ГлавнаяМир

Конец Гааги

В конце года Международный трибунал по бывшей Югославии завершает свою миссию. 24 года мандата специального суда ООН оказалось мало, чтобы рассмотреть все преступления, а тем более чтобы смириться с прошлым. Страны бывшей Югославии, которые уже давно не живут вместе, и дальше отказываются признавать ошибки предыдущих режимов и обвиняют в преступлениях друг друга. Однако в одном они едины - суд не помог достичь примирения.

Слободан Пральяк выпивает яд во время зачытивания приговора
Фото: стоп-кадр видео
Слободан Пральяк выпивает яд во время зачытивания приговора

Два последних процессы - над сербским генералом Ратко Младичем и хорватским Слободаном Пральком и бурная реакция на приговоры лучше всего это иллюстрирует. Во время зачитывания приговора шестерым руководителям самопровозглашенной республики Герцег-Босны Праляк выпил яд, воскликнув, что отвергает обвинения и не является военным преступником. Зрелищное самоубийство в зале суда, транслировалось в прямом эфире, шокировало многих.

Однако реакция хорватских властей на приговор поразила не меньше. Парламент осудил решение международного суда, а президент страны Грабар-Китарович даже прервала официальный визит в Исландию. Премьер Андрей Пленкович заявляет о намерении правительства искать способы обжаловать решение. 

А жертвы? Жертвы снова отошли на второй план.

У каждого свои герои?

Говорят, что у каждого народа свои герои, однако на Балканах нередко можно услышать, что в войне в Югославии героев - нету!

1992 Руфада Башич сербские военные забрали в плен просто из родного дома, как и всех совершеннолетних мужчин несербской национальности боснийского города Приедор. В разных лагерях он провел три месяца, несколько раз был ранен. Четверть века спустя, в день, когда выносили приговор сербскому генералу Ратко Младичу у мужчины была назначена операция - Руфаду в очередной раз лечили зубы, выбитые в концлагере. Младич получил пожизненное заключение, опереция Руфада прошла успешно.

По его мнению, приговоры трибунала вполне справедливы, а реакция политиков прогнозируемая, ведь «на политической сцене до сих пор участники вооруженных конфликтов». Правящая партия Хорватии - HDZ - основана Франьо Туджманом, первым президентом независимой Хорватии, который также фигурирует в документах трибунала. 

Во главе Сербии - бывший радикал, который еще в 2007 году клеил плакаты с надписью «Бульвар Ратко Младича» на столичной улице Зорана Джинжича, бывшего премьера Сербии, которого убили именно за то, что он начал выдавать Гааге военных преступников.

Фото: Српски Народни Покрет

Плакаты с изображением Ратко Младича осужденного за геноцид к пожизненному заключению появились в Белграде и на днях, накануне финального отчета Гаагского трибунала Совбезе ООН.http://rs.n1info.com/a347305/Vesti/Vesti/Beograd-oblepljen-plakatima-s-likom-Ratka-Mladica.html

На заседании, посвященном завершению миссии Международгого суда по бывшей Югославии, генпрокурор трибунала Серж Брамерц отметил: "Последние две недели показали, что преступления оставили раны, которые до сих пор не зажили. Для многих осужденные военные преступники - и дальше герои. В то время как жертв не признают и игнорируют. Страшные факты и дальше открыто отрицают или отвергают, указывая на преступления других ". 

Правда, после критики мирового сообщества Хорватия таки несколько смягчила свою риторику, а вот представительница Сербии не удержалась от критики Гааги, повторив на заседании любимую мантру: мол, 70% осужденных в Гааге - сербы, не упоминая при этом национальную принадлежность главного агрессора в кровавом распаде Югославии.

Гаага для Путина

Не пренебрегли возможностью покритиковать международный суд и представители России, очевидно осознавая, что она - следующая. 

А постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко заявил: "Опыт международного трибунала по бывшей Югославии дает надежду на то, что военные преступления, преступления против человечности и другие крупные нарушения прав человека, совершенные Россией против Украины, не останутся без наказания и правосудие восторжествует».

Владимир Ельченко
Фото: vnews.agency
Владимир Ельченко

4 декабря Прокуратура Международного уголовного суда в Нидерландах опубликовала ежегодный отчет, в котором говорится, что предварительное расследование зафиксировало более 1,2 тысячи фактов возможного совершения преступлений на Донбассе. Канцелярия прокурора продолжает рассматривать заявления о том, что Россия осуществляла и осуществляет общий контроль над вооруженными группами на востоке Украины, чтобы установить, можно ли рассматривать вооруженный конфликт между Вооруженными силами Украины и антиправительственными вооруженными группами как международный. 

Однако специалисты скептически относительно того, что дело дойдет до конкретных приговоров, прежде всего через право вето России в ООН. А если все-таки дойдет, то украинскому обществу следует быть готовым к тому, что на скамье подсудимых могут оказаться и те, кто защищая Украину, нарушил законы ведения войны.

Наследие трибунала

После себя Международный суд по бывшей Югославии оставляет сотни незавершенных процессов, часть их перейдет к так называемому остаточного механизма при ООН. Другая часть возложена на местное правосудие. 

Окончательную точку в деле лидера сербских радикалов Воислава Шешеля суд поставит 13 декабря, а приговор бывшему президенту Республики Сербской Радовану Караджичу объявят до конца 2019. Суд требует от Сербии выдать членов Радикальной партии, которых обвиняют в запугивании свидетелей по делу Шешеля.

Воислав Шешель
Фото: ua-reporter.com
Воислав Шешель

Между тем всплывают все новые преступления двадцатилетней давности. 6 декабря прокуратура в Загребе открыла производство против трех граждан Сербии, которых подозревают в совершении военного преступления против мирного населения в городе Петриния. В тот же день прокуратура Боснии возбудили дело против четырех сербов, которым инкриминируют убийства, пытки и изгнание мирных жителей не сербской национальности на территории города Власеница.

​Ірина Джамич​Ірина Джамич, Журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram