ГлавнаяМир

Азовское противостояние. Действия, реакции, последствия

Вчерашнее нападение РФ на украинские корабли не случилось спонтанно, оно стало закономерным продолжением того обострения, которое Россия создала в Азовском море. Предлагаем восстановить историю вопроса для понимания картины российской агрессии в целом в тексте, который был написан еще месяц назад.

Нападение ФСБ РФ на украинские катера в Керченском проливе стало результатом длительного обострения Россией ситуации в Азовском море: Москва блокирует украинское судоходство, вылов рыбы украинскими рыбаками, а также накачивает регион Азовского моря военными кораблями - сейчас группировка кораблей ВМС РФ насчитывает 120 единиц.

Строительство Керченского моста
Фото: EPA/UPG
Строительство Керченского моста

После аннексии Крыма и возведения Керченского моста РФ значительно поменяла ситуацию безопасности в Азово-Черноморском бассейне. Абсолютно пренебрегая международным правом, создавая «крымскую военную крепость» и совершая любые действия в регионе, основываясь исключительно на праве сильного, Москва создала совершенно новую реальность, которая далека от предсказуемости и стабильности. Реальность, где Азовское море может стать краеугольным камнем и причиной к эскалации очередного противостояния.

Суть вопроса

Использование акватории Азовского моря, которое является внутренним морем Украины и России, до сих пор регламентируется двумя договорами между странами: в 1993 году - соглашением о так называемом квотировании вылова рыбы, и 2003 года - договором между Украиной и РФ о сотрудничестве и использовании Азовского моря и Керченского пролива. В свое время документы фактически определили формат взаимодействия двух стран в регионе. Однако ключевым аспектом этих документов стало то, что они совершенно не определяли понятие «территориальные воды» и «зона исключительных экономических интересов». То есть, по факту, каждая из сторон подписантов могла работать, условно говоря, в любом месте Азовского моря – украинцы вылавливать рыбу где-то в районе Темрюкского залива, а россияне – вблизи Кирилловки.

Однако, после оккупации РФ Крыма обстановка на Азове серьезно изменилась. Кремль начал наращивать собственные возможности в составе ЧФ и подразделений ФСБ РФ. Москва создала в Азовском море флотилию, усилила дополнительными кораблями пограничные войска ФСБ РФ, перебросила в регион десантные и ракетные катера, в том числе с Каспийского моря. Только за последнее время в Азовское море зашли два сторожевых корабля - "Сыктывкар" и "Кизляр", ожидается еще буксирование еще одного корабля - "Стерегущий". Всего группировка России состоит, по данным главы Госпогранслужбы Украины Петр Цигикала, из более 120 кораблей и катеров в Азовском море.

В общем, по данным украинской разведки, присутствие РФ в Азовском море выросла на около 40 катеров и боевых катеров. Кремль, мотивируя свои действия желанием «обеспечить безопасность судоходства и только что построенного моста», параллельно с этим создал условия для проведения десантных операций против Украины. Конечно, такое наращивание сил в регионе, не может восприниматься спокойно. И точно не свидетельствует о добрых намерениях соседнего государства.

Фото: АиФ

Грубым нарушением норм международного морского права и Конвенции ООН о Свободе мореплавания стало строительство РФ Керченского («Крымского») моста, высота пролета которого не позволяет большим грузовым судам класса «Panamax» проходить в Азовское море. С 24 мая 2017 проход таких судов был полностью прекращен. Из-за такого шага Украина начала терять миллионы гривен и рабочие места, началась дестабилизация ситуации в украинских портах в Мариуполе и Бердянске. Например, сегодня в Мариуполь не могут пройти 144 судна, с которыми раньше работал порт. По предварительным оценкам, указанное ограничение означает потери только экспорта украинского металлопроката в США на 1 млн тонн ежегодно.

Также это негативно влияет на распределение движения экспортной аграрной продукции. Так, только в 2017 году Бердянск потерял 448,7 тыс тонн грузопотока, а Мариуполь - 705 тыс тонн.

министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян

— Украинские порты понесли более миллиарда гривен убытков из-за действий России в Азовском море

В результате значительно ухудшилась зерновая логистика и перевозчики были вынуждены фрахтовать суда меньших размеров, что однозначно привело к удорожанию перевозки каждой тонны грузов.

Фактически, РФ искусственно ограничила мореплавание Керченским проливом и доступ в украинские порты на Азовском море, по которым Украина осуществляет торговлю с 120 странами мира. По данным Министерства инфраструктуры Украины, уже наблюдается уменьшение количества судозаходов в порты Мариуполь и Бердянск, следствием чего является падение экономических показателей местных предприятий.

«Мариупольский порт был вынужден перейти на 4-х дневную рабочую неделю. Мы видим постоянные остановки украинских, иностранных судов в Азовском море, Керченском проливе, вплоть до того, что судовладельцы несут убытки из-за простоя судов. Это около 15-50 тысяч долларов в сутки. Среднее время задержки (судов – ред.) достигает более 30 часов, и это потери не только Украины, но и европейских налогоплательщиков, так как продукция из этих портов шла на рынки Европы», - отметил украинский министр в комментарии телеканалу «Настоящее время».

Одновременно с этим РФ не остановила свои агрессивные действия. Корабли ЧФ стали постоянно проводить у украинских берегов Азовского моря демонстративные действия для поддержания напряженности. Осуществлялась активная разведка, в т.ч. с использованием сил специального назначения.

Спровоцированный агрессором «Азовский кризис» с 19 мая 2018 начал набирать обороты и четко определенные качественные изменения. Так, якобы в ответ на задержание украинскими пограничниками крымского рыболовного сейнера «Норд», который нарушил законодательство, россияне начали скоординированную кампанию с системными остановками и временными задержаниями всех без исключения торговых судов, следующих в порты Мариуполя и Бердянска. 

По данным Мониторинговой группы «Майдана иностранных дел», «Института Черноморских стратегических исследований» и BlackSeaNews российские пограничники останавливали суда как при входе в Азовское море, так и при выходе; как вблизи Керченского пролива, так и возле самих украинских портов. При этом продолжительность остановки судов, идущих в порты Мариуполь и Бердянск, без объяснения причин достигала от 2 до 11 суток, а то и больше.

Фото: samara.kp.ru

В действительности, никто не запрещает российским (так же как и украинским) пограничникам проверять суда в любой точке Азова. В конце концов это их функция и они имеют на это право. Однако не следует им злоупотреблять. Ведь для проверки судна не требуется, скажем, десять дней. Это реально делается гораздо быстрее. Поэтому действия РФ, безусловно, является шагом к очередной эскалации имеющейся напряженности в отношениях между странами.

Еще одним важным моментом является вылов рыбы в Азовском море, который до сих пор является лимитированным и каждый год распределяется между странами в рамках действующего соглашения 2003 года. Однако и здесь наблюдается интересная деталь, которую также заметили специалисты Мониторинговой группы «Майдана иностранных дел» и их коллеги. До оккупации Крыма Россия добывала в Азово-Черноморском бассейне в среднем около 30 тыс тонн биоресурсов. Это суммарные объемы вылова предприятий Краснодарского края, Ростовской области, Ставропольского края, Волгоградской области и Республики Адыгея. Объем вылова оставался почти стабильным на протяжении семи лет - с 2007 по 2013 (30 тыс. тонн). Однако после оккупации Крыма рыболовная отрасль РФ в Азово-Черноморском бассейне резко возросла: 2014 – 51 тыс, 2015 – 102 тыс, 2016 – 103 тыс, 217 - 90 тыс тонн.

По мнению экспертов, это произошло за счет увеличения рыбаков, которые пришли из других регионов РФ и даже с Северного Кавказа. И это, непосредственно, затрагивает и Азовское море - по оценкам экологов и специалистов рыболовной отрасли Азов ежегодно стремительно теряет биоресурсы. Из около 30 видов рыб, которые когда-то вылавливались в этом море, сегодня превалирует только три - хамса, тюлька и бычок. И с каждым годом их количество уменьшается по разным причинам, среди которых и массовый вылов. Если не принимать соответствующих шагов, Азов постепенно вообще может стать мертвым морем.

Фото: kp.ru

Зато украинская сторона сокращает вылов рыбы в том же Азовском море. По данным Государственного агентства рыбного хозяйства в первом полугодии 2018 вылов рыбы и водных биоресурсов Азово-Черноморском бассейне и внутренних водоемах Украины упал на 24,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем это падение произошло за счет падения вылова именно на Азове. Это происходит не только потому, что банально рыбы стало меньше, а также потому, что украинские рыбаки не хотят быть внезапно арестованы и попасть к стены ФСБ РФ, которая контролирует ситуацию на море.

Цели агрессора

Цели России в данном случае, достаточно прозаические.

Во-первых, взять под контроль пути гражданского судоходства, следующие до наших портов в Бердянск и Мариуполь через Керченский пролив. Это позволяет Москве в нужный для себя момент (вроде проведения военной операции против Украины) просто перекрыть пролив, уменьшив риски случайных потерь среди гражданских судов иностранного происхождения.

Во-вторых, избавиться от своего одного из ключевых конкурентов на рынке экспорта аграрной зерновой продукции. Уже сейчас судостроительные предприятия из состава концерна «Калашников» строят гражданские сухогрузы.

В-третьих, дестабилизировать ситуацию в украинских портовых городах. Ведь блокировка портов приносит многомиллионные убытки для украинской экономики, потерю тысяч рабочих мест в Запорожской и Донецкой областях (работа портов, рыбаки, так и все сектора, которые завязаны на морской экспорт-импорт). Будет расти напряжение среди населения, будут появляться все больше недовольных, которых могут поднять на протест заброшенные в Украину диверсанты, а также пророссийские настроены местные силы.

В-четвертых, вполне вероятно, осуществить асимметричное влияние на руководство Украины с целью заставить его в обмен на ослабление режима судоходства в Азовском море открыть южнокрымский канал и дать воду в Крым, где сегодня из-за действий Кремля фактически происходит экологическая катастрофа. Своеобразный шантаж.

Шаги Украины

Безусловно, Украина в такой ситуации вынуждена реагировать. К началу российского захвата Крыма на Азовском море вообще не было кораблей ВМС или Государственной пограничной службы Украины. Впрочем, 2 марта 2014 года, чтобы предотвратить захват россиянами, 11 кораблей и катеров Керченского отряда Государственной пограничной службы Украины прорвались из Крыма и, преодолев лед, прибыли сначала в Бердянск, а затем и в Мариуполь. Они фактически создали морскую составляющую украинских сил на Азове.

С началом активной фазы АТО морские пограничники начали патрулирование побережья и прикрытие его с морского направления. Их присутствие оказалась очень полезной, ведь через формальную неопределенность на Азове государственных границ противник пытался перебрасывать диверсионные группы и оружие. Известно, по меньшей мере, о нескольких случаях задержания таких грузов украинскими пограничниками, в т.ч. одного - в районе Бердянска, где ФСБ планировало создать сепаратистский центр.

Не случайно корабли пограничников подвергались обстрелами с потерями в личном составе. Так, 31 августа 2014 российские войска обстреляли с использованием высокоточных снарядов два катера ГПС Украины, находившихся на дежурстве в Азовском море на расстоянии 3 миль от берега у с.Безимянное. А 7 июня 2015 уже Мариуполя катер ГПС Украины типа «Калкан» подорвался на самодельном плавающем взрывном устройстве и получил повреждения. В обоих случаях были жертвы и пострадавшие среди личного состава.

Катер береговой охраны ГПС Украины, который патрулировал акваторию моря в Приморском районе Мариуполя,
подорвался на неустановленном взрывном устройстве 7 июня 2015.
Фото: 0629.com.ua
Катер береговой охраны ГПС Украины, который патрулировал акваторию моря в Приморском районе Мариуполя, подорвался на неустановленном взрывном устройстве 7 июня 2015.

Учитывая такую ситуацию СНБО Украины 6 сентября 2018 утвердило комплекс мероприятий, направленных на защиту национальных интересов в южных регионах, акваториях Азовского и Черного морей. В частности, речь шла об усилении военно-морского присутствия в Азовском море, создание там корабельно-катерной группировки ВМС ВСУ, развитие соответствующей инфраструктуры, обеспечение подразделений береговой обороны новейшим высокоточным ракетным оружием и др. Кабинету Министров Украины было поручено безотлагательно принять Морскую доктрину Украины и усовершенствовать нормативно-правовую базу защиты национальных интересов в акватории Азовского и Черного морей.

В рамках выполнения данного решения в Бердянск наземным путем в сентябре были переброшены два артиллерийских бронекатера типа «Гюрза-М», а морским – поисково-спасательное судно A500 «Донбасс» и морской буксир A830 «Корец», которые совершили поход из Одессы в Мариуполь через Керченский пролив. Последнее, к слову, произошло совершенно неожиданно для россиян, которые считали, что украинцы побоятся пройти пролив и воспользоваться своим правом определенным соглашением 2003 года. Все эти корабли войдут в составе украинской группировки сил на Азовском море, где до конца 2018 должна быть создана военно-морская база ВМС Вооруженных сил Украины.

Позже, уже в октябре Украина провела масштабные военные учения на азовском побережье с использованием всех имеющихся, наземных, воздушных и морских сил, имеющихся в регионе.

Безусловно, решительные действия украинской стороны имели свои последствия. По данным Мониторинговой группы «Майдана иностранных дел», «Института Черноморских стратегических исследований» и BlackSeaNews с середины сентября 2018 наблюдалось заметное уменьшение длительности задержки русскими судов в Азовском море. Район задержания судов посреди моря во время движения сместился на 30 миль (50 км) к югу, ближе к оккупированному Крыму. А в первой половине октября 2018 задержаний в море не было вовсе. Но позже ситуация возобновилась с новой силой. Так, если средняя задержка судна составила в июле 28,4 часа, в августе 73,1, а в сентябре 47,0 часов, то в период 1-15 октября 98,0 часов - то есть 4 суток. Максимальная же задержка одного судна в первой половине октября составила 186 часов, то есть почти 8 суток (судно EEMSLIFT NELLI, Нидерланды). Это при том, что в июле этот показатель составлял 150, в августе 176, а в сентябре 155 часов.

Командно-штабные учения ВМС ВС Украины 'Шторм - 2018'
Фото: flickr/ministryofdefence
Командно-штабные учения ВМС ВС Украины 'Шторм - 2018'

Таким образом, Украина не выстоит в одностороннем порядке против РФ в этом противостоянии. А усиление украинских военных возможностей в регионе - это лишь минимально необходимые шаги по обеспечению защиты территории страны от военной агрессии. Ключевую и важную роль здесь должна сыграть международное сообщество.

Реакция мира

Несмотря на активность сначала общественности, а затем украинской власти на международной арене, длительное время азовский вопрос не был в повестке дня ни в Европе, ни в США. Много раз акцентировалось на возможных рисках и последствиях, однако как в Брюсселе, так и в Вашингтоне в этом вопросе не видели возможных последствий, пока прогнозы и заявления украинской стороны не начали сбываться.

Первыми в августе отреагировали США, которые на официальном уровне призвали Россию прекратить провокации в Азовском море, указывая надеструктивный и дестабилизирующий характер действий россиян в контексте задержки судов, следующих в украинские порты на Азове. Однако Кремль отреагировал в характерной для него манере, сравнив почему-то украинских пограничников, выполняются свои функции предусмотрены законом, с пиратами из-за захвата судна-нарушителя «Норд». В дальнейшем взаимные заявления по этому вопросу между странами продолжились, однако они не принесли существенных результатов.

Позже, в сентябре сначала лично Президент Украины во время 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а затем в начале октября украинская делегация в ООН публично обвинила российскую сторону в нарушении Конвенции ООН по морскому праву через ее самовольные действия в Азовском море. Однако РФ вновь проигнорировала подобные упреки в свою сторону, и продолжила злоупотреблять своим правом на Азове.

Фото: пресс-служба президента

Европа же в свою очередь длительное время отмалчивалась. Если на экспертном, неофициальном уровне, азовский вопрос неоднократно обсуждался в рамках форумов и конференций, то официально конкретных месседжей не поступало.

В конце концов ситуация изменилась. Наконец на действия РФ обратили внимание в Европейском парламенте. 24 октября, выступая во время пленарного заседания вице-президент Европейской Комиссии, Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини акцентировала внимание на обострении напряженности в регионе и достаточно жестко «прошлась» по действиям РФ в Азовском море, осудив их и встав на сторону Украины. Во время дальнейших дебатов депутаты Европейского парламента признали факт нарушения Россией международного права в Азовском море и предостерегли Москву от дальнейших агрессивных действий. У некоторых представителей ЕП наконец пришло понимание, что агрессия России в Азовском море грозит всему восточному фланга НАТО и может привести к эскалации нового конфликта в Европе. И что единственным ответом на грубое нарушение международного права со стороны РФ является введение дополнительных санкций против Кремля, а также европейских компаний, физических лиц и даже стран, сотрудничающих с Россией в нарушении режима санкций.

В результате 25 октября Европейский парламент принял резолюцию о ситуации в Азовском море. В ней отмечается, что незаконной блокаде и проверкам со стороны РФ подверглись более 120 коммерческих судов под флагами различных государств-членов ЕС. Но главное, в ЕП призвал вице-президента Европейской комиссии, верховного представителя Европейского Союза Федерику Могерини подготовить возможные санкции против России, которые будут введены в случае эскалации в Азовском море.

Послесловие

Конечно, прямолинейного решения ситуации в Азовском море нет. На сегодня РФ, к сожалению, не желает вернуться в международное правовое поле и продолжает деструктивную политику. Поэтому трудно решать конфликт со страной, которая к этому в действительности не стремится.

Что же по факту ожидать в дальнейшем? Объективная реальность подсказывает, что есть необходимость денонсации Украиной в одностороннем порядке договора о совместном использовании Азовского моря и срочном принятии Верховной Радой Закона Украины «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне» для юридического закрепления международно-признанной 12-мильной зоны территориальных вод Украина на Азове. При этом следует отметить, что украинскими, но оккупированными РФ, можно считать воды Азовского моря, прилегающие к крымскому побережью. Все это позволит Украине четко определить границы своих вод в соответствии с международным правом.

Однако с другой стороны появится проблема с выловом рыбы для украинских рыбаков на остальной части моря. РФ, особенно в контексте недавнего срыва подписания между странами лимитов на вылов рыбы на 2019, и пользуясь своими силовыми возможностями просто будет арестовывать наших моряков за незаконный водный промысел. Но в ответ то же самое может делать и Украина. Кроме того, спорные вопросы после расторжения текущих соглашений с РФ будут решаться уже в международных инстанциях, а там правда, как говорится, не на российской стороне.

Фото: Наша газета

Конечно, можно сказать, что РФ все равно все проигнорирует, ведь она фактически контролирует Керченский пролив. Однако опять же, следует прислушиваться к призывам представителей Европейского парламента и расширить мониторинговый мандат ОБСЕ на территорию Азовского моря, для предотвращения эскалации ситуации. А международному сообществу в конце концов начать арестовывать российские суда-нарушители, которые незаконным путем посещали Крым.

Тем не менее, точно прогнозировать как будет развиваться ситуация на Азовском море очень сложно. Однако сегодня она уже достаточно серьезно обостряется. Очевидно, что Украина не заинтересована в начале военного противостояния, ведь есть понимание сложности противодействия такому противнику как РФ. Украинская власть склонна использовать дипломатические инструменты для решения сложившейся ситуации. Однако не известно дальнейшая реакция Москвы, которая до сих пор не демонстрировала никаких шагов к нормализации отношений на Азове. Россия де-факто своими действиями подтверждает, что продолжает и в дальнейшем действовать в фарватере своей стратегической цели - дестабилизации Украины, в частности в Азовском регионе для получения полной гегемонии в регионе. Удастся ли это ему сделать зависит не только от Киева, но также и от решительных действий Брюсселя и Вашингтона.

Антон ​МіхненкоАнтон ​Міхненко, Редактор англомовного журналу "Ukrainian Defense Review"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram