Право протестовать для французов - святое. Поэтому к масштабной акции «желтых жилетов» в Париже власть была готова, даже место выделила - Марсово поле вблизи Эйфелевой башни, где правоохранители создали «периметр безопасности». Казалось бы, замечательная символическая локация. Однако это слишком далеко от правительственного квартала и Елисейского дворца решили «желтые жилеты» и отправились на Елисейские поля – центральную улицу французской столицы, которую до самой ночи пытались расчистить правоохранители в то время, как в центр стягивалось все больше протестующих.
Если утром и в обед все это напоминало спонтанный флешмоб людей в желтом, которые решили прогуляться в одном и том же месте в одно и то же время, то во второй половине дня градус напряжения существенно вырос. И во французской столице началось противостояние по классическому рецепту: слезоточивый газ, водные пушки, а в ответ – баррикады и брусчатка. Однако удержать улицу протестующим не удалось.
Результат дня 1: 0 в пользу французских правоохранителей - протест удалось разогнать, 130 человек задержали. Правда, след он за собой оставил - 24 раненых, из них 5 - полицейских, разбитые витрины, машины и автобусные остановки, разбитая плитка, сожженные ограждения. «Желтые жилеты» уверяют, что их акция задумывалась как абсолютно мирная, однако после обеда к ней «примазались» радикально настроенные сторонники крайне правых и крайне левых сил, а также антиглобалисты «черных блоков». Именно эти последние, якобы, прибегли к вандализму и противостояния с правоохранителями.
Министр внутренних дел Франции Кристоф Кастанер быстро нашел «ответственного» и обвинил в подогреве радикальных настроений Марин Ле Пен. Якобы лидер «Национального собрания» (бывший «Национальный фронт») подстрекала людей к хаосу. Однако обвинения Кастанера показались немного преувеличенными даже оппонентам Ле Пен. Единственное, в чем «замаралась» лидер крайне правых, так это в том, что за несколько дней до протестов поставила вопрос в Твиттере, почему власть не позволяет активистам протестовать на Елисейских полях. А прямых призывов к бесчинствам и вандализму от Ле Пен не звучало.
Эммануэль Макрон в свою очередь, тоже в Твиттере, назвал «позором» схватки и вандализм во французской столице. И не добавил ни слова о мирных «желтых жилетах», некоторые из которых, кстати, оставили Елисейские поля в полном отчаянии - их протест «украли» и «дискредитировали» радикалы. Действительно, в объектив телекамер в вечерних спецефирах на французском телевидении настойчиво лезли молодые люди навеселе и без жилетов. Именно они ушли из Елисейских полей последними.
От видео в Фейсбук к многотысячным протестам
Движение «желтых жилетов» образовалось в ответ на намерение правительства повысить акциз на топливо с января 2019 - на 2,9 сантимов на литр бензина и на 6,5 сантимов на литр дизеля. Первыми забили тревогу автомобилисты. В частности - жители пригородов и небольших населенных пунктов, где работа и быт людей зависят от передвижения на автомобиле, где за день легко «наматывается» 70 километров: до работы ехать 30 км, отвозить ребенка в больницу приходится в соседний городок еще за 20 к, а большой рынок или торговый центр расположен еще км за 20. «Желтые жилеты» говорят, что они - это «невидимая» Франция, которая просыпается в 6 утра, но зарабатывает не более прожиточного минимума (1400 евро). Франция, которая сейчас носит флуоресцентные жилеты, чтобы, наконец, быть замеченной.
Движение «жилетов» разрослось спонтанно, в социальных сетях. Началось все с видео-обращения 51-летней француженки, жительницы Бретани Жаклин Муро к Эммануэлю Макрону. На своей странице в Фейсбуке она раскритиковала новый налог и обвинила президента в пренебрежительном отношении к автомобилистам. Видео быстро облетело соцсети и набрало 6 млн просмотров. После этого последовали организованные, благодаря тому же Фейсбуку, акции по всей Франции - заблокированные магистрали, заправки и нефтеперерабатывающие заводы. Сначала движение частично олицетворялось общественной ассоциацией «40 млн автомобилистов», однако когда с требованиями о топливе добавились жалобы на низкие пенсии, плохую транспортную систему и постоянное урезание расходов, то стало понятно, что ограничиться вывеской «недовольные автомобилисты» не удастся.
Это стало очевидно на первом же большом протесте в Париже на прошлой неделе, на который со всей страны съехалось почти 300 тыс активистов. В толпе были как студенты, так и врачи, учителя и пенсионеры. Людей в столице было во много раз больше, чем в эту субботу, однако до полуночи на Елисейских полях никто костров не жег.
Что же происходит с «желтыми жилетами»? Не сдувается ли случайно, как воздушный шарик, их движение? Сами протестующие объясняют малую «явку» в Париже желанием оставаться в своих регионах и дальше блокировать ключевые магистрали и промзоны. Однако, цифры не врут - на всю Францию в субботу было втрое меньше протестующих, чем только в самой столице на прошлой неделе.
Неорганизованные, но независимые
По последним опросам, две трети французов поддерживают «желтые жилеты». Почему же, если так много людей солидарны с движением, на улицах «жилетов» все меньше и меньше? В соцопросах, многие сетуют на то, что движению не хватает конкретики, со временем требования к власти распыляются и протест превращается в шум «обо всем и ни о чем».
Другая проблема - отсутствие четкой организации, плана действий и лидера или лидеров. Движение стремится остаться сугубо общественным и спонтанным. Сетями гуляют призывы выбрать по представителю «жилетов» от каждого региона, он пока эта инициатива повисла в воздухе.
Между тем фантастические цифры поддержки движения среди французов стали манной небесной для французской оппозиции, консерваторов «республиканцев», левых из «Непокоренной Франции» и крайне правых из «Национального собрания». Представители всех трех партий не упустили случай «засветиться» среди протестующих, выразить с ними солидарность и за компанию раскритиковать Эммануэля Макрона. Сами же «желтые жилеты» открещиваются от любой связи с оппозицией и говорят, что разочарованы во всех политических силах. Даже легендарным французским профсоюзам не удается втереться в доверие к «жилетам».
Стоит отдать французам должное - протестовать они действительно любят и привыкли, в стране терпеливо относятся к длительным акциям, даже если те частично парализуют быт. Когда летом на забастовку вышли французские железнодорожники и поездов не было по три дня в неделю, французы дисциплинированно ждали, пока власть отреагирует на требования протестующих. Тогда Эммануэль Макрон пошел на косметические уступки и движение постепенно сдулось. Случится ли также и на этот раз? Каких уступок ждать от Эммануэля Макрона? Пока ясно, что от запланированного налога правительство отказываться не собирается.
Кстати, несколько слов о самом налоге. Речь идет об акцизе на енерготовары. Этот налог уже приносит в бюджет Франции 34 миллиарда евро, а благодаря увеличению к этой сумме добавится еще 4 миллиарда. Этими средствами Эммануэль Макрон планирует профинансировать то, что он называет «экологической трансформацией» Франции – по словам президента, Франция должна показать Европе и миру пример изменений, на которые нужно идти для защиты окружающей среды.
В теории все это звучит замечательно - «желтые жилеты» и не протестуют против намерений президента побеспокоится о планете. Однако они не понимают, почему «экологическая трансформация» должно происходить именно за их счет. К тому же, стратегия «экологической трансформации» имеет размытые очертания и нигде не прописана на бумаге, а, следовательно, активисты обвиняют президента в желании замаскировать правду за длинными красивыми фразами, которыми он прославился уже не только на родине, но и за ее пределами.
Сам Макрон пообещал сделать подробное заявление во вторник, чтобы, с присущим ему тоном учителя, растолковать французам, почему же налоги нужно увеличить. Но убедит ли он «желтые жилеты»?