Автор этих строк и сам сталкивался с безапелляционными утверждениями экспертов, что на Донбассе «шахтеры воюют отжатым у ВСУ или советским оружием». Например, немецкий эксперт Александр Рар в частном разговоре отказывался верить (искренне это было или за деньги судить не берусь) в существование «российского военторга». Пока один из коллег, кстати, российских, не поставил точку в разговоре фразой «да ладно, все же и так давно все понимают».
Заявление представителя России во время рассмотрения иска Украины против РФ в Гааге о том, что боевики группировок «Л-ДНР» воюют либо старым советским оружием, которое хранилось в шахтах, либо отбитым у украинской армии заставило снова напомнить Москве и всему российскому обществу об очевидных доказательствах российского вооруженного вторжения в Украину.
«Главный источник оружия, оказавшегося у«повстанцев» – это запасы советских времен, большая часть этих запасов былаоставлена в шахтах Донбасса... часть была оставлена убегавшей украинской армией»
— глава российского департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД РФ Илья Рогачев
Опрошенные LB.ua эксперты однозначно опровергли слова российского чиновника.
Экс-замминистра обороны, а сейчас председатель экспертного совета Центра исследований армии, конверсии и разоружения Леонид Поляков рассказал, что украинское оружие в руки российских коллаборнатов не попадало – и у международного сообщества есть доказательства тому.
Так, в регионе конфликта на востоке Украины (в частности, в г.Артемовск - сейчас г.Бахмут) действительно была одна база хранения – на ней стояли старые танки советского производства. А также один состав стрелкового вооружения находился в соляных шахтах. «Но ни то, ни другое сепаратисты не захватывали», сказал он.
Кроме того, в данном регионе не было складов артиллерии, в частности, установок БМ-21 Град – «которых у сепаратистов сотни единиц». «В регионе не было складов боеприпасов и горючего, которые могли использоваться в течение трех лет боевых действий. Все это завезено из России вместе с современными российскими вооружениями типа танков Т-72Б3, БТР-82 и тому подобного», - сообщил эксперт.
«Эти мои утверждения могут быть подкреплены отчетами мониторинговых инспекций, которые посещали Украину в рамках международных режимов контроля над обычными вооружениями. В частности, по Договору по ограничениям обычных вооружений в Европе, по Венскому документу и тому подобное», - сказал он.
Подтверждает слова Полякова и лидер профсоюза горняков Донбасса Николай Волынко. По его словам, в угольных шахтах хранить оружие невозможно, но действительно он видел арсеналы легкого и тяжелого вооружения в меловых штольнях Артемовска. Но это оружие сепаратисты не смогли захватить. «В штольнях Соледара и Артемовска, которые они (боевики группировок «ДНР» и «ЛНР» – ред.) не смогли захватить, я видел, туда эшелон заходит, представьте, какие там объемы. И вот самая первая воинская часть, которая оказала сопротивление сепаратистам, это была артемовская часть. Они оказали ожесточенное сопротивление. Эти арсеналы боевикам не удалось захватить», – говорит Волынко.
Еще один собеседник LB.ua, действующий чиновник минобороны, рассказал, что подобным российским заявлениям уже давно никто не верит. «Эту дурь россияне постоянно проталкивают на международной арене, с надеждой «на авось» - но это уже не интересует Запад. Ведь есть фотографии космоса - и не только наши. Есть реальные видео «с полей». Есть показания свидетелей. Есть совершенно конкретные захваченные образцы оружия, с серийными номерами и т.п.», - сказал он.
Украинская сторона также собрала и систематизировала разрозненные факты о российском вооруженном присутствии на Донбассе.
Так, Главное управление разведки минобороны (ГУР МО) предоставила убедительные доказательства того, что осенью 2014 Российская Федерация приступила к формированию на востоке Украины группировки оккупационных войск в составе двух армейских корпусов:
- на основании секретных нормативных актов и за счет финансирования из бюджета министерства обороны России;
- с четким подчинением Генеральному штабу ВС РФ через органы управления Южного военного округа
- с комплектованием соединений и частей за счет кадрового состава ВС РФ
- с обеспечением вооружением и военной техникой, боеприпасами, горюче-смазочными материалами и другими материально-техническими средствами, которые поставляются с территории России
- формирование 1 и 2 армейских корпусов российских оккупационных войск было завершено в ноябре 2015 года.
Военная разведка также собрала на официальном сайте образцы новейшего российского вооружения, которые проходят на украинских гражданах своеобразные испытания:
Колоссальная работа проделана также волонтерами международного разведывательного сообщества "InformNapalm" – их данные позволяют наглядно увидеть масштабы российского вторжения.
Большая часть техники, указанной в отчете, представляет собой сравнительно новые образцы, поступившие на вооружение ВС РФ в период с 2004 по 2015 год. Эта военная техника не производится в Украине, большинство ее никогда не импортировалось Украиной, поэтому она не могла оказаться у противника в качестве военного трофея. Стоит отметить, что управление и обслуживание новейшей военной техникой требует привлечения квалифицированного персонала, а именно кадровых российских военных.
При этом, база данных InformNapalm по идентификации российских типов вооружений на Донбассе постоянно расширяется и дополняется. Если в октябре 2016 года в ней находилось 33 типа российской техники, то текущая версия базы данных, обновленная в конце января 2017, имеет уже 41 позицию.
Свою карту российского военного присутствия на востоке Украины в 2014-2015 годах на основе опубликованных данных подготовил и Украинский кризисный медиа-центр:
Ну а заявления на суде российского представителя о виновности украинского БУКа, который якобы и сбил МН-17 и убил 298 пассажиров – это вообще самоубийство российской позиции защиты. Ведь даже не украинские, а уже международные эксперты доказали участие России в преступлении. Что ж, на воре и шапка горит.