На прошлой неделе в боснийской Тузле - промышленном центре Боснии и Герцеговины - начались акции протеста. На первую акцию, 5 февраля, вышли лишь несколько сотен человек, бывших сотрудников обанкротившихся предприятий, требовавших вернуть им долги по зарплате. Дальше - больше. За несколько дней протест охватил всю страну.
Изначально мирные акции протеста впоследствии переросли в массовые беспорядки, которые достигли своего апогея 7 февраля. Демонстрантов не смогли остановить ни слезоточивый газ, ни водометы, ни резиновые пули и светошумовые гранаты, которые применяла полиция. Так, в Сараево им удалось прорваться к президентскому дворцу и зданию правительства местного кантона и поджечь их, используя "коктейли Молотова". Подобная ситуация наблюдалась и в других городах - Тузле, Зенице, Мостаре, Баня-Луке, - где протестующие громили и поджигали офисы некоторых политических партий, автомобили правительственных чиновников и полиции.
В общей сложности протестная волна охватила двадцать боснийских городов, жители которых вышли на улицы из солидарности с жителями Тузлы. При этом стражи порядка, которые, казалось бы, должны были защищать государственную собственность, кое-где присоединялись к протестующим. В результате вспыхнувших беспорядков пострадали сотни человек, как со стороны демонстрантов, так и со стороны полицейских, десятки были арестованы.
Как бы то ни было, уже на следующий день, 8 февраля, беспорядки пошли на спад, а митингующие вернулись к более мирной форме протеста. От своих требований они, однако, отказываться не намерены. Жители страны устали от кумовства, коррупции и непрофессионализма действующих властей, и требуют создания технократического правительства и реформы всех институтов власти, что также является одним из условий возможного вступления Боснии и Герцеговины в Евросоюз. Но пока что в отставку ушли лишь главы кантонов Сараево, Тузла и Зеница.
По мнению простых людей, безответственная приватизационная политика правительства привела к сильнейшему росту безработицы. По официальным данным, в настоящее время уровень незанятости в Боснии составляет 44%, по неофициальным — вдвое меньше, но лишь благодаря так называемым "серым" контрактам.
Нынешние волнения – самые масштабные в бывшей югославской республике со времен окончания войны 1992-1995 годов. После подписания в 1995 Дейтонских соглашений была создана сложная система государственного управления, обеспечивающая равное представительство боснийцев, хорватов и сербов. Вместе с тем, сложное территориальное деление государства, состоящего из Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, которые в свою очередь, поделены на полуавтономные кантоны и регионы с собственными правительствами, способствовало росту непотизма и коррупции. При этом мир на территории страны остается хрупким из-за этнических и религиозных разногласий, а неспособность представителей трех народов достичь консенсуса по некоторым вопросам продолжает препятствовать успешному экономическому развитию государства.
В нынешней ситуации проблемы этнического и религиозного характера отошли на задний план, - протесты поддерживают представители всех трех национальностей. В кои-то веки заняли единую позицию и власти страны в лице Президиума, который по очереди возглавляют сопрезиденты от каждой из трех общин. На все обвинения и требования недовольных в правительстве пока реагируют очень скромно, перекладывая ответственность за последние события на себя.
Сейчас ЕС призывает власти страны прислушаться к требованием протестующих, чтобы избежать возможного повторения войны в Боснии. Между тем, в числе объектов, пострадавших от рук митингующих, было здание администрации ЕС, целью которой является обеспечение мира между тремя народами, а также предоставление финансовой помощи для нормального функционирования государства. Демонстранты, однако, видят в действиях Брюсселя некоторые противоречия, поскольку сами европейцы, вместо того, чтобы прислушаться ко мнению народа, активно сотрудничают с коррумпированным правительством, на котором, по мнению протестующих, лежит ответственность за приватизацию государственных предприятий и последующее исчезновению среднего класса.
Обстановка в стране остается напряженной, но этническим общинам пусть временно, но все же удалось преодолеть разногласия и объединиться ради достижения общей цели - соблюдения собственных прав и шанса на достойную жизнь. Дальнейшее развитие ситуации зависит от того, смогут ли протестующие достичь компромисса с властями и добиться выполнения своих требований в преддверии парламентских выборов в октябре 2014 года.