ГлавнаяМир

«Кремлевский доклад» Минфина США: ​приведет ли он к краху режима Путина?

Министерство финансов США представило Конгрессу так называемый «кремлевский доклад» – список из 114 высокопоставленных чиновников и 96 олигархов, близких к российскому режиму. В докладе упомянуты все российские министры, помощники и советники президента Владимира Путина, главы Москвы и Санкт-Петербурга, а также бизнесмены с состоянием более $1 млрд, включая Михаила Фридмана, Сулеймана Керимова, Алишера Усманова, Олега Дерипаску, Евгения Касперского и других.

Фото: oilreview.kiev.ua

При этом данный список уже породил весьма противоречивые отклики как в американском истеблишменте, так и в экспертной среде. С одной стороны, ряд экспертов уверены – само по себе включение в перечень уже порождает массы проблем для российских элит.

«Эти две сотни фамилий – рабочее приложение к закону, который ставит России в вину войну с Украиной, вмешательство в американские выборы и нарушения прав человека. То есть, пусть и косвенным образом, на всю российскую политическую и предпринимательскую верхушку возлагается моральная ответственность за политику Кремля. Любой из этих людей может оказаться под санкциями в любой момент. Для конгресса и Белого дома больше не должно быть разницы между «питерскими юристами» и «чекистами», «силовиками» и «системными либералами», кремлевскими башнями и кланами», – отмечает российский журналист и публицист Константин Эггерт в своей колонке для "Deutsche Welle". Добавив, что включение в список министра иностранных дел Сергея Лаврова – «вещь исключительная».

Такого же мнения придерживается президент Института Восточного партнерства (Израиль), раввин Авраам Шмулевич. «Главная причина, вызвавшая список – влияние России на американские выборы, и в принципе, на внутреннюю политику Запада. Огромные деньги, которые находятся на Западе и имеют русское происхождение, стали токсичными и опасными для западной экономики и политической системы. Задача списка – нейтрализовать их влияние. Точно также, как деньги наркокартелей не могут легально влиять на принятие решения на западе, на западную экономику, выключены из нее, точно также ставится задача «выключить» российские деньги, и неважно, каким именно образом они были заработаны», – пояснил он в комментарии LB.ua.

Авраам Шмулевич
Фото: wp.com
Авраам Шмулевич

Тем временем, ряд обозревателей указывает на главный недостаток «кремлевского доклада» – в нем не идет речи ни о каких санкциях в отношении упомянутых лиц. Более того, как отмечает The Washington Post, в понедельник вечером Госдепартамент объявил, что не будет вводить санкции против России, которые Конгресс подавляющим большинством принял в середине 2017 года, поскольку «сам закон служит сдерживающим фактором» для Москвы.

Однако, как указывается в статье, никакого практического сдерживающего действия закон не оказывает. Более того, в тот же вечер директор ЦРУ Майкл Помпео заявил, что Россия на самом деле не свернула свои действия по вмешательству в выборы, и планирует сделать в 2018 году то же, что сделала в 2016-м.

Во вторник на сайте «Atlantic Council» появилась статья Андерса Ослунда о том, что «кремлевский список» подменили перед подачей в Конгресс США. По его словам, ожидаемый список должны были представить в полночь 29 января. Цель этого доклада заключалась в том, чтобы выявить тех лиц, которые создали свое состояние с помощью незаконных контактов с Кремлем. Различные правительственные органы США выполняли добросовестную работу в создании этого списка, подчеркивает Ослунд.

«В последний момент некий высокопоставленный чиновник отбросил работу экспертов и вместо этого вписал в доклад имена высших должностных лиц из администрации президента и правительства России плюс 96 российских миллиардеров из списка Forbes», – пишет экономист.

Таким образом, подчеркивает Ослунд, этот чиновник высмеял правительственных экспертов, которые готовили «кремлевский отчет», а секретарь казначейства, подписав новый список, взял на себя за это ответственность. 

Фото: ursa-tm.ru

Тем не менее, многие эксперты сходятся к мысли, что даже в таком виде «кремлевский отчет» способен нанести существенный ущерб окружению Путина. «Замена документа действительно имела место, но, тем не менее, это не катастрофа», – сообщил в комментарии LB.ua российский политолог и публицист, один из главных экспертов по антикремлевским санкциям Андрей Пионтковский.

«Само по себе расширение списка не имеет значения. Да, в первоначальном варианте там содержались фамилии около сорока человек, наиболее приближенных к Путину и более всего ответственных за его преступления. А теперь вместо него появилась, как иронизируют некоторые, «телефонная книга». Однако это не так уж плохо. Например, я не уверен, что в короткой версии списка содержался Шойгу. 

Проблема заключается в другом. Секция 241 «О персональных санкциях» закона от 2 августа требует составления списка с приложением к каждому фигуранту подробнейшей информации по его финансовому состоянию: источники доходов, перечень родственников, перечисление находящихся в США активов и т.д.

Главная проблема, которую создали чиновники Госдепартамента своим вмешательством – это перевод этой части документа в засекреченную часть. Министр финансов отметил вчера, что там содержатся сотни страниц. Их опубликование, во-первых, привело бы к политическому взрыву в России, потому что несло бы в себе не общие слова об «украденном триллионе», а детальную информацию об этих деньгах. Во-вторых, в случае открытой публикации этих данных никакие дополнительные санкции уже не были бы нужны, поскольку такая информация сама по себе содержит сведения об отмывании денег в особо крупных размерах. Тогда к фигурантам списка можно было просто применять уже существующее американское законодательство о противодействии отмыванию средств, нажитых преступным путем. Теперь же, из-за того, что администрация Трампа засекретила эту информацию, опубликованный доклад не порождает автоматическое введение в действие американских законов. Для наступления последствий требуется второй шаг – введение санкций», – поясняет эксперт.

Тем не менее, Андрей Пионтковский уверен: такие санкции в отношении многих людей из списка рано или поздно будут введены Конгрессом, так что ликование Москвы, мягко говоря, преждевременно. «К тому же капитализация активов всех включенных в список людей начала резко падать уже сейчас», – добавил он.

Андрей Пионтковский
Фото: politeka.net
Андрей Пионтковский

Такой же точки зрения придерживается аналитик, один из создателей и глава проекта «Подрыватели» о постсоветской клептократии Илья Заславский. 

«Я считаю большим плюсом, что американцы наконец-то «широкой метлой» обозначили 210 человек, притом, помимо публичных чиновников и «Озера», назвали многих людей «второго порядка». Очень важно, что сюда попали практически все ключевые «системные либералы»: Шувалов, Дворкович, Белоусов, Греф. Поразило, что включены Федотов и Титов, это приятная неожиданность. Радует и то, что олигархов значительно больше, чем кто-либо думал в начале, в частности, не только вся «Альфа-групп» и Вексельберг, но даже проживающие за рубежом Батурина и Рыболовлев! Огромным упущением списка является отсутствие заместителя главы Центробанка и члена таганской ОПГ Александра Торшина. Там нет также Чубайса, Набиуллиной, нет Эрнста, Добродеева, Симонян и других пропагандистов», – подытожил Илья в комментарии LB.ua.

«Список поступит в Конгресс, и на основании этого документа будет принят закон о новых санкциях», – убежден российский оппозиционер, близкий соратник убитого политика Бориса Немцова Леонид Мартынюк.

«Один из возможных вариантов последствий – это запрет любому американскому гражданину и компании иметь бизнес-отношения для с фигурантами этого списка. Также может быть введен запрет на проведение любых операций и получение кредитов в долларах.

«Токсичность» российской элиты заключается в том, что финансовые учреждения США и Европы будут относиться к фигурантам списка как к опасным и неудобным клиентам», – предполагает он.

По словам Мартынюка, главная цель доклада заключается не в падении режима или свержении Путина, а в сдерживании России. «Режим должен быть ослаблен до такой степени, чтобы он не представлял угрозы соседним странам, европейским государствам и США. У Путина не должно остаться денег на войну в Украине или Сирии. И он должен опасаться в следующий раз взламывать сайты американских политиков и учреждений», – сказал LB.ua Мартынюк.

С ним согласен и бывший сотрудник ЦРУ с более чем тридцатилетним стажем Кристофер Берджерс.

Слева направо: Борис Титов, Вячеслав Володин, Владимир Путин, Владимир Лукин и Михаил Федотов во время встречи в Кремле.
Фото: kremlin.ru
Слева направо: Борис Титов, Вячеслав Володин, Владимир Путин, Владимир Лукин и Михаил Федотов во время встречи в Кремле.

«Этот список представляет собой попытку определить наиболее влиятельных политических деятелей, олигархов и чиновников. Забавно, но сам Путин не включен в этот перечень. Тем не менее, «засекреченное приложение», без сомнения, содержит подробные сведения о том, чем каждый человек заслужил честь оказаться в этом докладе. Да, пока никаких санкций не упоминается, но список был составлен по просьбе Конгресса и передан ему для работы. Это своего рода «список покупок», «шпаргалка» для введения санкций или других действий», – поясняет он LB.ua.

Бывший сотрудник Госдепартамента США Алексей Собченко настроен еще более оптимистично. «Составление данного списка – это только первый шаг. У обозначенных в нем лиц в любом случае начнутся проблемы. Но главное заключается в том, что этот шаг действительно может положить начало краху путинского режима. В свое время меня удивило, какое воздействие на российскую верхушку оказал список Магнитского, хотя там было всего 11 человек, включая медсестер. Однако, тем не менее, этот список вызвал в России панику, поскольку для этих людей нет более страшной вещи, чем быть отрезанными от Запада и его благ», – уверен он.

«В отличие от коммунистической идеологии, которая при всей своей утопичности была привлекательна для некоторых людей на Западе, современная Россия не может предложить миру ровным счетом ничего. Поэтому главная ценность для нынешней российской номенклатуры – это возможность иметь недвижимость за границей, покупать там дорогие вещи, чтобы хвастаться ими перед коллегами, отправлять детей учиться за рубеж и т.д. Больше у этих людей за душой просто ничего нет. Все их разговоры о православии, патриотизме и «славной российской истории» – это просто мишура. Поэтому для российских элит нет ничего более страшного, чем быть отрезанными от Запада. Их реакция на список Магнитского красноречиво показала: любое расширение такого рода списков – это конец режиму.

Да, в «кремлевском докладе» не говорится о заморозке банковских счетов или конфискации активов. Но, во-первых, это может быть сказано в будущем. Во-вторых, даже на основании имеющегося списка этим людям могут отказать в получении визы – как американской, так и Шенгенской. Это особенно важно, учитывая, что для этих людей поездки за границу – это не просто удовольствие, а способ подтверждения статуса, который они теперь утрачивают», – подчеркивает бывший сотрудник Госдепа.

Фото: EPA/UPG

Алексей Собченко вспоминает слова специального координатора Госдепартамента США по санкциям Дэна Фрида о том, что главная цель принимаемых мер – не наказание России, а изменение ее политики. «Часть людей не включены в список, но могут быть включены туда в будущем, поскольку перечень открыт. Таким образом, людям, не упомянутым в докладе, дается сигнал, что единственный способ избежать включения для них – это прекращение всех игр с Кремлем, в том числе финансирования избирательной кампании Путина. А потому задолго до того, как будет введено реальное наказание, наступит раскол между включенными и не включенными в список представителями элиты. Фигуранты списка будут настаивать на «жесткой линии» в отношении Запада, тогда как не упомянутые в нем будут изо всех сил желать изменения политики, что вызовет серьезную разбалансировку внутри сегодняшней номенклатуры», – прогнозирует Собченко.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram