Сочинский недокомплект
В сирийском вопросе Россия во всех смыслах летала и продолжает летать в облаках. И речь здесь идет не только о том, что ее военное участие в борьбе с врагами авторитарного лидера Сирии Башара Асада ограничивалось преимущественно авиударами ВКС по наземным целям. В то время, как на земле она то ничего по сути уверенно самостоятельно не контролирует.
Важно указать, что Москва после «победы над ИГИЛ» пришла к выводу, что именно она играет ведущую роль в последующем процессе мирного урегулирования и переустройства Сирии. Эта уверенность походит на отдаленную от реальности заоблачную фантазию. Подтверждением чего выступает даже сама история невероятно сложного продвижения сочинской площадки для налаживания прямых контактов между различными сирийскими враждующими сторонами.
Как известно идея проведения Конгресса является инициативой лично президента РФ В.Путина, которую он озвучил на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» еще 19 октября 2017 года. Первоначальная концепция состояла в созыве Конгресса народов Сирии, чтобы в нем приняли участие все этнические и религиозные группы, и что немало важно, и правительство и оппозиция.
Как виделось тогда советникам Путина создание зон деэскалации уже настолько сплотило «тройку-гарантов» – Россия-Иран-Турция, что самое время начать извлекать дивиденды из перекраивания сирийского политического и территориального пространства. При этом в Кремле отметили, что новая площадка для диалога очень важна, ведь другие форматы, к примеру «женевский» себя изжили. Как заметил тогда Путин: «Процесс есть, но он идет вяло, слабо, конфликтующие стороны испытывают недоверие друг к другу».
Российский триумф должно было особенно подчеркнуть то, что Конгресс должен был изначально пройти в Хмеймиме, месте расположения авиабазы ВКС. Это показало бы, что российские военные торжественно вверяют будущее Сирии российским дипломатам.
Но уже 31 октября МИД РФ анонсирует проведение Конгресса 16 ноября в Сочи, т.е. уже здесь очевидно что-то пошло совсем не так. Ведь организация мероприятия существенно возросла в цене, даже исходя из элементарной логистики. Причина состояла в том, что сирийская оппозиция категорически отвергла участие в мероприятии на условиях, выдвинутых Кремлем, и уже с этого момента уверенность россиян начала сыпаться.
Что также важно они были вынуждены также переименовать саму встречу с Конгресса народов Сирии на Конгресс сирийского национального диалога. Как оказалось, в Турции и Иране, также, как и правительстве Асада взбунтовались в части уравнивания курдов, ассирийцев, черкесов с титульной арабской нацией.
Также Дамаск и Тегеран сделали оговорки в отношении пунктов новой конституции и выборов под наблюдением ООН, побудив россиян 4 ноября удалить список приглашенных с сайта МИД России. Конгресс снова завис.
Финальная дата его проведения была объявлена по итогам восьмого раунда переговоров по межсирийскому урегулированию в Астане 22 декабря. Но этот раунд также был провальным для Кремля: Россия не достигла своей цели в связи с отказом американцев и европейцев обсуждать политические вопросы и неспособностью режима Асада вести переговоры по проблеме задержанных и пропавших без вести.
В свою очередь Тегеран поддержал развертывание турецких сил в Идлибе, что является угрозой для российских достижений в Сирии, связанных с созданием четырёх зон деэскалации. Обострились и российско-американских разногласия, угрожающие режиму перемирия на юге страны. Хотя «сочинская тройка» гарантов перемирия в Сирии начала работу по согласованию списков участников Конгресса стало окончательно ясно, что из-за непреодолимых противоречий будущий Конгресс пройдет в крайне неудокомлектованном виде. Что полностью опровергло заявления главы МИД России Лаврова о том, что конгресс будет «по-настоящему инклюзивным».
Эти опасения подтвердились уже буквально за несколько дней до его старта.
Хотя всего для участия в конгрессе в Сочи прибыли 1393 делегата, представляющих различные политические направления, этнические и религиозные группы Сирии. Все же он не может быть признан полноценным в плане представительства, т.к. на нем не была представлена собственно сирийская оппозиция и курды, реально, победившие ИГИЛ.
27 января от участия в сочинском конгрессе отказался Сирийский комитет по переговорам (СКП), который размещается в Эр-Рияде, и близок к Вашингтону. СКП самая крупная группировка сирийкой оппозиции, состоящая из нескольких десятков движений.
СКП был создан осенью 2017 года накануне 8 раунда переговоров в Женеве под эгидой ООН. В его состав входят три крупнейшие платформы сирийской оппозиции: Эр-Риядская, Каирская и Московская и множество малых фракций, и даже отдельных независимых оппозиционеров.
Решение о бойкоте Сочи члены СКП приняли 26 января путем внутреннего голосования, т.к. после визита главы комитета Насра аль-Харири в Москву на встречу с Лавровым. Ведь Москва отказалась принять их требования об отстранении Асада от власти из-за военных преступлений совершенных его режимом. СКП подчеркнул, что правительство в Дамаске полагается лишь на грубую силу, и вовсе не желает честного диалога.
Вторым разгромным ударом для Кремля в деле сочинского конгресса стал недопуск к участию в работе представителей курдов. Прежде всего речь идет о самой мощной курдской политической силе в Сирии – партии «Демократический союз» (PYD).
Ее участие в Конгрессе наглухо заблокировала Анкара, считая, что PYD это двоюродный брат враждебной туркам Рабочей партии Курдистана (РПК), которая, как известно, имеет и российское финансирование. Турция классифицирует РПК и PYD в качестве террористов, и не желает вести с ними никакой дипломатии. Более того, после сговора Москвы и Анкары относительно начала турецкой военной операции в Африне PYD сама категорически отвернулась от россиян.
Действия Москвы курды назвали «большой ошибкой», отметив, что PYD не намерена выполнять никакие договоренности, которые будут достигнуты в Сочи. О слабости российской дипломатии в преддверии Конгресса еще говорит и то, что приглашение к участию не получили представители другого ведущего курдского движения на севере Сирии – «Курдского национального совета» (КНС), состоит из 15 партий, - хотя Турция не была против их участия. Здесь свою роль сыграл уже режим Асада, который оказывает постоянное давление на курдских автономистов.
Еще одну неприятность организаторам конгресса принесли 80 участников радикальной вооруженной оппозиции, прилетевших из Турции, и устроивших бойкот конгресса уже по прибытии в аэропорт Сочи. Их возмутило использование символики режима Асада, в частности исключительно флагов САР, исключая использование флагов оппозиции.
«Сидение» турецкой фракции в аэропорту едва не сорвало само начало конгресса, который открылся с существенным опозданием. Лавров на это счет не без иронии заметил, что отсутствие отдельных групп сирийской оппозиции не нарушило планы участников конгресса и не создало никаких проблем для дальнейшей работы над его итогами.
Еще бы: ведь Москва удосужилась пригласить даже настоящих «турецких» террористов к диалогу. МИД Турции ожидает от Москвы объяснений на предмет участия в конгрессе Михраче Урале из «Революционной народно-освободительной партии-фронта» (DHKP-C). Турция обвиняет Урала в организации теракта в Рейханлы в мае 2013 года. Взрыв в городе, расположенном на границе с Сирией, унес жизни 53 человек.
Вот так беззастенчиво российские МИДовцы латали недокомлект для сочинской встречи.
Звон мечей
Наиболее ярким свидетельством провала Конгресса в Сочи служит отказ от участия в нем его инициатора, президента России Путина. Еще почти за неделю до начала работы делегатов по мирному урегулированию в Сирии пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков рассказал, что у президента нет планов посещать конгресс, т.к. там работа ведется на ином уровне.
Песков подчеркнул, что гораздо важнее результаты, которые будут достигнуты на этих переговорах. «Результаты нам всем придется оценить по итогам этого конгресса», - указал он.
Тем не менее, Путину действительно было совсем не до визита в Сочи.
Во-первых, в Африне продолжается военная операция турецкой армии. В ходе интервенции Анкары в курдский анклав уже погибли почти по сотне человек с обеих сторон, но цели турков до сих пор не достигнуты и боевее действия в полном разгаре. В таких условиях считать Турцию или Россию (открывшую туркам воздушное пространство над Африном) гарантами перемирия просто абсурдно.
Во-вторых, Министерство финансов США представило в Конгрессе так называемый «кремлевский доклад». В список вошли приближенные к Владимиру Путину 114 российских чиновников и 96 бизнесменов. Неутешительный сигнал из Вашингтона стал очень неприятным для Кремля и сейчас для тамошних правящих элит тема Сирии отходит на второй план.
Единственное, выступая на открытии сочинского конгресса министр иностранных дел РФ Лавров все же зачитал делегатам послание Путина. В нем говорилось о том, что ключевая задача диалога состоит в сплочении сирийского народа после семи лет кровопролитной войны, унесшей жизни сотен тысяч человек, а миллионы людей, сделавшей беженцами.
Как возвращение к мирной жизни соотносится с будущей войной турков против курдов по всей длине совместной турецко-сирийской границы в послании ничего не сказано. Также не ясно, что будет с зонами контроля в провинции Идлиб и когда там будет стабильная ситуация.
Интересно, что столь долгожданному конгрессу по Сирии в Сочи президент Путин предпочел куда более скромное и камерное мероприятие по той же сирийской тематике. А именно военно-практическую конференцию по обобщению опыта и подведению итогов военной операции в Сирии в Национальном центре управления обороной. На повестке дня конференции были вопросы применения вооружения, военной и специальной техники в САР. Проанализированы эффективность системы вооружения в целом и особенности применения отдельных образцов оружия, а также деятельность предприятий ОПК. Результаты конференции будут учтены при дальнейшей реализации государственной программы вооружений.
При этом на конференции отрыто признавалось, что для России Сирия – это прекрасный полигон для апробации новейших военных разработок российской оборонки. «Разумеется, мы сегодня будем говорить, вы знаете уже об этом, не о каких-то политических результатах, будем добиваться их на другом поприще – на дипломатическом; сейчас проходит соответствующая конференция в Сочи, вы знаете. Сегодня поговорим о том, как мы применяли новейшие системы вооружений и техники», - сказал Путин.
К слову, было применено 215 современных и перспективных видов вооружений, а также большинство образцов используемой уже сейчас в войсках военной техники.
Произнося эти слова Путин уже знал, что в Сочи прорыва не предвидеться. И он четко хотел подчеркнуть всему миру, что Москва снова делает ставку на силовое давление с целью продвижения своих интересов в значимых для нее вопросах.
Кроме того, Путин снова подчеркнул важность наращивания гонки вооружений в России для продолжения конкурентной борьбы против стран Запада. «Не нужно здесь, безусловно, в облаках летать, мы прекрасно с вами понимаем и знаем, как развивается вооружение в других государствах, поэтому здесь никаких иллюзий быть не должно. Мы должны всегда быть на шаг впереди. Для того чтобы обеспечить такое развитие Вооружённых Сил, нужно над этим постоянно, напряжённо работать, причём работать совместно», - подчеркнул глава Кремля.
Подобная риторика представляет собой бряцание оружием, что никак не может совпадать с лозунгом «Мир сирийскому народу», которым увешано все в Сочи. А это снова подтверждает неудовлетворительность итогов Конгресса сирийского национального диалога.
Сочинские замки на песке
Российские дипломаты и эксперты осознавая, что продуктивность встречи в Сочи будет весьма скромной, в дни конгресса вели себя довольно нервозно.
К примеру, официальный представитель МИД России Мария Захарова обратила внимание, что в медиа-сфере гуляет «дезинформация» о «предрешенности итогов Сочи» и «заранее написанных заявлениях».
«Это попытка сорвать работу конгресса, - написала она 29 января на своей странице в Facebook. - Само мероприятие настолько живое и непредсказуемое, что все решается с колес, так, как подсказывает ход встреч и консультаций непосредственно сирийцев».
Российские политологи тоже заговорили о подрыве работы «Сочи» из-за позиции другой группы государств, которая хочет сама заниматься сирийским урегулированием. К этим странам относятся США, державы-члены ЕС, Саудовская Аравия и Иордания.
Якобы эта пятёрка предлагает альтернативную площадку для проведения подобных мероприятий. При этом страны-конкуренты России в этом вопросе будут продвигать мысль: «если Женеву можно дополнить Сочи, то почему её нельзя дополнить какими-нибудь другими переговорами?»
Такие признания могут указывать лишь на то, что в рядах «сочинской тройки» нет единства взглядов, а значит, может происходить все что угодно, кроме того, что действительно необходимо Кремлю. И МИД как может готовил общественное мнение к возможным эксцессам.
Но из-за многочисленных разногласий в рядах делегатов в Сочи складывается впечатление, что столь многообещающий Конгресс родил лишь жалкую мышь.
Главным итогом конгресса стало решение сформировать конституционную комиссию, для участия в которой было выдвинуто 150 кандидатур (100 человек от правительства с учетом внутренней умеренной оппозиции и 50 от внешней оппозиции). Из них, по словам специального посланника генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, будут отобраны 45-50 человек. Они будут заниматься пересмотром конституции страны, чтобы подготовить юридическую основу для ее послевоенного устройства Сирии.
В свою очередь, участвующий в мероприятии депутат парламента Сирии Ахмад Кузбари напомнил, что действующая конституция принята в результате голосования сирийцев в 2012 году. По его словам, комиссия будет обсуждать изменения в действующий основной закон, речи о принятии новой конституции не идет.
Будущая комиссия будет работать в Женеве, а по составу весьма неоднородна, т.к. в нее войдут представители правительства Асада и оппозиции, эксперты по Сирии, представители гражданского общества, политические лидеры, племенные вожди, женские организации, а также выдвиженцы этнических и конфессиональных групп.
Одним словом, такой себе уменьшенный круг очень разношерстных лиц, с все теми же непреодолимыми противоречиями. Хотя российские медиа увидели в этом хаосе некие признаки консолидации как сами они признают «чрезвычайно фрагментированной сирийской оппозиции». Что крайне важно – окончательное решение о мандате, порядке работы, полномочиях, правилах процедуры и критериях отбора членов Конституционной Комиссии будет принято в рамках Женевского процесса под эгидой ООН.
Как промежуточный результат конгресса рассматривается формирование контуров нового объединения оппозиции. Может произойти объединение четырех блоков оппозиции, представленных на конгрессе – «астанинской» платформы (Ранда Кассис), «московской» платформы» (Кадри Джамиль), движения «Завтра Сирии» (Ахмед Джарба) и «Национального координационного комитета за демократические перемены» (Хейсам Манаа).
Почти все переговоры конгресса проходили за закрытыми дверями. И хоть сирийцы и сидели в одной комнате, но обсуждали они не очень острые вопросы. По словам одного из сирийских участников, «судьба президента Сирии Башара Асада, ухода которого ранее требовали и Запад, и оппозиция, не обсуждался, поскольку сирийцы считают более приоритетным договориться о прекращении многолетнего насилия и установить основные политические принципы».
То есть, рисовали фигуры на песке, не затрагивая реально значимой проблемы устранения режима Асада. А ведь из-за игнорирования именно этого требования оппозиции собственно и началась гражданская война в стране в 2011 году.
Ключевым документом конгресса стало итоговое заявление, состоящее из 12 пунктов. Сирия должна сохранять суверенитет и территориальную целостность, а ее будущее может определять только сирийский народ демократическими средствами.
Что важно – в документе сказано, что страна будет вести борьбу за возвращение в свой состав Голанских высот, находящихся под оккупацией Израиля.
Сирия должна обладать объединенной национальной армией, выполняющей задачи в соответствии с конституцией страны. Участники переговоров заявили об активной приверженности борьбе с терроризмом, фанатизмом и экстремизмом.
Также в Сирии важно соблюдать прав и свободы граждан, кроме того отмечается важность признания многообразия сирийского общества и важность борьбы за искоренение бедности.
Как видно, не зря Путин воздержался от участия в Сочинском конгрессе, ведь в плане пропаганды он не смог создать сильных информационных поводов.
Лучше всего об этом сказали сами российские дипломаты. Так, спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев назвал Сочи лишь «толчком для Женевы». А глава МИД РФ Лавров прямо заявил: в одобренном конгрессом заявлении "нет ничего революционного".
Сами сирийские делегаты уже поговаривают о необходимости проведения новых конгрессов «Сочи-2» и даже «Сочи-3». Видимо сотням переговорщикам из воюющей и многострадальной Сирии по душе путешествовать с «курорта» на «курорт».
Они так могут еще годами безбедно существовать за счет бюджетных отчислений россиян. Но как говорится: чего не сделаешь для поддержания статуса «гегемона» в мире и образа президента-миротворца. За это и последнюю рубашку снять не жалко.