на себя флакон духов, – ни аромата, ни, тем более, дамы, уже не заметно.
Но вернемся к раздаче одесских слонов. Очень жаль, что специальные призы жюри достались двум не самым сильным фильмам программы – болгарскому банальному опусу о проблеме отцов и детей «Прибежище» и уругвайскому «Сроку годности», о котором мы писали в предыдущей части дневника.
Зато приз зрительских симпатий, обогнав долго лидировавший финский фильм «Герои полярного круга», получила немецкая лента от сестер Ясмин и Несрин Самдерели, «Альмания: добро пожаловать в Германию». Этот фильм оказался предсказуемо близок украинскому зрителю – трогательная и политкорректная история о Хусейне, иммигрировавшем в Германию из Турции, поднимает очень важные для современного мира темы – в частности, национальной самоидентификации. Последняя уже подозрительно долго остается краеугольным камнем для подобного кино, поэтому вряд ли можно ожидать особой оригинальности в ее подаче.
В этом году как жюри, так и зрители, не стали делать реверансы в сторону коммерческого кино, остановившись на политкорректности с человеческим лицом: оба фильма («Девочка-сорванец» и «Альмания») – как раз из когорты модного в Европе социального кино.
Ну, и в завершение обзора фильмов Одесского кинофестиваля – о главном событии прошедшего киносмотра. Это, конечно же, «Пина» Вима Вендерса – фильм-планета, фильм, идеально использующий возможности 3D для передачи смыслов, фильм о знаменитом хореографе Пине Бауш. В сентябре «Пину» обещают выпустить в прокат и это должно стать одним из важнейших событий осени в украинских кинозалах – настолько прекрасно то зрелище, которое представляет Вендерс в этом фильме. Во-первых, «Пина» – это прекрасная возможность посмотреть куски спектаклей, поставленных Пиной Бауш со своей труппой, во-вторых – это фильм, не хуже какой-нибудь «Меланхолии» или «Древа жизни» отвечающий на самые важные вопросы, лучше того – показывающий, где эти ответы можно найти.