ГлавнаяМир

​Египет. От диктатора к узурпатору?

Спустя почти два года после "революции 25 января" в Египте зреет недовольство. Диктатура Хосни Мубарака свергнута, а сам он отбывает пожизненный срок, но либеральная часть общества говорит о новом "узурпаторе" - исламистском президенте Мохаммеде Мурси.

Президент Египта Хосни Мубарак, правивший страной с 1981 г., подал в отставку 11 февраля 2011 г. Жертвами предшествовавших этому столкновений сторонников и противников правящего режима стали, по разным данным, от 300 до 900 человек. Уже 13 февраля 2011 г. власть в Египте перешла временному высшему органу государственной власти - Высшему совету вооруженных сил (ВСВС). Военные приостановили действие конституции и распустили парламент.

Фото: EPA/UPG

В ноябре 2011 г. прошли выборы нового парламента, на которых победу уверенно одержала партия Свобода и справедливость - созданное в апреле 2011 г. политическое крыло исламистского движения "Братья-мусульмане". Однако в июне 2012 года Верховный конституционный суд страны, ссылаясь на нарушения в ходе голосования, признал новый парламент нелегитимным. Спустя два дня он был распущен ВСВС. Тем не менее, приход "Братьев-мусульман" к власти после почти 80-лет подпольной деятельности стал предвестником тяжелой политической борьбы между генералами и исламистами, которая продолжается до сих пор.

Беспорядки между тем продолжались. Как и прежде, при Мубараке, египтяне требовали от правительства решения социальных, экономических и внутриполитических проблем. Так, в мае 2012 г. в Каире продолжались волнения, вызванные требованием передать власть от военной хунты гражданскому правительству. Однако уже в следующем месяце переходный период в Египте завершился - 24 июня 2012 г. президентом стал кандидат от "Братьев-мусульман" Мохаммед Мурси, за которого проголосовали 51,7% избирателей. Его соперник, экс-премьер Ахмед Шафик, представлявший военное правительство, получил 48,3% голосов.

Несмотря на то, что Мурси сразу после объявления результатов президентских выборов покинул ряды исламистского движения, в настоящее время "Братья-мусульмане" являются главной политической силой страны. Любопытным также является тот факт, что сам Мурси в предвыборной кампании часто ссылался на ценности жесткого ислама, в том числе обещал применять мусульманские законы и часто критиковал Израиль. Однако президентские выборы проходили в два тура, и между ними он смягчил свою позицию, пообещав придерживаться западных демократических ценностей. Это позволило ему не только привлечь голоса революционных либералов и умеренных исламистов, но и успокоить Запад, в частности США, которые впоследствии заявили о поддержке Вашингтоном "полного перехода к гражданскому правлению в Египте".

Фото: EPA/UPG

Запад предпочитает военному правительству демократически избранных политиков, пусть даже из числа исламистов. Но говорить о гражданском правительстве и переходе к демократии в Египте пока что слишком рано. ВСВС, состоящий из двух десятков генералов, пытается ограничить властные полномочия Мурси, о чем явно свидетельствует роспуск парламента в июне, а также попытки военных получить право законодательной инициативы, право регламентировать правила парламентских выборов и полномочия по формированию бюджета. 

Мурси, со своей стороны, пытается противостоять военной власти. Так, в начале августа он, выполняя требования своих сторонников, провел ряд громких кадровых перестановок и назначений, во время которых в отставку ушли два лидера военной верхушки Египта. Одним из них стал министр оборонного ведомства и глава Военного совета маршал Хусейн Тантави, который считался правой рукой Мубарака и сыграл одну из ключевых ролей в революции. Кроме того, глава Египта отменил введенные ВСВС до его вступления в должность поправки к Конституционной декларации, которые сохраняли за военными основные полномочия. Аналитики, однако, говорили о том, что перестановки, якобы призванные укрепить положение Мурси и отстранить ВСВС от власти, в действительности являются результатом соглашения между президентом и военными, которые в течение последних 60 лет занимали ключевые посты в руководстве страны.

Но предположения аналитиков не подтвердились. 22 ноября Мурси обнародовал Конституционную декларацию, которая существенно расширяет его полномочия. Документ дает ему право "принимать необходимые решения и действия, чтобы противостоять опасностям", которые могут угрожать "нации или ее единству", а судебные инстанции лишаются права отменять его распоряжения. Кроме того, декларация продлевает на два месяца деятельность Конституционной ассамблеи Египта, которая разрабатывает основной закон страны, предусматривает возобновление расследований преступлений против демонстрантов, совершенных в дни египетской революции, и дает президенту право уволить генерального прокурора. Действия Мурси спровоцировали волну протестов оппозиции, которая называет его "узурпатором", а его политику - "возвращением к диктатуре".

Не все рады Мурси
Фото: EPA/UPG
Не все рады Мурси

Акции протеста, которые с прошлой недели проходят на площади Тахрир в Каире (в январе 2011 г. эта площадь стала главным местом общественных протестов против Мубарака) и других египетских городах, переросли в столкновения сторонников и противников пришедших к власти "Братьев-мусульман". Помимо того, что число пострадавших превышает 500 человек, появились уже и первые жертвы конфликта. Первая из них - юноша, который погиб, защищая штаб-квартиру исламистского движения от нападения оппозиционеров. Вторая - мужчина, скончавшийся от ран, полученных в стычках с полицией.

Против расширения полномочий Мурси выступил также Верховный конституционный суд Египта, вследствие чего судьи по всей стране объявили забастовки. 26 ноября 2012 г. египетский лидер встретился с судьями, но сообщения СМИ о том, что стороны достигли компромисса оказались ложными. Аналитики, между тем, отмечают, что высший орган судебной власти страны, скорее всего, находится под влиянием военных, и говорят о дальнейшем обострении противостояния между президентом и ВСВС.

Это, однако, не все проблемы на пути Египта к демократии. Так, существует мнение, что с приходом Мурси к власти Египет, несмотря на заверения президента в обратном, все же станет более религиозной страной, а новая египетская конституция будет основана на законах шариата. Согласно этим законам, женщина занимает низшее положение в обществе по отношению к мужчине, а в судебную практику могут быть возвращены телесные наказания, в том числе отсечение рук за воровство и избиение камнями женщин, совершивших прелюбодеяние. Более того, согласно одному из вариантов политической программы "Братьев-мусульман", опубликованному в преддверии парламентских выборов в 2011 г., наряду с парламентом страной будет управлять Совет мусульманских мудрецов, в задачи которого будет входить рассмотрение законодательных актов правительства на соответствие шариату. 

Впрочем, "Братья-мусульмане" не спешат воплощать свою программу в жизнь и заявляют о том, что не хотят международной изоляции Египта, экономика которого находится в критической зависимости от туризма и внешней торговли. Кроме того, учитывая, что Египет в течение десятилетий имел тесные отношения с США, а сейчас Вашингтон ведет с Каиром переговоры по поводу списания долга в размере $1 млрд, разрушать отношения с США и союзным им Израилем исламистскими настроениями было бы просто нелогично.

Но не экономика является ключевой проблемой Египта. Есть другая проблема, требующая немедленного решения. Она состоит в том, удастся ли "умеренному" исламистскому президенту Мохаммеду Мурси выполнить обещание, сделанное сразу после выборов - стать "президентом всех египтян". Сегодня египетское общество разобщено, и если ситуация продолжит ухудшаться, стране может угрожать новая "арабская весна", которая отразится на стабильности всего ближневосточного региона.

Новая революция?
Фото: EPA/UPG
Новая революция?

Юрій МихайловЮрій Михайлов, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram