Пока в Казахстане глушился интернет, мировая общественность получала информацию о событиях в стране, базируясь на мнении иностранных обозревателей. В самом же Казахстане существуют две версии относительно природы прошедших беспорядков. Одни полагают, что они являют собой выражение недовольства общества низким уровнем жизни, повсеместной коррупцией, экономическим неравенством и т.д. Согласно этой версии, проявление жестокости и насилия не входило в планы мирных демонстрантов, изначально вышедших на улицу выразить свое негодование перед поднятием стоимости сжиженного газа. Участники мирной демонстрации 3-4 января в Алматы утверждают, что радикально настроенные группы лиц воспользовались их мирным митингом для продвижения своих целей, которые до сих пор остаются неясными.
Сторонники второй, и, пожалуй, официальной версии событий считают, что кровавые беспорядки в крупных городах республики были заранее подготовлены сторонниками и родственниками бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева для насильственного захвата власти и вытеснения Токаева. Тому свидетельством служит возбуждение уголовного дела 5 января по статье «Государственная Измена» против бывшего руководителя комитета национальной безопасности (КНБ) Карима Масимова. Следом за увольнением Масимова последовали аресты других силовиков и роспуск кабинета министров Президентом Касым-Жомартом Токаевым. Именно бездействие КНБ и других силовых ведомств, подчиняющихся Назарбаеву, признаются властями как саботаж и пособничество террористам, которые в течение 5-6 января убивали полицейских, громили и грабили государственные и коммерческие объекты по всему Казахстану.
В своем обращении к народу Казахстана 5 января Токаев объявил чрезвычайное положение в республике и заявил, что он вынужден обратиться за помощью в Организацию Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ) для подавления государственного переворота и защиты населения от рук террористов.
Сегодня можно часто услышать мнение в Казахстане, что террористов можно было остановить своими силами без привлечения войск ОДКБ. Однако, Токаев решил не доверять «назарбаевским» силовикам. Таким образом миротворческий военный контингент в размере 5000 солдат был в срочном порядке переброшен в столицу республики, Нур-Султан, и в город Алматы для охраны стратегических государственных объектов.
11 января Токаев представил парламенту кандидатуру нового премьер-министра и обратился с очередным посланием к народу, где среди прочего рапортовал о завершении контртеррористической операции и скорейшем выводе войск ОДКБ. Следует отметить необычайную поддержку, которую оказывает население Казахстана Токаеву, несмотря на негативное отношение части населения к решению президента привлечь российские войска, пусть и под флагом ОДКБ, для борьбы с терроризмом.
Арест главы КНБ, роспуск кабинета министров, занятие Токаевым поста председателя Совета Безопасности (ранее занятым Назарбаевым) и публичная атака в недавнем обращении Токаева на активы семьи Назарбаевых в Казахстане многие эксперты связывают с концом двоевластия в республике, и тем самым финальным аккордом в транзите власти от Назарбаева к Токаеву, начавшемся в марте 2019 года, когда Назарбаев добровольно ушел в отставку после тридцатилетнего правления страной.
Безусловно, представить себе гонения на сторонников и членов семьи Назарбаева до январских событий 2022 года было бы крайне сложно в виду того, что клан Назарбаева до сих пор контролирует буквально все основные отрасли экономики и бизнеса, руководил силовыми ведомствами и стоял за ключевыми решениями в стране. В то же время говорить о наступлении пост-Назарбаевской эпохи еще рано.
На сегодняшний день единовластие в Казахстане возможно в случае:
- Смерти Назарбаева;
- судебного преследования Назарбаева и членов его семьи;
- официального объявления Назарбаева недееспособным по состоянию здоровья;
- добровольного сложения полномочий и прав Назарбаевым, которыми он наделен Законом о Первом Президенте.
Существует и другой вариант транзита, который может объяснить нынешнее исчезновение Назарбаева из публичного поля. Два политических клана – окружение президента Токаева и «семья» Назарбаева – ведут переговоры по новым правилам игры. Первые пытаются консолидировать свою власть, а вторые «спасти лицо» и заручиться гарантиями экономической и политической безопасности. Назарбаев же возможно старается найти самый приемлемый для себя «выход» из политики.
В заключении, отвечая на вопрос «а что дальше?», хотелось бы сказать, что ближайшее будущее Казахстана зависит от результатов вышеупомянутых переговоров между кланами. Ни недавнее обращение к народу, ни состав нового правительства, ни озвученные реформы Токаева не говорят еще о том, что страну ждут какие-либо фундаментальные реформы, которых так сильно ждут от Токаева граждане Казахстана.
Для сравнения, смерть Ислама Каримова в соседнем Узбекистане была воспринята многими обозревателями и гражданами страны как возможное начало демократических преобразований. Однако гражданские права и свободы, а также политические институты Узбекистана не претерпели существенных изменений. Так и в Казахстане, безусловная власть Токаева и уход клана Назарбаева может быть очередным déjà vu.