ГлавнаяКультура

Человек вчерашнего дня

В украинский прокат вышел “Человек из стали” – фильм, появившийся в результате необычного творческого союза двух режиссеров, и в итоге ставший идеальным фильмом о Супермене.

Фото: Warner Bros.

Продюсером “Человека из стали” – первой части из серии фильмов про Супермена (что бы вы не сомневались, в Голливуде уже планируют снять, как минимум, одно продолжение) – выступил Кристофер Нолан. И благодаря этому факту, а также тому, что Warner Bros. изо всех сил убеждала в этом всех зрителей на планете, “Человек из стали” часто воспринимается именно как единоличный фильм Нолана.

Британский режиссер, в прошлом году расставшийся со своей трилогией про Бэтмена, не смог, впрочем, сразу попрощаться со вселенной супергероев DC Comics. Осенью 2010 году фильму под кодовым названием “Superman 2.0” подобрали режиссера – Зака Снайдера, также экранизировавшего за свою карьеру не один комикс .

Снайдер – это не тот режиссер, который может гарантировать студии многомиллиардные кассовые сборы. Он создает мрачные, порой абсурдные и сюрреалистические миры, не всегда приходящиеся по нраву зрителям. После провалившегося “Запрещенного приема”, феминистско-геймерского экшна про девушек в беде, продюсеры решила не выпячивать имя Снайдера, а разбавить его именем Нолана – это хорошо заметно в трейлерах.

Тем не менее, вряд ли можно сказать, что Нолан сильно повлиял на Снайдера – разве что привел своего сценариста (не очень, к слову, добросовестного), Дэвида С. Гойера, и сам немного поработал над сценарием. В остальном – “Человек из стали” – это, скорее фильм Зака Снайдера, и даже финал противостояния Супермена и генерала Зода Снайдер сделал по-своему – Нолан концовку не одобрил.

По всему выходит, что именно присутствие такого именитого и многими любимого режиссера, как Нолан, позволило Заку Снайдеру – в общем-то, аутсайдеру среди великих голливудских кинематографистов, снять то, что он снял. Этот тандем пошел немного дальше, чем мы того ожидали, создав, на наш взгляд, идеальный фильм о Супермене.

Фото: Warner Bros.

Это в меру пафосное, очень красивое кино об ожившем герое мифов, боге, если хотите. Снайдер и Нолан не стесняются рифмовать Кларка Кента не просто с Гераклом, а даже с Иисусом Христом, а антураж его подвигов оформлять в нарочито гипертрофированной, едва ли не сказочной манере.

Пафос сказочника Снайдера в, собственно, супергеройской части, побеждает стремление к гиперреализму Нолана – и это, очевидно, не всем понравится. Но в частях, рассказывающих о становлении героя – о том, как он привыкал к своей “инаковости”, о том, как учился контролировать свои эмоции, чтобы не разрушить окружающий его мир, о том, как искал себя и нашел – в ледяных глубинах, – повествование становится прямо-таки по-бэтменовски серьезным.

Между тем, в наш век ослабевших гиков, уставших смеяться над собственными недостатками, Супермен кажется эдаким анахронизмом, отголоском далекой эпохи. Одно из его прозвищ – Человек завтрашнего дня, но для нас он, скорее, человек дня вчерашнего, дня, когда супергерои пускали лазеры из глаз, носили красные плащи и летали, вытянув руки вперед.

Супермен идеален, и этим может раздражать – мы все-таки немного отвыкли от того, что супергерои не обладают недостатками. Нашему времени больше подходит Железный человек, борющийся со своим непомерным эго, Халк, травмированный собственным раздвоением личности, или Росомаха, страдающий от собственных способностей.

В этом плане выбор Зака Снайдера в качестве режиссера “Человека из стали” кажется вполне логичным, хоть и не вписывается в попытки голливудских студий ни в коем случае не допустить провала своих блокбастеров. Кто, в конце концов, как не Снайдер, не очень удачливый, но очень искренний визионер, может снять историю инопланетянина, подброшенного на землю, чтобы разбавить унылую человеческую расу?

В прокате с 20 июня.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram