Ведь скандал - он предполагает некое одномоментное парадоксальное событие, резко нарушающее нормативные предписания. И этот отчетливый контраст дает понимание: а) истинного размера, масштаба скандала, системы координат в которых он произошел, б) механизма ликвидации его последствий, приведения в норму. А специальный советник по расследованию российских манипуляций с выборами в 2016 году в США Роберт Мюллер поднимает все новые и новые темы. Похоже миру предстоит узнать, что для нового президента США (пока точнее сказать, для некоторых лиц из его ближайшего окружения) нормативные предписания в ряде случаев вообще не существовали.
По свежим сообщениям, бывший советник по национальной безопасности (пробыл всего 24 дня в качестве советника). Майкл Флинн участвовал в предполагаемом плане похищения турецкого религиозного деятеля Фетхуллаха Гюлена с целью его выдачи Турции.
Фетхуллах Гюлен – духовный лидер религиозного движения «Хизмет», которое имеет миллионы сторонников в исламском мире. Оно делает упор на этическое воспитание нового поколения, не выдвигая новых теологических концепций, а предлагая современную интерпретацию ислама, инициирование диалога с представителями других конфессий и убеждений. Его влияние опирается на систему привилегированных школ с современной методикой образования, которые открыты в 150 странах. Президент Турции Эрдоган распорядился о закрытии школ движения "Хизмет" в Турции и считает Гюлена заговорщиком, готовившим государственный переворот. Кстати, в России книги Гюлена тоже считаются экстремистскими и запрещены.
На деле «Хизмет» развернуло в Турции кампанию по борьбе с коррупцией в руководстве исламистской партии Эрдогана. В декабре 2014 года это действительно привело к увольнению ряда высокопоставленных сотрудников полиции и к арестам нескольких влиятельных политических фигур из окружения премьер-министра - всего 17 приближенных к Эрдогану лиц. В марте 2016 года Эрдоган обвинил Гюлена в создании напряженности в юго-восточной части Турции, где живут курды. Начались аресты сторонников Гюлена (свыше ста в прошлом году) и власть заявила о «паралельном государстве» , которое организовало движение «Хизмет».
У Гюлена плохое здоровье, он уехал в США на лечение еще в 1999 году, и с тех пор в Турцию не возвращался. Ведет уединенный образ жизни.
Роберт Мюллер считает, что собрал достаточное количество доказательств для обвинения Флинна в том, что тот создал заговор с целью похищения Гюлена и переправки его прямиком в тюрьму, находящуюся на одном из турецких островов. Цена вопроса – 15 миллионов долларов.
Это обвинение - пока крайнее из тех, которые предъявлены отставному генералу и бывшему главе Defense Intelligence Agency, военной разведки во составе Министерства обороны США.
Мюллер собрал достаточные доказательства, чтобы выдвинуть обвинения не только против Флинна, но и его сына - Майкла Флинна младшего. Что передвигает всю международно-коррупционную схему еще на шаг ближе к Трампу.
Белый Дом, разумеется, дистанциировался от людей, обвиняемых Мюллером. Не только от Пападопулоси и от бывшего руководителя избирательной кампании кампании Пола Манафорта, его делового партнера Рика Гейтса.
Важный момент – официально обвинительное заключение не обнародовано, что в перспективе создает новую головную боль для юридических советников Дональда Трампа. Дело в том, что Флинн, понимая собственные печальные перспективы, активно сотрудничает со следствием и уже проявил высокий интерес к сделке, в обмен на собственный иммунитет.
Такая неожиданная смекалистость Флинна обьясняется тем, что перед ним маячит живой пример - история Джорджа Пападопулоса, независимого консультанта Трампа по нефтегазовой политике. Пападопулос долго юлил, отрицая, что был мостиком в коммуникации с Россией. Сенатор Уорнер, вице-председатель сенатского Комитета по разведке, заявил, что заявление Пападопулоса о признании своей вины является «очередным свидетельством серии скрытых контактов, недостоверных заявлений, потенциально компрометирующей информации и в высшей степени сомнительных действий во время предвыборной кампании Трампа, которые в совокупности являются предметом глубокого беспокойства и продолжающегося расследования».
Так вот и с Мюллером Пападопулос «показал себя готовым к переговорам».
Как это должно было сработать с Гюленом?
У Флинна есть частная «компания по вопросам национальной безопасности» Flynn Intel Group. «Интел» здесь сокращенное от «интеллиджент», и это не о интеллигентах-ботаниках. Аутсорсинг такого рода - достаточно распространенная практика в мировом разведывательном сообществе. Какими бы крутыми бюджетные организации не были, они по определению консервативны, медлительны, и состоят из служащих, более склонных к педантичной бюрократической работе, чем к экстравагантным дорогостоящим «активным мероприятиям» и прочим экзотическим вещам. Частные организации, аффилированные со спецслужбами, состоят тоже не из случайных людей, но корпоративная разведка - значительно более прибыльное дело, чем работа на государство, даже самое крутое.
