Эксперты группы пришли к выводу о том, что судебно-психиатрическая служба в стране должна быть коренным образом реорганизована. И что в конечном итоге должно быть создано пять судебно-психиатрических учреждений c тремя уровнями наблюдения в каждом: строгим, усиленным и обычным. В сфере судебной психиатрии необходимо провести фундаментальный пересмотр лечения, внедрить систему оценки риска, современные методы лечения и основное внимание уделить реабилитации и реинтеграции пациентов в общество. В настоящее время в Украине все эти элементы полностью отсутствует.
С тогдашним исполняющим обязанности министра здравоохранения Виктором Шафранским была достигнута договоренность о создании в Украине двух экспериментальных многоуровневых судебно-психиатрических учреждений. С тем чтобы посмотреть, какая модель будет работать наилучшим образом, после чего распространить этот опыт на другие больницы. В первую очередь для того, чтобы рассредоточить больных, которые сегодня находятся на лечении в Днепропетровской больнице, и, таким образом, создать условия для их общения с близкими и друзьями. Сегодня в большинстве случаев это невозможно из-за финансовых причин: поездки в Днепр из других регионов требуют больших затрат. Днепропетровскую больницу можно было временно использовать для лечения пациентов из соседних регионов.
Виктора Шафранского на посту исполняющего обязанности министра здравоохранения сменила Ульяна Супрун, и проект застопорился. Сфера судебной психиатрии перешла в руки Сергея Шума, бывшего сотрудника Днепропетровской психиатрической больницы со строгим наблюдением, который стал протеже Супрун. Он не является сотрудником Министерства здравоохранения и в прямом телевизионном эфире сообщил, что не является даже советником Супрун. План поэтапного, конструктивного и осторожного преобразования судебной психиатрии в Украине был заморожен.
Взамен тот же Сергей Шум распорядился о том, чтобы директора психиатрических больниц страны в ближайшие две недели организовали в своих больницах отделения со всеми тремя уровнями наблюдения и подготовились к приему пациентов из Днепропетровской психиатрической больницы. С 1 января Днепропетровская психиатрическая больница со строгим наблюдением больше не будет получать финансирование от Министерства здравоохранения, а, значит, будет вынуждена закрыть свои двери. Этот радикальный шаг будет предпринят без каких-либо инвестиций (будь то в финансовом или профессиональном отношении), без надлежащей профессиональной подготовки, без внедрения оценки риска и каких-либо нововведений в лечебные и реабилитационные программы, без предоставления каких-либо гарантий безопасности украинскому обществу. Кстати, письмо в больницы, распространенное по электронной почте и не подлежащее обсуждению, подписал сам доктор Шум, который даже не имеет на это полномочий.
Такая «радикальная реформа» не имеет ничего общего с реформированием. Это разрушение старой системы в отсутствие новой, это «революция» в секторе, главной задачей которого является защита общества от психически больных лиц, совершивших серьезные преступления и представляющих опасность для общества. В секторе, который должен гарантировать то, чтобы насильники и убийцы не вернулись в общество до тех пор, пока они не будут вылечены и реабилитированы.
Усилия нынешнего руководства Минздрава по реформированию системы охраны психического здоровья носят деструктивный, а не конструктивный характер и представляют опасность для украинского общества. Невозможно реформировать сектор охраны психического здоровья за несколько месяцев или несколько лет - процесс реформирования занимает десятилетия и является одним из самых тяжело управляемых. В нем должны участвовать все заинтересованные стороны и министерства.
Хорошим уроком служит программа деинституционализации в Южной Африке, которая недавно привела к ужасной катастрофе. В провинции Гаутенг на основе «революционной» программы было деинституционализировано крупное учреждение. Две тысячи пациентов были переведены в другие учреждения и службы: кто-то в частные, кто-то в волонтерские, однако это было сделано без надлежащего контроля и сертификации. К настоящему времени 134 пациента умерли от голода, избиений и отсутствия медицинской помощи.
Не люблю оглашать плохие новости, но в данном случае боюсь, что украинское общество движется к катастрофе и проснется только тогда, когда психически больной преступник сбежит из больницы и убьет несколько граждан.