ГлавнаяМир

​Евросоюз занялся «пороховой бочкой Европы»

С момента распада Югославии, который сопровождался кровавыми войнами, прошло уже 20 лет. Однако враждебная риторика тех времен актуальна на Западных Балканах до наших дней и время от времени вызывает кризис в регионе. Последние такие недоразумения между бывшими югославскими республиками заставили Евросоюз отреагировать.

Могерини во время совещания по стабилизации ситуации на Балканах
Фото: EPA/UPG
Могерини во время совещания по стабилизации ситуации на Балканах

На прошлой неделе верховный представитель ЕС по вопросам иностранных дел Федерика Могерини собрала в Брюсселе премьеров Боснии, Сербии, Косово, Черногории, Албании и будущего главу правительства Македонии чтобы помирить их. Неформальную встречу Могерини организовала после своего мартовского тура по Балканам, из которого руководительница европейской дипломатии вернулась, по словам ее коллег, чрезвычайно озабоченной.

Повод для беспокойства действительно есть: ситуация в регионе напряженная, а сами лидеры стран Западных Балкан констатируют, что их отношения за годы мирного сосуществования еще никогда не были такими плохими как сейчас.

Традиционно непростые отношения Сербии с Косово, отделившегося от нее в одностороннем порядке, усложнились требованием Белграда выдать ему лидера «Альянса за будущее Косово» Рамуша Харадиная, которого Белград обвиняет в военных преступлениях. В Косово арест политика вызвал волну протестов, а в Белграде на решение суда города Кольмар освободить Харадиная отреагировали демаршем и на некоторое время отозвали своего посла во Франции.

Бывший командир Освободительной Армии Косово Рамуш Харадинай - наиболее вероятный претендент на пост премьер-министра Косово. И это дополнительно усугубляет пропасть между Белградом и Приштиной, для которых успех в переговорах о нормализации отношений, происходящих при посредничестве Брюсселя, является одним из условий вступления в Евросоюз.

Бывший командир Освободительной Армии Косово Рамуш Харадинай (в центре)
Фото: EPA/UPG
Бывший командир Освободительной Армии Косово Рамуш Харадинай (в центре)

Уже после встречи с Могерини, где все стороны показали преданность евроинтегации и идеи налаживания добрососедских отношений, премьер Сербии Вучич заявил, что Харадинай в кресле главы правительства Косово будет для Белграда огромной проблемой. На это косовский политик ответил: "Когда я приду к власти, Сербии в Косово не будет существовать. Государство Сербия не будет играть в Косово никакой роли".

Не прошло и двух дней после встречи в Брюсселе как президент Сербии Томислав Николич на открытии моста, соединяющего Сербию и Боснию и Герцеговину, заявил: "Надеюсь, что когда-то Сербия и Республика Сербская будут единым целым».

Собственно Республика Сербская - автономная часть Боснии и Герцеговины - это еще одна точка кипения на Балканах. Ее президент – Милорад Додик, все чаще и смелее говорит о референдуме по выходу Республики Сербской из состава БиГ. Евроинтеграция Додика мало интересует, за советами и поддержкой он привык ездить в Москву, в то время как стратегическая цель Сараево - это вступление в ЕС.

Меньше у Брюсселя проблем с Черногорией, поэтому ей и предсказывают быструю интеграцию в Европейский Союз. После неудачной попытки переворота под руководством российских ГРУшников и вступления Черногории в НАТО Сербия остается последним оплотом России на Балканах. Уже сейчас начинают сбываться опасения аналитиков, что после поражения в православной Черногории, которую Россия считала своей территорией влияния, Москва возьмется за Сербию.

Фото: politikus.ru

К примеру, россияне уже озвучили требование предоставить особые полномочия российско-сербской гуманитарной базе в городе Ниш. Она была основана 5 лет назад для оперативного реагирования на природные и гуманитарные катастрофы. Гуманитарный центр требует для себя гораздо больше полномочий, чем нужно любой гуманитарной миссии.

Как можно быстрее решить вопрос статуса обещает министр иностранных дел Ивица Дачич, который во время своего пребывания на посту премьер-министра и подписал с Россией соглашение о создании центра. Дачич заявил: "Западные партнеры выдвигают претензии, хотя сами получили такой же статус. В чем тогда проблема с центром, который даже не является военным?».

Однако в том и проблема, что гражданский центр требует для себя привилегий, которые имеют в Сербии военные - представители НАТО, которые сотрудничают с сербами в рамках кампании «Партнерство ради мира». Поэтому это и вызывает вопрос об истинной миссии российской базы.

В Белградском центре евроатлантических исследований считают, что цель так называемого гуманитарного центра, который в нужный момент может превратиться в военную базу - обструкция и подрыв евроинтеграции Сербии и регионального сотрудничества на Балканах.

Министр иностранных дел Сербии Ивича Дачич
Фото: EPA/UPG
Министр иностранных дел Сербии Ивича Дачич

Дачич, который взялся решить вопрос статуса центра, является одним из претендентов на пост премьер-министра Сербии, однако наряду с ним фигурирует и фамилия проевропейского кандидата, который не скрывает своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Из всех бывших югославских республик едва ли самым безболезненным было расставание с Македонией. Поэтому и отношения Скопье и Белграда всегда были ровными – до последних бурных событий в Македонии, во время которых между премьером Сербии (который любит употреблять словосочетание «македонский сценарий» в негативном контексте) возникла перепалка с Зораном Заевым, получившим мандат на пост главы правительства Македонии. Обмен словесными уколами происходил дистанционно, а месседжи передавались с помощью таблоидов, однако во время встречи в Брюсселе лично лидеры вроде помирились. Впрочем, на следующий день МИД Македонии вызвало на ковер посла Сербии и попросило объяснить, что делал сотрудник посольства среди демонстрантов, которые взяли штурмом македонское Собрание 27 апреля.

Что касается Албании, то неприязнь между ней и Сербией базируется на взаимных обвинениях и подозрениях в проведении «великосербской» политики с одной стороны, и построении «Великой Албании», в которую бы вошли Косово, часть Македонии, Черногории и другие территории, где проживают албанцы - с другой.

Решить все распри на Балканах ЕС могла бы просто приняв эти страны в свой союз - так считают в сербской партии «Лига Социал-Демократов Воеводины». Ее лидер Ненад Чанак поясняет: «Единственное лекарство от великодержавных проектов Балкан - ЕС, поскольку он стирает границы, а не меняет их».

Ненад Чанак
Фото: rtv.rs
Ненад Чанак

Впрочем, такая идея воспринимается не иначе как утопия: Брюссель не желает импортировать конфликты, поэтому и требование «Номер один» для бурного региона - добрососедские отношения, без которых и речи не может быть о принятии в Европейский Союз.

Хорватии, которая является полноценным членом ЕС, на «ужине примирения» в Брюсселе не было. При этом ее отношения с Сербией тоже оставляют желать лучшего, а выборы и в одной и в другой стране, которые здесь непременно сопровождаются националистической риторикой, дополнительно повысили градус напряжения. Дух прошедшей войны вызвала гонка вооружений, которая развернулась между Белградом и Загребом. Сербы интенсивно начали пополнять боевой состав российскими МиГ-29, вертолетами, танками и БТР, а также поговаривали о приобретении системы С-300. Хорватия же хвасталась приобретением немецких вертолетов, гаубиц, бронетранспортеров, а СМИ постоянно делали сравнения.

Военные эксперты успокаивают - опасности вооруженного конфликта нет, речь идет об обычном обновлении крайне устаревшего оборудования. А политтехнологи объясняют – мол, это такой давний трюк: сначала искусственно подогреть страсти, а потом за вознаграждение утолить их. Дело в том, что после кровопролитных войн на Балканах статус «фактора стабильности» для здешних лидеров самый почетный, это настоящий козырь в переговорах с ЕС по вступлению.

Впрочем, в Евросоюзе тактику этих игр, кажется, раскусили. Поэтому и собрали ее участников, чтобы объявить тайм-аут и напомнить о джокере, которому распри, тормозящими интеграцию Балкан, только на пользу.

В ЕС осознают, что к ухудшению отношений на Балканах частично дошло из-за того, что регион был обделен вниманием Брюсселя, пока тот решал свои внутренние проблемы. Однако Европейский Союз уже разрабатывает новый план для Западных Балкан, который будет предложен если не на заседании Совета министров ЕС в конце июня, то на саммите ЕС-Западные Балканы, который состоится 12 июля в Триесте.

​Ірина Джамич​Ірина Джамич, Журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram