Учитывая «многогранность» персоны Вучича - в прошлом слугу режима Милошевича, ярого радикала, а ныне - евроинтегратора, дать ответ на этот вопрос не брался ни один из аналитиков. Пока 15 июня, президент не озвучил имя нового премьер министра. Из трех кандидатов - русофила и главы социалистической партии Ивицы Дачича, представителя своей Прогрессивной партии или проевропейского министра самоуправления в предыдущем правительстве, внепартийной Аны Брнабич, Вучич выбрал последний вариант.
Такое решение удивило многих в ортодоксальной Сербии. И не только потому что Брнабич - первая в истории Сербии женщина, которая возглавит правительство, но и потому, что она не скрывает своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Ана Брнабич получала высшее образование в США и Великобритании, сотрудничала с крупными американскими корпорациями, а на посту министра самоуправления отметилась рядом инновационных проектов, направленных на борьбу с бюрократией и развитием ИТ сектора.
Курс на ЕС
Ану Брнабич, кандидатура которой еще предстоит пройти одобрение в парламенте, президент призвал работать над улучшением имиджа Сербии в мире и продолжить курс страны на евроинтеграцию.
И хотя в ЕС не скрывают, что пока они не оправятся от последствий Брекзита, миграционного кризиса и не наведут порядок в доме, гостей принимать не будут, однако чтобы подбодрить страны, которые уже успели устать от ожидания в предбаннике Евросоюза, разработали план «Берлин +». Он предусматривает открытие для балканских претендентов на вступление в ЕС дополнительных фондов Союза. В частности странам бывшей Югославии предлагают представиться Евросоюзу единой экономической зоной. Подробно план инфраструктурного объединения шести стран-претенденток будут обсуждать на саммите, который состоится в июле в Триесте. Немецкие дипломаты-разработчики программы уверяют, что это отнюдь не замена членства в ЕС, а подготовка к нему.
После неудавшегося переворота в Черногории и шпионского скандала в Македонии, в причастности к которым обвиняют российские спецслужбы, ЕС встрепенулся и принялся задабривать обделенный своим вниманием регион. Еврокомиссар по вопросам расширения и политике соседства Иоганнес Хан недавно посетил Сербию и Черногорию чтобы лично выразить поддержку местным лидерам. Днем ранее Брюссель выделяет Сербии из фондов ЕС 95 млн евро на развитие страны и обещает до конца месяца открыть два пункта соглашения о вступлении в ЕС. А Европарламент после нескольких отложенных заседаний таки принимает ежегодную резолюцию «О прогресс Сербии в процессе евроинтеграции», отметив значительный прогресс в реформах.
Кнутом и пряником
Однако депутаты Европарламента призвали Сербию "постепенно согласовать свою внешнюю политику и политику безопасности с позицией ЕС, в том числе политику в отношении России», а также осудили совместные российско-сербские военные учения. Зато в Страсбурге призвали сербские власти активнее пропагандировать свою стратегию евроинтеграции среди населения.
Напомнил кто «кормит» Балканы и Иоганнес Хан во время своего визита. Потратив весь дипломатический словарь он прямо заявил, что именно ЕС, а не Россия как принято считать в Сербии, выделяет стране наибольшее количество помощи. С 2007 года Евросоюз выделил на развитие Сербии более 2 млрд евро. Львиная доля иностранных инвестиций поступает в сербскую экономику из европейских стран, а 67% экспорта Сербии идет в ЕС.
Решить вопрос Косово
Едва ли не самым большим вызовом нового президента и премьера будет решение вопроса Косово. Тем более что урегулирование отношений с Приштиной - одно из условий вступления Сербии в ЕС. Слишком болезненный для Сербии вопрос осложняется тем, что на парламентских выборах в самопровозглашенной республике победила политическая сила, которую Белград прямо называет террористической, а ее лидер, бывший командир Освободительной Армии Косово Рамуш Харадинай, которого Белград обвиняет в военных преступлениях, имеет больше всего шансов возглавить правительство.
Харадинай уже сделал ряд резких заявлений. Например, что диалог с Сербией возможен только после того, как она признает Косово, а также, что не собирается формировать Объединение Сербских муниципалитетов, что предусмотрено Соглашением о нормализации отношений между Белградом и Приштиной.
Выход из патовой ситуации может заключаться в поднятии переговоров о нормализации, происходящие при посредничестве Федерики Моггерини, на президентский уровень - о чем уже говорят и в Сербии, и в Косово. Тогда представителям Сербии не пришлось бы встречаться с «нерукопожатным» Харадинаем, зато Косово представлял бы Хашим Тачи, который хотя тоже был одним из командиров косовской армии и в свое время так же обвиняли Сербией в военных преступлениях и не только, но с ним уже успели наладить диалог.
Открыть внутреннюю дискуссию по Косово пообещал в своей инагурационной речи президент Вучич: "Мы должны быть открытыми и избавиться мифического восприятия, но это не означает отказ от того, на что имеем все права. Наш внутренний диалог, может даже и важнее того, который мы ведем с албанцами". И пока одни аналитики склонны видеть в этом заявлении решимость решить вопрос Косово раз и навсегда, другие же наоборот толкуют «внутренний диалог» со слов Вучича, который все решения привык принимать единолично, как разделение ответственности за будущие непопулярные политические решения.
Поощрительный приз России
И пока Сербия сосредоточивает все свои усилия на сближение с ЕС, России в этой стране остается радоваться разве что «Национальному совету по координации с Россией и Китаем». Эта структура в срочном порядке была создана то ли для того, чтобы утешить «изначального Брата», то ли чтобы бывший президент Сербии Томислав Николич, который ее возглавил, не скучал на пенсии.