Приезд президента Израиля Реувена Ривлина в Киев 27 сентября был важным для Киева событием. Ведь это внешнеполитические и имиджевые бонусы, а также хороший знак для бизнеса. Например, договорено ускорить переговоры о создании Зоны свободной торговли. А также на встрече с президентом Украины обсуждалась тема временного трудоустройства украинских работников на рынке труда Израиля.
По итогам переговоров Петр Порошенко на пресс-конференции напомнил, что соответствующее соглашение было подписано 7 июня в Киеве. «(Соглашение – ред) ратифицировано Кнессетом и я ожидаю, что в ближайшее время эта ратификация состоится в Верховной Раде», - сказал президент. «И это отдельное задание нашим парламентариям, которые присутствуют в этом зале», - добавил Порошенко.
Последнюю фразу (6 мин40 сек видео) Порошенко сказал не случайно. Как рассказали LB.ua информированные источники в АП, обращение президента к присутствующим в зале депутатам, которые курируют международные отношения в целом и парламентские связи с Израилем в частности следует воспринимать как сигнал об информированности президента о неожиданно возникших с ратификацей Соглашения с Израилем проблемах.
Напрасные согласования
Летом 2016 в Киеве радовались, что подписали с Израилем «Соглашение о временном трудоустройстве украинских работников на рынке труда Израиля» (ДОКУМЕНТ). Глава МИД Павел Климкин, поставивший подпись от украинской стороны под документом и прилагающимся к нему имплементационным протоколом "А", назвал его «уникальным соглашением, которое дает тысячам украинцам разных специальностей, в частности, строительных, работать в Израиле на тех же условиях, как граждане государства Израиль, с соответствующим социальным обеспечением, соответствующей медицинской страховкой".
После подписания должен быть наступить следующий этап – ратификация парламентами. Израильская сторона, как сказал Порошенко, ратификацию уже провела в августе с.г., о чем 7 сентября официально сообщила украинским коллегам.
Украинская пока нет - законопроект №0108 «Проект Закону про ратифікацію Угоди між Кабінетом Міністрів України та Урядом Держави Ізраїль про тимчасове працевлаштування українських працівників в окремих галузях на ринку праці Держави Ізраїль» после необходимого межведомственного согласования был внесен в Верховную Раду в конце августа. Там его рассмотрело без замечаний Главное научно-экспертное управление и поддержал профильный Комитет по иностранным делам ВР.
Затем в начале сентября на совещании под руководством Первого вице-спикера Ирины Геращенко было озвучено предложение внести законопроект №0108 в календарный план работы, чтобы приурочить ратификацию Соглашения к визиту президента Израиля в Украину – 27 сентября. Однако на встрече неожиданно выступил депутат Верховной Рады Георгий Логвинский (фракция «Народный Фронт»), который сообщил присутствующим, что у него есть ряд замечаний к тексту соглашения, и вообще документ несет ряд рисков.
В частности, среди претензий то, что процедура отбора работников якобы является непрозрачной. Также, информацию о зарплате и месте работы украинцам сообщают только по прибытии в Израиль. А сама зарплата выплачивается не на руки, а на счет в израильском банке. Да еще и в шекелях. Она же будет обложена налогами. Кроме того, работая в Израиле, гражданин Украины не приобретает трудового стажа в Украине – а это влияет на пенсию. И вообще, соглашение якобы не гарантирует трудовых прав украинским работникам.
«Я много говорил с депутатами, и они согласились, что есть ряд проблем», - подчеркнул депутат.
После такого выступления вице-спикер решила голосование по законопроекту отложить.Уже 21 сентября на заседании Комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения его глава Людмила Денисова (тоже фракция «Народный фронт») начала с того, что «нам хотят подложить свинью» и «под внешне хорошим документом подсовывают опасный закон», так что «спасибо депутату Логвинскому за то, что открыл нам глаза». Далее она повторила все описанные выше претензии.
При этом она не захотела слушать аргументы замминистра соцполитики (министр на заседании отсутствовал, так как находился в командировке) и главы Госслужбы занятости, а постановила создать рабочую группу, которая «доработает текст и защитит украинских граждан».
Правда, непонятно как можно «доработать» уже подписанный международный документ, который к тому же, дважды прошел межведомственное согласование без замечаний (перед подписанием и перед ратификацией) в МИД, минюсте, минэкономразвитии, минфине, минохраны здоровья, МВД и в Государственной миграционной службе. Исходя из социальной значимости законопроекта, он был дополнительно согласован с совместными представительськими органами профсоюзов и работодателей, которые не усмотрели никаких проблемных моментов.
Зачем Соглашение нужно Израилю
Инициатором подписания соглашения выступил Израиль. Его мотивы просты и понятны. Во-первых, в Израиле планируют снизить себестоимость строительства, но существует проблема с рабочей силой – в связи с ростом терактов часто закрываются переходы с Палестиной, отчего рабочие-арабы не всегда могут попасть на работу.
Во-вторых, квалификация, исполнительность и ответственность украинских рабочих гораздо выше и они высоко ценятся на израильском рынке.
В-третьих, документ позволит решить вопрос накопившихся в Израиле нелегально работающих украинцев, которые массово ринулись сюда после введения безвизового режима (ведь языкового барьера почти нет). Таких сейчас здесь по разным подсчетам около 15 тысяч.
Из-за такого резкого всплеска нелегальной миграции израильские правоохранители начали пристально проверять всех приезжих из Украины (и «под раздачу» часто попадают и вполне законопослушные граждане). Так, до 2012 в течение года на границе фиксировалось 160-180 отказов украинцам на въезд в Израиль. В 2013 году — уже 360. А в 2014 произошел резкий всплеск в десять раз – уже 3600 отказов.
После озвучивания этой инициативы украинская сторона полгода досконально изучала соглашение и его последствия. Ведь у Израиля аналогичные соглашения есть с Болгарией, Румынией, Молдовой и Филиппинами, на финальной стадии заключение соглашения с Китаем.
Зачем Соглашение нужно Украине
Главный аргумент – Украина получает возможность временно трудоустроить многих граждан, которые не могут найти работу в Украине (в том числе, ВПЛ). Они же будут кормить свои семьи, находящиеся в Украине и пересылать сюда заработанные за границей деньги.
Кроме того, следует развеять озвученные депутатами опасения. Итак:
«Процедура отбора работников является непрозрачной»
Неправда. Израильская сторона в самом начале переговоров настаивала на том, что отбор работников должен осуществляться исключительно государственными службами. В Украине эту функцию будет выполнять Государственная служба занятости (ГСЗ), у которой есть территориальные органы во всех областных и районах центрах.
Такая диспозиция Соглашения не отрицает права частным рекрутинговым компаниям осуществлять деятельность по набору работников в частном порядке, за рамками Соглашения. При этом стоимость услуг рекрутинговых агентств ничем не ограничивается, а гарантии кандиидатам на трудоустройство на практике зависят от доброй воли и добропорядочности компании.
Соглашение может быть прекращено, если окажется, что с кандидатов взымаются любые другие платежи, не предусмотренные Соглашением.
«Гражданам Украины информацию о зарплате и месте работы сообщают только по прибытии в Израиль»
Это не так. Работник перед отъездом знакомится и в случае согласия подписывает сканированную копию трудового договора (на украинском, иврите и английском языках). Оригинал подписывается после прибытия в Израиль.
«Начисленная в Израиле зарплата будет обложена налогами»
Да, конечно – как во всех странах мира, поскольку это легальная зарплата. Между Украиной и Израилем с 20 мая 2006 года действует «Конвенция о предотвращении двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и капитал».
Наличие Конвенции регулирует проблему двойного налогообложения, с которой сталкиваются граждане Украины, работающие в государствах, с которыми Украина не заключила подобных соглашений.
«Зарплата в Израиле выплачивается в шекелях»
Да, безусловно – поскольку шекель является единственным законным платежным средством на территории Израиля (как и гривна - в Украине). К слову, новый израильский шекель (ILS) является одной из самых стабильных валют мира. И в чем тут проблема?
«Зарплата выплачивается на счет в израильских банках»
Обязательно. Ибо это обеспечивает сохранность заработанных работником средств, возможность ими распоряжаться самостоятельно: или перевести по безналичному расчету в украинский банк. Или же снять деньги со счета и ввезти в Украину наличными – для этого израильский банк выдаст соответствующую справку о снятии средств со счета, которую таможенники обязательно потребуют на границе при декларировании (она нужна для ввоза в Украину наличными более 10.000 евро в эквиваленте).
Кроме того, зачисление зарплаты на счета делает также невозможным сокрытие работодателем задержек в выплате заработной платы.
«Работая в Израиле, гражданин Украины не приобретает трудового стажа в Украине»
Во-первых, трудовой стаж не влияет на назначение пенсии. По действующему законодательству, определяющим является страховой стаж – период, в течение которого работником уплачивались страховые взносы в систему пенсионного обеспечения. Действующее же законодательство Украины предусматривает возможность добровольной уплаты украинцами единого соцвзноса (ЕСВ), а также возможность заключения ими пенсионных контрактов с негосударственными пенсионными фондами. Кстати, это то, что сейчас уже делают граждане Украины, работающие за рубежом в других странах, не только в Израиле.
«Не гарантируются трудовые права украинского работника»
С точностью до наоборот! Украинские работники получат обязательное медицинское страхование от работодателя. Таким образом, решается проблема больничных, которых нет у нынешних украинских нелегалов, а также производственного травматизма.
Например, 6 сентября в Тель-Авиве в результате обвала многоэтажной парковки погиб украинец, еще один получил легкие ранения. Получивший ранения гражданин Украины имел также гражданство Израиля и ему была оказана необходимая медицинская помощь. А вот тело погибшего гражданина родственники вынуждены были репатриировать за свой, а не работодателя счет.
Оказалось, что он работал на стройке нелегально и работодатель отказался нести какие-либо обязательства перед семьей погибшего. И такие случаи, к сожалению, не единичны.
Кроме того, легализация украинских работников позволит их защитить: в случае каких-либо нарушений нечестными работодателями прав украинцев они, наконец-то, смогут спокойно обращаться в полицию – не подвергаясь угрозе последующей депортации. А то ведь многие нечестные работодатели откровенно спекулировали на этом: «будешь возмущаться, сдам в полицию и они отправят на родину, вообще без денег».
Все эти аргументы были разъяснены Логвинскому вовлеченными к подготовке Соглашения экспертами на отдельной встрече.
К слову, страхи народного избранника тем более выглядят неоправданными, так как это же Соглашение предусматривает наличие совместной Мониторинговой комиссии – она собирается раз в год и оценивает состояние выполнения соглашения. Комиссия может предложить своим правительствам отреагировать на возникшие сложности и откорректировать те или иные положения имлементационного протокола. А депутаты, которые беспокоятся о положении украинских граждан за границей, могут спокойно присоединиться к его работе.
Причины и последствия
Таким образом, опрошенные LB.ua участники подготовки Соглашения подтвердили безосновательность претензий к документу, подчеркнув, что прописанная в соглашении схема — максимально прозрачная.
Отвечая на вопрос издания, в чем же тогда причина возникновения проблем с ратификацией, тем более на финальном этапе, собеседники выразили предположение о наличии материальной заинтересованности у критиков: вероятно, кто-то хочет ввести в утвержденную схему «своих» посредников – свои рекрутинговые и страховые компании, свои банки. Все они должны зарабатывать на предоставлении посреднических услуг украинцам, желающим работать в Израиле.
При этом непонятно, на что рассчитывают инициаторы блокировки ратификации Соглашения: изначально израильская сторона категорически поставила условие – партнером с украинской стороны должна быть только государственная структура, никаких частных фирм.
Собеседники также подтверждают, что это уже не первая попытка внедрится в схему. Раньше такие подходы удавалось нивелировать. Как будет сейчас – покажут следующие пленарные недели в ВР.
И если Киев таки не ратифицирует уже подписанное Соглашение, то это будет не только имиджевой потерей Украины на международной арене. Это будет огромный удар по обычным гражданам — так как это одно из немногих международных соглашений прямого действия. В результате 15 тыс. нынешних украинских работников в Израиле так и останутся в статусе бесправных гастарбайтеров. А еще тысячи потенциальных рабочих в самой Украине, которые могли бы найти работу в Израиле, останутся без нее. И в этом случае они должны знать, кого благодарить.
А требование пересмотреть уже подписанное соглашение нереализуемо – Израиль не будет начинать эту процедуру. Тель-Авив просто подпишет аналогичные документы с другими странами: в очереди уже стоит Китай, за ним выстраиваются Казахстан, Грузия и Узбекистан.
Кроме того, для Украины это практически первое подобное соглашение о трудоустройстве граждан Украины с иностранным государством. Как рассказали собеседники LB.ua в минсоцполитики, их министерство и Госслужба занятости планируют взять за основу это соглашение с Израилем при разработке аналогичных соглашений с другими странами, важными для украинских трудовых мигрантов. Так что Израиль должен стать своеобразным тестом для Киева. А вот пройдет ли Киев его - зависит теперь от Верховной Рады.