Еще в сентябре Wall Street Journal сообщила о том, что в плане участвовал бывший директор ЦРУ (1993—1995) Джеймс Вулси.
Вулси вроде никак нельзя назвать прорусски ориентированным. «Никто из нас не будет сокрушаться по поводу сократившейся с середины XX века группки россиян, оказавшихся не у дел, на обочине истории, отчаянно надеющихся быть замеченными с их одаренностью в искусстве фальсификации и во всем остальном, все более неуместном и бесполезном», это из его предисловия к книге «Дезинформация. Тайная стратегия абсолютной власти». Другие его публичные заявления по России и Путину тоже были вполне жесткие.
Но именно при его каденции произошло разоблачение и арест сотрудника ЦРУ Олдриджа Эймса, работавшего на разведку России. Эймса называют одним из самых ценных агентов советской и российской разведки в истории, он работал на Кремль девять лет на должности начальника советского отдела управления внешней контрразведки ЦРУ.
Джеймс Вулси тогда подал в отставку.
И у Вулси тоже есть частная компания Invicta Networks, специализирующаяся на технических вопросах безопасности передачи информации. И основал он ее в 1999 году в месте с бывшим майором Шеймовым, перебежчиком еще в 80-х из советского КГБ.
Встреча заговорщикаов проходила в Нью-Йорке в ресторане 21 Club. По словам «людей, знакомых с расследованием», именно на этой встрече обсуждался платеж в размере 15 млн. долларов. Один из источников сказал, что Гюлен будет захвачен и отправлен на частном реактивном самолете на турецкий тюремный остров Имрали. О предоплате или подготовительных шагах не говорилось.
Время, когда Трамп назначил «хорошего парня» Флинна советником по национальной безопасности, выглядит все более мутным.
«Если факты, связанные с Флинном и его сыном, верны или даже в основном верны, это указывает на невероятную склонность к возмутительно незаконному поведению», - сказал Райан Гудман, профессор права Нью-Йорка и бывший адвокат Пентагона. «Доказательства того, что Флинн был готов действовать таким незаконным образом, могут помочь в доказательствах и других его действий, связанных с Россией в ходе избирательной кампании».
Если у Мюллера есть достаточные доказательства того, что Флинн и его сын участвовали в этом дерзком заговоре, то юристы вполне могли посоветовать Флинну рассказать ФБР обо всем как можно быстрее.
Белый дом эту ситуацию не комментирует. Адвокаты обоих Флиннов - Роберт Келнер и Барри Коберн, тоже отказываются от комментариев для прессы.
Сторонники Гюлена в США. «Альянс за общие ценности» аплодируют и восхваляют систему правосудия США как такую, которая устояла и перед диффамационной кампанией правительства Турции против Гюлена, и перед огромными деньгами.
Хотя это они для Турции огромные, а для США – ну, такое.
Флинн - одна из самых интригующих фигур в расследовании схемы «Трамп-Россия». Он занял видное положение в качестве начальника разведки в Афганистане, но в 2010 году начал яростную критику по поводу того, что война там ведется неправильно. Талибы уже перестали быть единственной мишенью, Флинн и его единомышленники утверждали, что США должны быть более чувствительны к исламскому населению в целом.
Антиисламские настроения Флинна привели его к конфликту с администрацией Обамы и в итоге к отставке с поста начальника военной разведки в августе 2014 года. Обида на демократов и чувство непонятости были очевидными. К тому времени, как он появился на стороне Трампа в качестве сторонника, он уже стал откровенным исламофобом.
Каким же образом такой «ястреб» мог войти в заговор в интересах достаточно консервативного и даже скандального президента Турции?
Дело все-таки в деньгах и желании «подняться», доказав своим обидчикам-демократам не просто состоятельность, а триумф.
Согласно декларации доходов Флинна, более 827 тыс.долларов он получил за лоббирование интересов турецких властей. Не будем останавливаться на фактах платного сотрудничества с российским телеканалом RT и авиакомпанией «Волга-Днепр», а также подразделением «Лаборатории Касперского». В августе группа компаний Flynn Intel подписала контракт с голландской фирмой Inovo, принадлежащей Экиму Алптекину, председателю Турецко-Американского делового совета и близкого сподвижника Эрдогана. Фирме Флинна было поручено накопать информацию о Гюлене и снять фильм о нем. Цена вопроса – 530 тыс. долларов. Копейки, вобщем то. А тут тебе предлагают пятнадцать лямов! И это могло быть только начало!
Но тут что-то пошло не так.
В этой ситуации никто за него не заступится, ни Трамп, ни Эрдоган, ни Путин. В таких играх потому и высоки ставки, поскольку риск значителен, а оперативного прикрытия - нет и не будет. Спалился – выгребай. Кроме того, гамбит как раз и есть такая форма шахматного дебюта, в котором жертвуют пешку. А Флинн, похоже, думал, что он – король.