ГлавнаяОбществоОсвіта

Как школьные поборы перестали быть добровольно-принудительными и причем здесь “харьковский торт”

Иногда я начинаю подозревать, что живу в великие времена. Полет на Марс, покорение мира роботом Софией, независимость украинской церкви… А тут еще и прямо на глазах начинают исчезать поборы из украинских школ! Сложно поверить, но реформы, похоже, докатились и до этой твердыни среднего образования.

Фото: Макс Требухов

Я - молодой родитель. Точнее, родитель с маленьким стажем школьной жизни, я всему только учусь. Но всего за одно полугодие в этой учебе произошло много всего интересного.

С одной стороны, мой ребенок пошел в школу, которую профильное министерство гордо назвало “Новая украинская школа”. А это предполагает не только ряд методических новшеств, но и создание другого пространства для учебы и даже другой идеологии в школе. А также полное материальное обеспечение процесса (парты, книги, игры, мультимедиа).

С другой стороны, оказалось, что программа новая, а школа старая. И там, несмотря на все заверения министра, родители хотят немедленно приобрести за свои деньги детям в класс парты, шкафы и обязательно современную оргтехнику. И удержать их от этого очень сложно.

С партами, к счастью, разобрались (и в итоге их действительно купили за государственные деньги). Но традиция стандартных школьных сборов осталась: на водичку, на моющие, на расходные, на специальные тетради, на все праздники учителю и администрации, на подарки детям ко дню рождения и на все более-менее красные даты календаря… К концу первой учебной недели лавину статей расходов трудно было остановить, зазвучали железные аргументы: “Это же для наших детей!”

Знакомо, да? И против святого не попрешь… Но в нашем классе события начали развиваться немного нелинейно. Сначала я попросила в родительском чате отчет по сданным деньгам на печатные тетради. В ходе, так сказать, дискуссии выяснилось, что тетради покупает неизвестно кто и по неизвестно чьей инициативе, и вообще “это что за вопросы!”. Что сразу же перевело довольно ординарную закупку в статус подозрительной и потенциально коррупционной.

В итоге я прослыла не слишком благонадежным родителем и… моментально получила полный отчет по закупке от учителя.

Фото: firtka.if.ua

Но дальше - больше. Какие-то родители стали жаловаться в администрацию школы на многочисленные сборы денег. Вот уж не знала, что так можно. И, главное, что это эффективно.

Как ни странно, но это приостановило темпы сбора денег на нужды класса. А до сбора на нужды школы из-за локального скандала и дурной славы наших родителей просто не дошло.

К этому моменту лично мне уже расхотелось участвовать в междоусобицах, ведь проще, как и большинству, просто сдать, сколько кто-то там придумал, и забыть об этом. Но - именно тогда разгорелся скандал уже национального масштаба - печально прославившийся “харьковский торт”. Который продемонстрировал оборотную сторону подхода “это же для наших детей!” и двуличность позиции школы в вопросах денежных сборов.

Самое удивительное, что мощная волна общественных дискуссий не прошла бесследно. (Это вам не большая политика.) “На местах”, а точнее, в родительских комитетах и администрациях школ, немного притихли.

Более того, например, директор нашей школы решил пойти дальше и даже возглавил процесс борьбы со школьными поборами. Спустя пару недель после скандала с тортом на сайте нашей школы появилось открытое письмо, в котором администрация призывала прекратить всяческие сборы и запретила своим сотрудникам проявлять “любую инициативу” по сбору денег с родителей и назначать суммы взносов в фонд школы и класса.

Это письмо так понравилось руководителю киевского департамента образования Елене Фиданян, что она даже разместила его в фейсбуке с призывом поддержать флешмоб директора. А позже и сама опубликовала на сайте гороно открытое письмо участникам учебного процесса, в котором призывала всех организовывать школьные праздники не силой материальных вливаний (аниматоры, выездной театр, сладкие столы), а своими - провести детям конкурсы, устроить танцы, сделать школьную постановку. Оказалось, что все гениальное - просто. И главное, практиковалось школами многие десятки лет…

Мне сложно представить, чем таким ужасным запугали школы (неужели резонансом или здравым смыслом?), но в итоге у нас, например, провели новогодний праздник весело и без тортов с пиццами, мой ребенок был счастлив и не заметил потери.

Фото: Lb.ua

Аналогичная история произошла в детском саду моей коллеги по цеху, живущей в нашем районе, - у них отменили начатый было сбор денег на приход Святого Николая. И “Николай” не забыл деток - его роль исполнила сама заведующая садика. Оказывается, что и учителя, и администрация учебных заведений умеют проводить праздники сами, на свою зарплату. Если им не мешают нанятые аниматоры.

Сейчас мой родительский вайбер по-прежнему подозрительно молчит, не предлагая сдавать деньги. Разве что нам очень вежливо намекнули, что у школы все же есть благотворительный фонд и в него можно перечислять средства. Но исключительно добровольно и без четких сумм!

Немного шокированная таким разгулом демократии, я провела мини-опрос своих знакомых в оффлайне и в Фейсбуке. Оказалось, что некоторые платят, как раньше, но многие заметили изменения:

  • “Мы перестали сдавать на моющие и охрану в садике - эти расходы покрывает местный бюджет”;

  • “Я перестал сдавать в фонд школы, и в ответ - а тишина. А раньше прессовали тех, кто отказывается”;

  • “У нас не обращаются с просьбой сдать деньги к активным родителям, а с остальных собирают и просят их не рассказывать активистам, чтобы не было проблем”;

  • “Взносы даже выросли, но я подумываю забить на них. Потому что в прошлом году из школьного фонда купили снегоуборочную машину, а в этом, вижу, убирают лопатами. Картриджи в оргтехнику мы заправляем, а детям распечатать задания нельзя. Бумага туалетная тоже куда-то исчезает… надоело”;

  • “Сейчас деньги вроде как и просят, но уже как-то неуверенно… Раньше падлюкой был тот, кто отказывается сдавать, а сейчас - тот, кто просит сдать. Сборы стали действительно добровольными. Уверена, что это спущено сверху после той истории в Харькове с тортом”.

Фото: Макс Требухов

В итоге, всего один семестр “в школе” научил меня тому, что: если сдавать всегда столько, сколько просят, то будут просить еще больше; активных не любят, но это работает; скандалы неприятны, но заставляют задуматься, а кого-то и бояться последствий. И главное - что все меняется, это возможно. А новую школу не только министр из Кабмина спускает, а делают все.

Леся ПадалкаЛеся Падалка, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram