ГлавнаяБлогиБлог Вадима Штефана

Библиотекам – новое дыхание!

В 1916 году одесский сатирик Исаак Бабель (не путать с Бебелем) метко описал внутренний мир библиотек времен заката царской России. Какое-то загадочное тихое место, в которое приходили поспать и подлечиться, чтобы не служить в армии. Впрочем, не буду пересказывать классика, а если хотите, почитайте сами этот краткий рассказик. Называется он «Публичная библиотека».

Суть в другом. Произведение гениального одесского автора, описавшего похождения благородного бандита Мишки Япончика, через 100 лет не потеряло актуальности. Ведь наши библиотеки со времен Бабеля мало поменялись. Хотя перемены происходят. Библиотеки меняются и их меняют.

Заманить наличием бесплатного WI-FI, возможностями опять же бесплатно поизучать английский язык, порадовать пользователей более качественным и приветливым сервисом со стороны работников библиотек и тому подобное, чтобы как-то оживить украинские публичные библиотеки, вернуть в них читателей и приобщить других пользователей, поставила себе целью программа «Библиомост».

В 2012 рогу Украина присоединилась к инициативе «Партнерство «Открытое правительство». Программа «Библиомост», использующая любые возможности для продвижения украинских библиотек, прописала участие библиотек в этой инициативе, реализовывая проект, цель которого - превратить библиотеки в точки доступа к сервисам электронного правительства. И как показал майский отчет Украинского Кабинета Министров, эта часть внедрения Инициативы в Украине реально выполняется.

Как видим, возможностей изменений много. И в подобной ситуации «Как жить дальше», находятся все библиотеки, и даже за границей. Интернет наступает, на чтение книг нет времени у людей по всему миру.

Вот некоторые способы дать новую жизнь книгам и библиотекам.

Книги, которые не могут ждать

Аргентинское издательство Eterna cadencia начало публиковать «исчезающие книги», оригинальное название звучит так: ". Книги, которые не могут ждать"

Книги эти во всем обычные, кроме одного: после двух месяцев с того момента как вы их купили и раскрыли, типографская краска в них исчезает. Открывая книжкуу, читатель разгерметизирует ее и печатная краска реагирует с воздухом – текст исчезает. Что-то подобное происходит с факсами или кассовыми чеками, которые мы получаем в магазинах. Со временем текст там выцветает.

И как ни странно , книги с исчезающими текстами находят читателя. Они, в отличии от обычных и тем более от электронных, имеют особенность – мотивируют читателя прочитать книгу полностью, не откладывая в долгий ящик. Исчезновение информации заставляет читателей ценить ее. Ценить время и доделывать дела до конца.

Библиотека в телефонной будке

В Нью-Йорке книги дают новую жизнь уже не нужным телефонным будкам. Если раньше в телефонной будке можно было позвонить, то теперь – там можно почитать. Кажется странным, но если подумать – то и к этому можно привыкнуть. Ведь во времена Карла Бенца (создателя немецкого автомобильного концерна) керосин продавался в аптеках, вместе, кстати, с кока-колой, кокаином и героином. А сейчас все эти товары имеют абсолютно другую логистику.

Фото: designboom.com

Вагон-читальня

Большевики, дабы удовлетворить потребности граждан в чтении, создавали хаты-читальни.

Три студента, бросившие школу рекламы в Майями, решили превратить стены Нью-Йоркских вагонов метро в книжные полки.

Фото: discovery.com

Библиотеки помогают расширить внутренний рынок Китая

Китай, в последнее время, начавший ощущать проблемы реализации продукции на внешних рынках, использует библиотеки как способ применить произведенные стройматериалы внутри страны:

Проект библиотеки в Датонге
Фото: designboom.com
Проект библиотеки в Датонге

Масштабная библиотека похожа на спортивный обьект к чемпионату мира по футболу или к Олимпиаде. Как видим, стройматериалов на нее пошло не мало. А это полезно для китайских сталелитейных заводов.

Фото: designboom.com

Фото: designboom.com

Библиотеки в стиле минимализма

Опять же в Нью-Йорке, для вечно бегущих американцев, за деньги муниципалитета создали сеть миленьких желтеньких библиотек с книгами. Как видим, задача таких библиотек - не трудоустроить библиотекарей, а наоборот – предоставить жителям города удобную услугу – приблизить книгу к читателю.

Фото: designboom.com

Фото: designboom.com

Библиотека – рекламная площадка

По-хозяйски распорядились использовать помещение недавно построенной библиотеки в Минске. Ее превратили в самый большой в республике Беларусь рекламоноситель (1 485 кв. м площади, высота бегущего символа 9 м, длина 165 м.).

Сайт Национальной библиотеки Беларуси предлагает размещение рекламной информации на уникальном носителе, символе Беларуси, здании Национальной библиотеки Беларуси. Он сообщает: «Реклама на здании библиотеки – не только настоящее событие, но и важная составляющая успеха любого предприятия».

Фото: bestmaps.ru

Украинские библиотеки, как и вся социальная сфера сейчас на перекрестке. Сеть библиотек нуждается в серьезных реформах. По какому пути они пойдут – станут сдавать свои площади в аренду под рекламу, под офисы, будут расширяться или закрываться, будут приближаться к людям, но хотелось бы, чтобы в них осталось главное конкурентное преимущество библиотек – возможность почитать редкую книгу, и сделать это бесплатно.

Вадим Штефан Вадим Штефан , Руководитель проектов Аналитического Центра «Бюро экономических и социальных исследований»
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram