ГлавнаяКультура

Нескромно, но со вкусом: итоги ОМКФ

Итак, Первый Одесский международный кинофестиваль завершился. Завершился помпезно, с красной дорожкой и счастливыми победителями. Теперь настало время подытожить все произошедшее за 9 фестивальных дней в Одессе.

Нескромно, но со вкусом: итоги ОМКФ

Начнем с призеров ОМКФ. Гран-при фестиваля получил российский фильм «Детям до 16…» режиссера Андрея Кавуна. Этот же фильм получил приз зрительских симпатий, отодвинув на второе место долгое время лидировавший фильм Юлиуша Махульского «Колыбельная». То, что этот фильм понравился зрителям, вполне объяснимо, но то, что жюри предпочло эту картину другим, более сильным фильмам, к тому же лучше соответствовавшим заданной концепции фестиваля – объяснить трудно.

Что касается приза за лучшую режиссуру, то здесь жюри почему-то решило наградить не молодых режиссеров, коих в конкурсном состязании было предостаточно, а многоуважаемого Юлиуша Махульского, многим известного по фильмам «Ва-банк» и «Сколько весит троянский конь?». Отдавая должное режиссерскому таланту пана Махульского и его последнему фильму «Колыбельная» как прекрасному образцу черного юмора, все же отмечу, что в рамках дебютного Одесского киносмотра было бы гораздо уместней поощрить призом того, кто не так давно посвятил себя кинорежиссуре.

Также весьма странным был выбор лучшей актерской работы – в этой категории приз получил Яап Спайкерс, исполнитель главной роли в фильме «Кондитер» (режиссер Анне-Мари ван де Монд, Нидерланды). Вообще странно, как этот фильм попал в конкурсную программу: «Кондитер», при всех своих достоинствах, главное из которых – кокаиновая фигурка оленя, стоящего в гордой позе, сделанная главным героем фильма для конкурса кондитеров, все же не является образцом фестивального кино. Этот фильм был снят по заказу голландского телевидения, для которого ежегодно выпускается 6 фильмов в заданном этим же телевидением формате.

Яап Спайкерс прекрасно исполнил роль интеллигентного кондитера, волею судеб вынужденного принимать участие в разборках наркодельцов и доставке кокаина, чтобы избежать банкротства. Очевидно, отборочная комиссия ОМКФ отличается слишком уточненным вкусом и никогда не видела среднестатистических телевизионных фильмов, снятых в Северной Европе. В отличие от Украины, где почти все, что снимается для телевидения, отличается пошлостью и бездарностью как режиссерской, так и актерской работы, в Германии или Голландии, к примеру, телевизионные фильмы сняты очень толково и симпатично, но не более того. Если каждый год отбирать в конкурс такие фильмы и награждать актеров, которые в них снимались (сколь хорошей ни была бы их работа), то культуры смотрения собственно фестивального кино в Украине, а, в частности, в Одессе, не будет никогда.

И перед тем, как обратиться к окончательному подведению итогов, напомним еще о двух призерах завершившегося кинофестиваля. Кроме основного приза, жюри вручило еще два специальных – фильмам «Мое самоубийство» режиссера Дэвида Ли Миллера и дебютной картине Даниэля и Диего Вега «Октябрь», о которой мы уже писали.

В общем-то, можно считать, что Одесский кинофестиваль удался на славу и вполне может претендовать на звание одного из важнейших событий в культурной жизни страны. Конечно, не обошлось без темных пятен в программе, вроде фильма «Пистолет Страдивари» или провального с точки зрения организации мастер-класса Рутгера Хауэра, но в целом кинофестиваль порадовал киноманов и простых зрителей хорошим кино, которого все-таки было гораздо больше, чем плохого, мастер-классами известных режиссеров и прочими прелестями международных киносмотров. Хорошей идеей было создание Летней киношколы, которая, возможно, со временем принесет свои плоды, и, конечно же, важнейшим событием стал показ «Броненосца Потемкина» под открытым небом. Благодаря всему этому организаторы могут вправе гордиться собой.

Но расслабляться не стоит, поскольку во внушительной бочке Одесского меда не обошлось и без ложки дегтя. Единственное, что мешало созданию нужной атмосферы на фестивале, был плохо скрываемый пафос, который уже давно стал хронической болезнью большинства отечественных культурных событий. На фоне убогого представительства украинского кинематографа в рамках фестивальных программ не очень уместно провозглашать возрождение украинского кино и называть Одесский кинофестиваль его точкой отсчета. Уже давно перестали быть смешными шутки по поводу «красной дорожки, как в Каннах» и уж точно не умиляют пассажи про «Одессу как символ мирового кинематографа».

Неизвестно, как скоро наши деятели культуры излечатся от этой болезни, но точно можно сказать, что возрождение украинского кино (и культуры в целом) начнется именно в тот момент, когда все вынырнут из сладостного уютного болота вышиванок со стразами и стонов о национальных ценностях и бодрым шагом пойдут совершать реальные действия, а именно брать в руки камеру и снимать кино. Спросите у братьев Вега, они подскажут, как снять красивое кино: и недорого, и чтобы в Каннах всем понравилось.

Так или иначе, результаты работы над ошибками и усовершенствования достижений первого Одесского кинофестиваля мы сможем наблюдать уже в следующем году, с 15 по 23 июля 2011 года.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram