Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ не занимается вопросами незаконного строительства, а Государственная архитектурно-строительная инспекция не видит оснований для отмены градостроительных условий и обоснований, выданных застройщику Сенного рынка. Единственно возможное решения конфликта застройщика с активистами и киевлянами, выступающими против незаконной застройки, превышающей по высотности и плотности застройки допустимые нормы - обращение в суд. Такую официальную позицию Минрегиона озвучил Госсекретарь ведомства Максим Малашкин на пресс-конференции, посвященной застройке Сенного рынка, в понедельник 31 июля.
"Сегодня возникает разное толкование юридических возможностей органов власти в вопросе, который поднимается активистами и народным депутатом (имеется в виду Ольга Богомолец, чьё обращение недавно поступило в ГАСИ. Отметим, однако, что подобные обращения также поступали ранее - от других нардепов, - ред.) относительно действующих градостроительных условий и ограничений (стройки на месте Сенного рынка - ред.), которые стали определяющими для проведения строительства и определения, в частности, высотности. Считается, что решить вопрос их отмены возможно путем выдачи соответствующего разъяснения Минрегиона... Но у нас есть четкие нормы Конституции, которые предусматривают, что органы власти действуют в рамках и способ, который определен законом. У нас есть Положение о Министерстве регионального развития. Возможно, кто-то считает, что, если в Положении написано, что министерство дает разъяснения реализации государственной политики, то это это является возможностью разъяснения законодательства. Немного не так. Министерство не может создавать никаких новых правовых норм. Если вопрос не решен в законе, министерство своим письмом не может создать норму, на основании которой ГАСИ может отменить градостроительные условия и ограничения или внести в них изменения. Этого быть не может, потому что не является полномочиями Минрегиона", - отметил Малашкин.
По его словам, прописанными в законе основаниями для отмены градостроительных условий и ограничений являются: заявление застройщика, решение главного инспектора государственного архитектурно-строительного наблюдения об отмене условий и ограничений на основании нарушения строительного законодательства, строительных норм и правил НА МОМЕНТ ИХ ВЫДАЧИ (закон, говорит Малашкин, не предусматривает проверку соответствия данного документа тому, что в итоге строится) и решение суда.
"Что у нас есть? Заявления застройщика нет. В соответствии с поступившими обращениями, ГАСИ провела проверку, нарушений не выявлено. Поэтому решение суда, я думаю, является тем средством, которое в подобных ситуациях - не до конца определенных в законе - может решить вопрос, учитывая ситуацию, наличие нарушений прав общественности или процедур", - говорит госсекретарь Минрегиона.
Отсутствие нарушений в документации при застройке Сенного рынка подтвердил и первый заместитель главы Государственной архитектурно-строительной инспекции Валерий Филончук.
"На время выдачи перечня документов в марте 2013 года, оснований для отказа в выдаче градостроительных условий и ограничений, не было. Градостроительные условия являются действующими", - отметил он. Малашкин при этом добавил:
"Градостроительные условия и ограничения действуют до окончания строительства. Основания для их отмены являются исчерпывающими, и письмами министерства, разъяснениями мы не можем их изменить никак. Это превышение власти и абсолютно невозможно".
При этом представители ГАСИ и Минрегиона не считают нарушением то, что градостроительные условия и ограничения выданы на участок, которого нет. Напомним, участок был разделен на три части, и на застройку каждого из них отдельно градостроительные условия и ограничения не выдавались. А в документах стоит кадастровый номер участка, которого не существует.
Представители ГАСИ Валерий Филончук не видит в этом проблемы. Его аргумент: "Периметры участка не изменялись".
Малашкин настаивает: министерство не имеет контрольных функций. И даже если оно вмешается в ситуацию, это станет основанием для обращения застройщика в суд, который тот со 100% вероятностью выиграет.
"Такой путь, наоборот, легализует нарушения, если они есть. Но на сегодняшний день мы их не видим", - говорит представитель Минрегиона. По его словам, действие градостроительных условий и ограничений может определяться тем, кто их выдал. "Выдала их КГГА. Если она их не отменила, соответственно, у нас нет оснований их отменять", - добавил он.
“Если мы говорим о соблюдении режима застройки, то согласно закону о “Регулировании градостроительной деятельности” - статьи 24 до 26 - этот вопрос относится к компетенции соответствующих органов местной власти, которые определяют детальные планы территорий, на каком основании, каким образом, какая территории застраивается, в каком формате, какая высотность, какая градостроительная документация, в соответствии с которой должен развиваться город", - рассказал Малашкин.
"На практике орган местного самоуправления выдает градостроительные условия и ограничения по-разному. Кто-то сохраняет возможность их отмены. Орган местного самоуправления или исполнительный орган соответствующего совета могут отменять свое решение, если оно выдано в нарушение законодательства", - добавил он.
Напомним, около месяца назад заместитель мэра Киева Александр Спасибко говорил о том, что столичная власть в вопросе застройки Сенного рынка исчерпала все свои возможности.
"У нас нет полномочий контролировать или отменять разрешения на это строительство... Мы можем продать участок - в данном случае участок продан - и предоставлять градостроительные условия и ограничения застройки, что и было сделано по этому участку, по Сенному рынку. Дальнейшие шаги, а именно - государственная экспертиза и согласование высотности и плотности застройки, не относятся к компетенции Киевской городской государственной администрации", - заявлял он тогда в комментариям журналистам.
Малашкин предлагает не ходить по кругу - от Минрегиона к КГГА - а подавать в суд тем, кого волнует вопрос надлежащей застройки Сенного рынка.
При этом он добавил, что процессуальных возможностей обращаться в суд непосредственно министерству нет. Но это может сделать любой желающий, который считает, что застройщик нарушил его права.
Отдельно госсекретарь Минрегиона акцентировал на формальности документов и разрешений, которые выдает ГАСИ.
"Документы, которые выдает ГАСИ - это формальность. Формальное оформление документов, совокупность которых предусмотрена законодательством. Но большинство из них - это вопросы, связанные с местными органами власти. Если мы не туда заем вопросы, а ГАСИ, наверное, так легче. ГАСИ проверяет, соответствует ли строительство предоставленным бумагам, а не определяет, можно ли здесь строить или нельзя", - отметил Малашкин.
"Никакими разъяснениями решить этот вопрос юридически невозможно. Для решения вопроса есть единственный надлежащий способ - обращение в суд. Поскольку сроки сплывают, есть определенные процедурные моменты в судопроизводстве, мы бы советовали все-таки обратиться в суд, а не тратить время на поиск искусственных возможностей для решения таких вопросов", - резюмировал представитель Минрегиона.
Напомним, на месте Сенного рынка планируется построить 14 зданий площадью 113 тыс. м². Высота зданий, согласно проекту, - от шести до 22 этажей. Вокруг земельного участка, который планируют застроить, находится 9 памятников местного значения и 28 объектов культурного наследия. На некоторых из этих зданий после начала строительства появились трещины. Активисты настаивают на том, чтобы плотность и высотность застройки была снижена, однако застройщик отказался идти на компромисс.
Активисты апеллировали к Министерству регионального развития, строительства и ЖКХ как профильному ведомству с просьбой разобраться в законности такого масштабного строительства в центре Киева. В Минрегионе ответили, созвав пресс-конференцию.