Крымские бюджетники – работники здравоохранения и образования вместе с пенсионерами – были одной из наиболее активных массовок так называемой «русской весны 2014 года». Вскоре они снова оказались вместе, что бы на этот раз прочувствовать всю эффективность и доступность обещанной российской медицины.
Место в очередь занимай!
Пенсионерам, которые два десятилетия жили с ностальгией о комсомоле, партии и Советском Союзе, после аннексии Крыма чудесным образом удалось вернуться в столь долгожданную среду развитого социализма с ее неизменными атрибутами – очередями и дефицитом. Не минула сия чаша и крымскую медицину, и, в первую очередь, поликлиническую службу.
До перехода Крыма на российскую систему обязательного медицинского страхования попасть к врачу было несложно: нужно было просто прийти в государственную поликлинику и записаться в регистрационном журнале, или получить талончик в регистратуре. Очень часто врачи принимали и без записи, в порядке живой очереди.
Но за два с лишним года все очень сильно изменилось – теперь пациентам, что бы попасть к нужному врачу, необходимо потратить уйму времени, сил и здоровья, и, кроме того, в обязательном порядке, необходимо иметь страховой полис. В Севастополе, например, пациенты столкнулись с большими очередями в городских поликлиниках и проблемами в записи на прием даже к участковому терапевту. Зачастую необходимо выстоять несколько часов в очереди в регистратуру, что бы получить заветный талончик к своему эскулапу. Правда, прием может быть через шесть-семь дней, но в данном случае, наверное, срабатывает неофициальный олимпийский девиз: «Главное – не победа, а участие».
Попасть к узкопрофильному специалисту (невропатологу, эндокринологу, гастроэнтерологу, урологу, ЛОРу) можно только после общения со своим участковым терапевтом, который выпишет направление или посчитает, что хождение по врачам вам лишнее или уже вообще ни к чему. Но если вы все же стали счастливым обладателем заветного направления, то вам предстоит занимательная лотерея – выстоять еще раз в очереди и попытаться получить талончик к необходимому специалисту, который, в свою очередь, может принимать через месяц-два.
«По очереди в регистратуру невозможно записаться - талонов нет. По электронному боксу, что стоит в холле, такая же ситуация. Поликлиника открывается в 7:30 и уже в 7:35 талонов не было на прием к врачу на 14-й день!!!!! Было всего два талона к терапевту и их за пять минут уже «забрали». По контактным телефонам (четыре номера), которые висят около окошка регистратуры, дозвонится невозможно»
Соответственно, попасть на прием к узкому специалисту в нужный вам день или взять талон на обследование для большинства севастопольцев – это как покупка мебельного гарнитура в 80-е года. Но это речь идет о бесплатной – страховой медицине, а если нет желания или возможности тратить время в очередях – пожалуйста, платный талончик: терапевт от 500 рублей (215 гривен), хирург 700 рублей (305 гривен), ФЛЮ – 158 рублей (69 гривен), общий анализ крови с формулой обойдется всего в 300 рублей (130 гривен).
Осенью 2015 года департамент здравоохранения Севастополя запустил интернет-портал «Доктор-92», который должен был избавить горожан от очередей и помочь записаться к врачу в режиме он-лайн. Безусловно, хорошее и своевременное начинание, но на практике все вышло как всегда – талоны в он-лайн режиме практически отсутствуют. Они, в принципе, есть, но записаться можно в основном к терапевту и не ранее чем за неделю.
А вот к узкому специалисту раньше чем за две недели запись не открывается, поэтому или обострение хронической болезни заранее планируй, или добро пожаловать в поликлинику в общую очередь. Но и тут никаких гарантий – либо талонов может не быть, либо таких врачей в данной поликлинике уже нет.
Жительница Корабельной стороны в Севастополе довольно жизнерадостно описала, как она проходила медико-социальную экспертную комиссию в третьей городской поликлинике: «Кроме терапевта и хирурга в поликлинике нет вообще никого, одно начальство. Вместо окулиста принимает медицинская сестра, которая и ведет прием. Она проверит зрение, сделает запись. Затем идешь к заведующей поликлиники, которая подпишет и в другом кабинете справку заверят печатью. Невропатолога и ЛОРа нет, надо ехать в другую поликлинику. К терапевту записи нет, а к нему попасть необходимо – нужна кардиограмма, а направление на ЭКГ выписывает только терапевт. После того как пройдешь всех специалистов – снова надо записаться к терапевту, т.к. на обходном листе он должен расписаться и поставить печать».
Очень похожая ситуация с кадровым дефицитом сложилась и в других поликлиниках Севастополя – недокомплект персонала составляет 35-60%.
В частности, в поликлинике №2 Городской больницы №1 им. Пирогова, которая обслуживает 80 тысяч населения, на 34 участка в наличии всего 12 терапевтов. А в поликлинике №1 Городской больницы №2 на 13 участках работает от 3 до 5 участковых терапевтов. При этом нормативная численность курируемого врачом-терапевтом населения должна быть не более 1900 человек на участок.
Что такое один терапевт на два-три участка при норме приема 12 минут на одного человека (с учетом оформления соответствующей медицинской документации)? Все просто — пациент не может получить полноценной первичной медицинской помощи — осмотра, на который у врача просто физически нет времени.
Развал участковой поликлинической службы
Действующая российская система обязательного медицинского страхования (ОМС) закабалила врачей и фактически превратила их работу в бюрократическое рабство.
Все дело в том, что система ОМС требует от медицинского персонала скрупулезного и тщательного заполнения всей необходимой документации. На этот, совершенно новый вид «медицинских манипуляций», участковый терапевт при приеме пациента тратит до 40% отпущенного времени. Допущенные врачом ошибки или невнесение какой-нибудь записи при заполнении медицинской карты пациента приводит к тому, что Федеральный фонд ОМС штрафует поликлинику, а это, естественно, сказывается и на заработной плате. Как отмечают медработники, ФОМС уже просто затерроризировал врачей своими постоянными придирками за малейшие помарки, практически вся система ОМС пронизана штрафами или их смысловыми аналогами.
«….Потом началась эта какофония с ОМС, отчетами и проверками. Я стала ощущать себя не врачом, а писарем, экономистом. Я постоянно в напряжении от страховых компаний. Работать не дают. Врачей не хватает. Самые лучшие, самые душевные, самые грамотные уходят…»
И на самом деле, будет ли уважаемый и авторитетный врач горбатиться над документацией, принимать вереницы пациентов (с учетом существенного увеличения количества населения в Севастополе), совершать стайерские забеги по двум участкам, одновременно думая о выполнении планов по диспансеризации?
За все это удовольствие участковый терапевт может получить заработную плату в размере 15-17 тысяч рублей (6200-7100 грн.), что является очень невысоким показателем, тем более с учетом уровня цен в Крыму.
Можно попробовать, конечно, поработать на 1,5 ставки участкового терапевта, но в данном случае такой стахановец будет фактически жить на работе, т.к. в соответствии с российским законодательством продолжительность рабочего времени участкового врача-терапевта должна составлять не менее 39 часов в неделю, плюс раз в месяц штатное дежурство в субботу.
Сейчас поликлиническая служба в Крыму, в основном, держится на людях предпенсионного возраста, средний возраст оттуда бежит, а молодежь категорически не желает идти на работу в такие кабальные условия.
В российской системе координат одна из важнейших структур здравоохранения быстро деградирует, и для врача существует только два выхода – смириться и деградировать вместе с системой, либо убегать в частную клинику.
Можно констатировать, что крымская поликлиническая медицина стремительно летит в пропасть, а так ярко разрекламированные российские гарантии бесплатной и доступной медицинской помощи оказались пустыми декларациями.