Наука против рака

В 2018 году Нобелевскую премию по медицине дали двум ученым — Джеймсу Эллисону из США и Тасуку Хондзё из Японии. Их исследование направлено не на лечение опухоли, а на изобретение способа активации ресурсов организма - иммунной системы. Ученые разработали антитело, которое способно блокировать белок в Т-клетках, который делает опухолевые клетки “невидимками” для иммунитета. 

Если еще 15 лет назад основным методом лечения рака считалась операция, то теперь пациенты в зависимости от типа заболевания проходят таргетную, радио- и иммунотерапии. Как современная наука научилась продлевать жизнь онкобольным, и почему до сих пор универсального способа борьбы с раком нет - в тексте LB.ua.

Оглашение результатов Нобелевской премии по медицине
Фото: EPA/UPG
Оглашение результатов Нобелевской премии по медицине

Клетки-преступники

По статистике ВОЗ, в мире рак становится более частой причиной смерти, чем ишемическая болезнь сердца и инсульт. Ежегодно он убивает более 8 млн. человек и становится причиной 13% всех смертей. Самые часто встречающиеся формы рака — рак легких, прямой кишки, желудка и груди.

Раковые клетки - преступники, для которых целью жизни стало не служение хозяину, а стремительное и бесконтрольное деление - произведение потомков. Они возникают в результате накопления мутаций, которые позволяют отключить систему починки ДНК - «забывают» свою роль и функции в организме и начинают размножаться. Жизнь взбесившихся клеток весьма стремительна - они деляться значительно быстрее, чем здоровые, но и умирают тоже быстрее.

Раковые клетки в организме человека
Фото: depositphotos/vitanovsky
Раковые клетки в организме человека

Опухолевые клетки ненасытнее: они потребляют больше питательных веществ и кислорода, а значит выделяют больше отравляющих продуктов жизнедеятельности.

Из-за их особой активности в организме, они значительно теплее, чем клетки здоровые, потому не так давно для их поиска научились использовать специальные бактерии, которые реагируют на источники тепла, либо подсвечивать радиоизотопами или специальными флуоресцентными веществами.

На самом деле слово “рак” используется обществом скорее как общее понятие для определения состояния организма, при котором клетки начинают бесконтрольно размножаться. Но под этим словом скрывается как минимум сотня разных, часто не похожих друг на друга, болезней. У взбесившихся клеток есть ещё одно отличительное свойство - способность жить там, где они даже появляться не должны - метастазировать.

От хирургии к молекуле

За последние пятнадцать лет лечение рака в мире качественно изменилось. В 2000-м году в США создали робота-хирурга Da Vinci, который с помощью джойстиков позволяет хирургу в режиме реального времени видеть опухоль в 3D модели, задавать одной из рук робота команды - оперировать. Если раньше основным способом излечиться считалось масштабное хирургическое вмешательство, то сейчас на ранних стадиях заболевания онкологи пытаются локализовать опухоль для того, чтобы прибегнуть к малоинвазивной хирургии - попытаться максимально сохранить орган, убрав опухоль. К тому же именно тогда подавляющее большинство злокачественных новообразований начали лечить химиотерапией. Однако во время такого лечения вместе с больными клетками убиваются также здоровые. Убивается просто всё живое.

Операция с помощью робота-хирурга Da Vinci
Фото: Franciscan Health
Операция с помощью робота-хирурга Da Vinci

По этой причине возникла радиотерапия (лучевая), при которой всё живое убивается только в конкретной части организма. Для лечения злокачественных опухолей ионизирующей радиацией в Украине используют гамма-аппараты и линейные ускорители. Последние позволяют действовать на организм локально: направлять пучок излучения на опухоль (достигается предварительным сканированием облучаемой области, составлением плана облучения и, при необходимости, перемещением стола с пациентом), контролировать силу воздействия на нее и предавать пучку излучения форму опухоли (т. н. 3D-конформное облучение), тем самым минимизируя влияние на здоровые клетки.

Также существует и таргетная терапия ("терапия мишеней") при которой воздействие происходит на молекулы, которые влияют на рост опухоли, и в идеале, здоровые клетки остаются невредимыми.

Линейный ускоритель Elekta Synergy для лучевой терапии в киевском Охматдете
Фото: Макс Требухов
Линейный ускоритель Elekta Synergy для лучевой терапии в киевском Охматдете

Иммунитет против рака

Распознавать чужеродные клетки организма иммунной системе помогают Т-лимфоциты. Именно они "замечают" и уничтожают чужеродные антигены - клетки с вирусами, бактериями или опухолью. Но для иммунитета опухолевые клетки остаются невидимками. Т-клетки онкобольных пациентов не уничтожают опухолевые клетки потому, что те используют специальный белок PD-L1, который маскирует опухоль. Так белок заставляет организм поверить в то, что опухолевые клетки для организма не чужие, а значить бороться с ними не нужно.

Активные исследования этого механизма начались приблизительно десять лет назад. Именно попытка заставить организм "увидеть" опухолевые клетки и считать их чужеродными, что автоматически означает включить природный механизм борьбы с ними, и положен в основу нового подхода лечения онкологии - иммунотерапии.

Впервые её эффективность была доказана для больных меланомой - раком кожи. В 2010 году именно над этой категорией пациентов провел эксперимент получивший в этом году Нобелевскую премию профессор Джеймс Эллисон, добившись у участников исчезновения признаков рака. Позже проводились исследования среди пациентов с раком легких. Иммунотерапию можно использовать пациентам с определенными маркерами в опухоли, независимо от расположения рака. В декабре 2015 года экс-президент США Джимми Картер заявил, что смог побороть рак мозга с помощью иммунотерапии. Пока исследования в основном проходят среди пациентов с тяжелыми формами рака и метастазами, но с подтверждением их эффективности, исследования расширяются на менее серьезные формы течения заболевания.

Фото: Total.kz

В 2017 году Управление по контролю за продуктами питания и лекарствами США (FDA) одобрил генную терапию острого лимфобластного лейкоза CAR T-терапию (Kymriah). Её смысл заключается в том, что у человека берут Т-клетки (часть иммунной системы), замораживают их, и в условиях лаборатории с помощью генной инженерии размножают, при помощи модифицированного вируса иммунодефицита вставляют в них инструкции по “охоте” на опухолевые клетки, а затем вновь замораживают, возвращают в клинику и вводят назад в организм.

В 2018 году Нобелевскую премию по медицине дали двум ученым — Джеймсу Эллисону из США и Тасуку Хондзё из Японии. Их исследование направлено не на лечение самой опухоли, а на изобретение способа активации ресурсов организма - иммунной системы. Ученые разработали антитело, которое способно блокировать белок в Т-клетках, который тормозит иммунную систему.

Американские онкологи утверждают, что иммунотерапия эффективна для 30-40% пациентов, которой она показана, но объяснить, почему некоторым больным она помогает, а другим - нет, они не могут. Часто иммунотерапию комбинируют с лучевой- или химиотерапией. Конечно, у иммунотерапии есть и побочные эффекты - например, вероятность того, что организм будет считать чужеродными нормальные ткани. Но в целом она в определенных случаях менее токсична и переносится пациентами лучше.

Несмотря на это, иммунотерапия в большинстве стран пока либо недоступная де-юре из-за того, что препараты не зарегистрированы (применение возможно в группах клинических исследований), либо недоступна де-факто из-за своей высокой стоимости. Так, в Украине зарегистрированы препараты Китруда (Pembrolizumab) и Тецентрик (Atezolizumab), но большинству пациентов они доступны только в протоколах клинических исследований, поскольку одно введение препарата стоит в среднем 200 тыс. гривен.

Фото: wbur.org

Самыми передовыми направлениями науки, которые занимаются исследованиями рака сейчас считаются онкогеномика, иммунотерапия и прецизионная (персонализированная) медицина. Именно последний подход подтверждает, что человечество не нашло универсального способа излечения рака и вряд ли когда либо изобретет эту чудо-таблетку: биология каждой опухоли настолько уникальна, насколько уникальна сама природа человека.

Согласно последним исследованиям, именно иммунотерапия обеспечивает самый длительный период ремиссии. Но хороша она для определенной категории пациентов и только теми препаратами, которые уже доказали свою эффективность. Рак всё еще слишком коварен, чтобы человек мог чувствовать полное превосходство над ним.

Однако теперь можно уверенно сказать - онкологические заболевания получили шанс стать хроническими. А значит науке удалось выиграть для нас несколько бесценных дней, а может быть и годов.

Маргарита ТулупМаргарита Тулуп, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram