Почему Поклитару решил похоронить театр, в котором он сам себе и царь, и Бог; театр, где репертуарная политика определяется лишь фантазиями самого хореографа? Ведь тут он мог самовыражаться до бесконечности, экспериментируя и философствуя языком танца с помощью коллектива исполнителей и единомышленников, бережно отобранных самим балетмейстером. О таком коллективе можно мечтать всю жизнь и так и не достигнуть желаемого.
Все 14 постановок, созданные театром менее чем за семь лет существования, собирали многочисленные награды и разноречивые, далеко не всегда хвалебные, отзывы у зрителей и критиков. «Киев Модерн-балет», несомненно, стал брэндом в культурной жизни Украины.
О причинах закрытия театра и о премьере «Лебединого озера» Раду Поклитару рассказал на пресс-конференции, состоявшейся в Киевском театре оперы и балета для детей и юношества в минувшую пятницу. 9 артистов из 21-го решили покинуть труппу «Киев Модерн-балет» из-за чрезвычайно низкой заработной платы. Каждый из артистов, решивших уйти из труппы, по словам Поклитару - не просто штатная единица, которую можно заменить. Театр — живой организм, и такие огромные творческие потери просто невосполнимы.
Киевской балетной публике Раду Поклитару известен с 1999 года - именно тогда он стал лауреатом III Премии Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в состязании хореографов. В тот период он еще был солистом балета Национального академического Большого театра республики Беларусь. Затем Раду работал главным балетмейстером Национальной оперы Молдовы. А в 2002 тридцатилетнему балетмейстеру доверили постановку двух одноактных балетов на сцене Национальной оперы Украины - «Картинки с выставки» М. Мусоргского и «Весна Священная» И.Стравинского. Через год Раду выпускает в Большом театре «Ромео и Джульетту» С. Прокофьева, а спустя еще один сезон, там же - «Палату № 6» А. Пярта. Он также продолжает ставить спектакли в Беларуси, Латвии и Молдове.
В 2005 году Раду Поклитару поставил в Киеве оперно-балетный спектакль с символическим названием «Сила судьбы» (Le Forze Del Destino), благодаря которому знакомится со своим будущим меценатом - Владимиром Филиповым. Фонд искусств Филиппова организовал этот музыкальный проект, а в дальнейшем именно при его инициативе и финансовой поддержке Поклитару создает свой театр «Киев Модерн-балет».
Уже первый спектакль нового коллектива - «Кармен. TV» - вызвал неподдельный интерес у зрителей и получил сразу две «Киевские пекторали» - главные театральные премии столицы - за лучший музыкальный спектакль года и за лучшую работу балетмейстера. Театр зажил своей жизнью - новые премьеры, участие в международных фестивалях, успешные гастроли в разных странах мира. Одно но — у коллектива не было своего помещения и собственной концертной площадки.
Все изменилось в 2009 году, когда «Киев Модерн-балет» вошел в состав Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества. Афиша Детского театра дополнилась новыми спектаклями, благодаря чему увеличился приток зрителей, а «Киев Модерн-балет» обрел постоянную прописку.
С августа 2012 года Раду Поклитару становится еще и художественным руководителем Детского музыкального театра для детей и юношества. Казалось бы, такое кадровое решение должно свести на нет любые конфликты между «Киев Модерн-балетом» и приютившим его театром, но этим все проблемы труппы не решились.
Из труппы начали уходить артисты: наступая на горло собственной песне, они были вынуждены соглашаться на предложения, более интересные в материальном плане - зарплаты в муниципальных театрах очень малы. Раду Поклитару обратился в Министерство культуры с просьбой предоставить «Киев Модерн-балету» статус национального театра. По словам самого хореографа, бывший министр культуры Михаил Кулиняк хотел пойти навстречу коллективу.
«Статус Национального театра для «Киев Модерн-балета» позволил бы выплачивать артистам нормальные зарплаты, которые дали бы им возможность, не унижаясь, нормально жить и работать в этой стране. - объяснил в комментарии LB.ua Раду Поклитару. - Они все - профессионалы ультра-класса и без проблем найдут себе работу где угодно. До какого-то времени их патриотизм, а, может, желание работать и создавать современное искусство в этой стране, позволяли сохранить нашу труппу. Но рано или поздно встает вопрос денег».
По словам балетмейстера, театр не успел получить статус Национального потому, что Михаила Кулиняка сняли с должности министра при очередной отставке правительства. Переговоры на тот момент уже шли полным ходом, и у руководителя «Киев Модерн-балета» были все надежды, что они завершатся благополучно для труппы. Нынешний Министр культуры Леонид Новохатько так и не нашел времени, чтобы встретиться с Поклитару, несмотря на многочисленные просьбы об аудиенции.
Раду Поклитару заявляет, что в сложившихся обстоятельствах у него иного выхода, как закрыть театр. «Если в ближайшее время не будет найдено решение нашей проблемы, этот шаг станет неизбежным», - заявил он.
26 июня в Театре оперы и балета для детей и юношества пройдет, вероятно, последнее выступление «Киев Модерн-балета» - современная интерпретация «Лебединого озера» в постановке Раду Поклитару.
Со знаменитым балетом версию Поклитару роднит разве что название, имена главных героев и музыка Чайковского, тоже, правда, перекроенная под собственное прочтение. По версии «Киев Модерн-балета», Зигфрид - молодой красивый детеныш лебедя, которого злой хирург Ротбард при помощи оперативного вмешательства насильно переделывает в человека. Но Зигфрид не может жить чужой жизнью, и даже любить Одетту-лебедя способен теперь только в видениях. Истинная сущность Зигфрида постоянно рвется наружу.
Сравнение ситуации, в которую попал театр Поклитару, с сюжетом его мрачной танцевальной притчи напрашивается само собой. Чтобы остаться верным своему творческому пути и своим целям, балетмейстеру и его коллективу необходимо сохранить себя именно в оригинальном составе, в противном случае — гибель неминуема. «Для того, чтобы остаться самим собой, нужно приложить максимум усилий. Мы должны сделать все, чтобы остаться такими, какими мы себя чувствуем — это очень важно», - говорит сам Поклитару о своем спектакле.
Киевский балет уже пережил одну большую потерю - Денис Матвиенко, бывший худрук балетной труппы Национальной оперы, уже танцует в Большом (Москва) и в АВТ (Нью-Йорк). В планах Раду Поклитару - ни много, ни мало - постановка «Гамлета» на музыку Дмитрия Шостаковича в Большом театре, и постановка церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи, куда хореограф едет по приглашению Константина Эрнста.
Никто не сомневается, что ни Матвиенко, ни Поклитару, ни талантливые танцовщики «Киев Модерн-балета» без работы не останутся. А вот с чем останутся киевские зрители?