Опубликованный 14 ноября 2016 года отчет Прокурора Международного уголовного суда (МУС, он же Гаагский трибунал) Фату Бенсуды констатирует несколько важных для Украины юридических фактов.
В отчете отмечается, что сотрудники Канцелярии Прокурора изучили фактические обстоятельства событий и Майдане Независимости, ситуации в Крыму и на востоке Украины и на основе находящихся в открытом доступе сообщений и сведений, полученных Канцелярией Прокурора. Они предварительно установили, что предполагаемые преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда, были совершены как в Крыму, так и на востоке страны.
Относительно событий на Майдане Прокурор на данном этапе пришла к выводу, что там имели место случаи серьезного нарушения прав человека, не обязательно представляющие собой преступления по международному праву. Однако и этот вывод может быть пересмотрен ввиду новых сведений, которые могут поступить в распоряжение Прокурора в будущем.
В свою очередь, выводы и по ситуации в Крыму, и по ситуации на востоке Украины дают надежду на то, что расследование имеет перспективу вылиться в уголовное преследование конкретных лиц. В соответствии с международным правом, Прокурор пришла к однозначному выводу, что в Крыму происходит международный вооруженный конфликт между Украиной и Российской Федерацией.
Следует отметить, что официальный перевод Отчета на русский язык, опубликованный на официальном сайте МУС, содержит отдельные терминологические неточности. Так, в абзаце 158 текста Отчета на русском языке указано, что «ситуация на территории Крыма и Севастополя равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией». Однако в официальном английском тексте – а оригинальным является именно этот текст, – используется термин «amounts to», что означает не «приравнивается», а «достигает уровня», «представляет собой».
Таким образом, по мнению Прокурора МУС, ситуация в Крыму по состоянию уже на 26 февраля 2014 года «представляла собой» международный вооруженный конфликт между Украиной и Российской Федерации – и этот вывод полностью соответствует действующему международному праву, в частности, статье 2, общей для Женевских конвенций 1949 года.
В свою очередь, по мнению Прокурора, начиная с 18 марта 2014 года, Российская Федерация оккупирует полуостров. Российская Федерация продолжает отрицать факт оккупации, ссылаясь на результаты «референдума», состоявшегося 16 марта 2016 года. Однако теперь и Прокурор МУС – вслед за Парламентской Ассамблеей Совета Европы – недвусмысленно назвала присутствие РФ в Крыму оккупацией. В соответствии с международным правом, оккупация имеет место тогда, когда вооруженные силы иностранного государства осуществляют фактический контроль на территории (или части территории) оккупируемого государства. Данная ситуация в Крыму налицо.
Прокурор рассматривает фактические обстоятельства ситуации в Крыму на предмет совершения пяти категорий преступлений: преследование крымских татар; убийства и похищения людей; жестокое обращение; аресты и нарушение права на справедливое судебное разбирательство; принуждение к службе в вооруженных силах Российской Федерации. По завершении предварительного расследования подозрения и обвинения в совершении данных преступлений будут предъявлены подлежащим установлению гражданам Российской Федерации – государства, оккупирующего Крымский полуостров.
Что касается Донбасса, то там в настоящее время по сути происходят, по мнению Прокурора, два вооруженных конфликта.
Начиная, как минимум, с 30 апреля 2014 года интенсивность «вооруженных действий между силами украинского правительства и антиправительственными вооруженными элементами в восточной Украине достигла уровня, который влечет за собой применение права вооруженных конфликтов» – то есть, между правительством и антиправительственными вооруженными группами начался вооруженный конфликт немеждународного характера.
В свою очередь, «самое позднее с 14 июля 2014 г. одновременно с существованием немеждународного вооруженного конфликта» на востоке Украины происходит и международный вооруженный конфликт между Украиной и Российской Федерацией.
Притом, что круг преступлений по международному праву, подпадающих под юрисдикцию Суда, различается в международных и немеждународных вооруженных конфликтах (см. статью 8 Римского статута МУС). Прокурор на данном этапе изучает обстоятельства совершения предполагаемых преступлений, которые криминализируются в вооруженных конфликтах обоих типов: убийства; разрушения гражданских объектов; неправомерное заключение под стражу; насильственные исчезновения людей; пытки и жестокое обращение; сексуальные и гендерные преступления. По завершении предварительного расследования подозрения и обвинения в совершении данных преступлений могут быть предъявлены как гражданам Украины (членам правительственных вооруженных сил и антиправительственных вооруженных групп), так и гражданам Российской Федерации.
Следует подчеркнуть особо, что Украина, предоставив Международному уголовному суду юрисдикцию, дала Прокурору возможность расследовать преступные деяния не только граждан Российской Федерации в Крыму и Донбассе, но и аналогичные собственных граждан. На мой взгляд, это свидетельствует о решимости Украины создать условия для действительно беспристрастного установления фактов, независимо от гражданской принадлежности субъектов преступлений, и наиболее эффективного привлечения виновных к ответственности. Нет сомнения в том, что Россия будет препятствовать привлечению ее граждан к уголовной ответственности – и для преодоления такого противодействия Украине будет необходима солидарность государств – участников Римского статута.
В свою очередь, Украина должна будет добросовестно сотрудничать с Судом и не «покрывать» собственных граждан, которым Прокурор может предъявить обвинения в будущем, какую сторону в конфликте они бы ни представляли. Международное правосудие будет эффективным только при условии его беспристрастности. В свою очередь, международное правосудие должно явиться одним из факторов восстановления мирной жизни в Украине – и потому оно должно осуществиться.