ГлавнаяКультура

Встреча с Баядеркой

14 февраля в Национальной опере Украины состоится премьера балета Людвига Минкуса «Баядерка» в постановке великой балерины XX века Натальи Макаровой. Это трагический балет о любви индийской храмовой танцовщицы Никии и воина Солора.

Наталья Макарова, в прошлом – звезда Кировского балета (Ленинград), не вернулась с лондонских гастролей театра в сентябре 1970-го. В том же году она станцевала па-де-де из «Лебединого озера» с Рудольфом Нуриевым в Лондоне для записи телеканала ВВС и стала примой-балериной Американского театра балета (АВТ).

Макарова танцевала на сценах лучших театров мира, а параллельно с исполнительской деятельностью стала проявлять себя как балетмейстер. В 1974 году она поставила на сцене ABT знаменитый акт «Тени» из «Баядерки», а в 1980 – весь балет полностью, добавив целый акт. Аранжировкой музыки Минкуса и написанием некоторых фрагментов для последнего действия занимался британский композитор Джон Лэнчбери. Свою версию «Баядерки» Макарова ставила в Лондоне и Сиднее, Милане и Стокгольме, Токио и Буэнос-Айресе... Теперь этот балет увидят и в Киеве.

Накануне премьеры LB.ua побеседовал с тремя виновниками торжества — балетмейстером-постановщиком Натальей Макаровой, премьером и руководителем балета Денисом Матвиенко и художником-постановщиком Вячеславом Окуневым.

Гамзати – Елена Филипьева, Солор – Денис Матвиенко
Фото: Предоставлено Фондом Дениса Матвиенко
Гамзати – Елена Филипьева, Солор – Денис Матвиенко

"Я уехала, потому что испытывала артистический голод"

Хрупкая, красивая, аристократичная, удивительно располагающая к себе, Наталья Макарова не любит, когда к ней обращаются по имени-отчеству. На Западе нет отчеств, а там она живет и работает уже более 40 лет. Поэтому все, кто ее знает и любит, называют Натальей, Наташей или совсем нежно, Наташенькой.

Наталья, 26 декабря 2012 года вы получили из рук Барака Обамы премию Кеннеди-центра за выдающийся вклад в развитие американской и мировой культуры. Думали ли вы, танцуя на сцене этого центра, что спустя десятилетия станете обладателем столь престижной премии?

Когда мне сообщили о присуждении этой награды, я была очень удивлена тем, что эта премия будет вручена человеку, не рожденному в Америке. Но было очень приятно. И особенно было приятно, что свидетелем этого события стал мой сын Андрей.

Вы — эмигрантка, совершившая прыжок на Запад в начале 70-х, сейчас тоже очень много артистов балета...

… прыгают на Запад. По-моему, они делают это уже по другой причине, у них другая мотивация. Сейчас можно совершенно спокойно уезжать танцевать за границу, возвращаться домой и снова уезжать. И никаких вопросов не возникает. А тогда это было невозможно из-за «железного занавеса». Я уехала, потому что испытывала артистический голод, мне было недостаточно того, что я танцевала. За границей я смогла познакомиться с современной хореографией. Мне очень повезло, что я работала с Кеннетом МакМилланом и Джеромом Роббинсом. Роббинс поставил на меня и Михаила Барышникова па-де-де на музыку Шопена. Сейчас это па-де-де танцуют другие исполнители у Баланчина. Но уже совсем не так, не по-славянски.

Наталья Макарова и Михаил Барышников
Фото: Макс Вальдман. Из личного архива балерины
Наталья Макарова и Михаил Барышников

Как балетмейстер вы чаще всего ставите «Баядерку», с чем связан такой выбор?

Потому что меня об этом просят чаще всего. Сама я никогда не напрашиваюсь.

В этом балете вы танцевали Никию или Гамзатти?

И ту, и другую. Конечно, партия Никии мне ближе. Я же лирико-драматическая танцовщица. И в молодые годы мне легче было танцевать Никию по своему нутру. Это более лирическая партия.

Ваша первая встреча с «Баядеркой» состоялась в Мариинском театре. Помните ли вы свой первый выход на сцену в этом балете?

Конечно, помню! Это было ужасно! Я вышла в «Танце с попугаем». Поэтому у меня в этой постановке попугаев нет (смеется). Я тогда работала первый год в театре, была артисткой кордебалета. В этом танце я была запасной, и когда кто-то из девочек заболел, мне пришлось ее заменить. Я все тщательно выучила, прекрасно все помнила, но я не репетировала с попугаем, который крепится на запястье. И во время спектакля эта птица все время переворачивалась — в зале стоял страшный хохот.

После выступления меня вызвал художественный руководитель, а тогда это был Юрий Григорович, я плакала, думая, что моя карьера закончена, и обещала, что так больше не буду делать. А он в ответ мне и говорит: «Ну хорошо, приходи завтра на репетицию, будешь учить партию Одетты-Одилии». И в кордебалет меня больше не ставили. Я не хочу сказать, что это хороший пример для подражания, чтобы стать балериной. Это плохой пример, но так уж у меня получилось.

Чем отличается ваша постановка «Баядерки» от традиционной версии Мариинского театра?

В Питерской постановке нет последнего акта «Разрушение Храма и гибель виновных». Это был первоначальный замысел Мариуса Петипа, поставившего «Баядерку» в Мариинском театре в 1877 году. Я восстановила этот акт, используя документы, которые нашла в Гарвардском университете. Кроме этого, я использовала свое воображение. Моя «Баядерка» создана по мотивам Петипа. Я много переменила. Лишь в акт «Тени» я почти не вносила изменений, единственно, добавила духовности, во всяком случае, я требую этого от танцовщиц. Два первых акта я соединила в один акт, добавила больше мужских танцев и убрала то, что считала архаичным.

Считается, что Наталья Макарова возвращает балету эмоциональность, страстность
Фото: Предоставлено Фондом Дениса Матвиенко
Считается, что Наталья Макарова возвращает балету эмоциональность, страстность

Как вы оцениваете уровень нашей балетной труппы?

Мне очень приятно было работать со всеми солистами, они отдавались работе целиком: внимательно слушали, пропускали материал через себя. С кордебалетом были разные варианты. Репетируешь, делаешь какие-то замечания, вроде бы все уже все поняли. На следующий день приходишь — уже другие люди, потому что кто-то заболел. И начинаешь опять все сначала.

Кто будет танцевать премьеру?

14 февраля Денис Матвиенко (Солор), Ольга Голица (Гамзатти) и Елена Филипьева (Никия), а 15 февраля — Денис Недак (Солор), Наталья Мацак (Никия) и Екатерина Чебыкина (Гамзатти). Молодую балерину выдвигаю — Кате всего 19 лет, она очень способная девушка и представительная, красивая. И у нее есть характер. Мне кажется из нее получится хорошая балерина. Я очень довольна, что встретилась с ней в начале ее пути.

Вы специально выбрали 14 февраля, День влюбленных, для премьеры «Баядерки»?

В самом деле? Это получилось случайно.

В честь праздника расскажите об истории любви с вашим мужем Эдвардом Каркаром.

Он впервые меня увидел во время гастролей Кировского театра в Сан-Франциско. Но тогда со мной было невозможно было познакомиться, потому что вокруг меня «кружило» КГБ. Встретились мы уже после того, как я осталась на Западе, во время гастролей Американского театра балета в том же Сан-Франциско. И сразу влюбились друг в друга. Мы с ним венчались в православной церкви, свидетелем на свадьбе был Михаил Барышников.

Наталья Макарова с сыном и мужем на вручении премии Кеннеди-центра
Фото: Из личного архива Натальи Макаровой
Наталья Макарова с сыном и мужем на вручении премии Кеннеди-центра

Ваша любимая балетная партия?

Любимой партией всегда была та партия, которую я танцевала в этот вечер. Иначе и быть не может. А вообще мне нравятся драматические партии, в которых я могу самовыразиться, раскрыться как актриса, а не только как танцовщица: Жизель, Манон Леско, Татьяна (Евгений Онегин), Джульетта. Мне они ближе всего.

Вы были и драматической актрисой, играли в спектаклях Романа Виктюка, а за роль балерины Веры в мюзикле «На пуантах» даже получили премию «Тони». Кто вас подвиг на участие в этом мюзикле?

Джордж Баланчин. Он был хореографом этого мюзикла и сказал, что возобновлять эту постановку нужно только с Наташей Макаровой. С этим мюзиклом связан трагический случай. Во время гастролей в Вашингтоне, в Кеннеди-центре, прямо во время спектакля на меня упали железные балки, на которых держались декорации. В результате у меня было сломано плечо, мне наложили семь швов. Пару миллиметров в сторону — и мы бы с вами сейчас не разговаривали. Это случилось в 1982 году. А спустя три месяца я снова выступила на Бродвее. И за эту роль мне дали премию «Тони» и наградили премией Лоуренса Оливье в Лондоне. Так что с Кеннеди-центром меня связывают разные воспоминания.

“Макарова отвыкла работать с нашими театрами, когда все делается в последний момент”

О том, как удалось пригласить Наталью Макарову на постановку в Киев, рассказывает руководитель балета Национальной оперы Украины Денис Матвиенко:

— Два года назад, в Питере, на фестивале Dance Open, праздновали 70-летний юбилей Натальи Макаровой. На Гала-концерте мы с Настей (жена Дениса Матвиенко, Анастасия, солистка балета Мариинского театра) танцевали pas d'action из «Баядерки». Это был замечательный вечер, собралось много друзей и поклонников Наташи. Была очень теплая атмосфера, в этот вечер я даже носил Наташу на руках (улыбается). Тогда же и попросил ее поставить в Киеве «Баядерку». И она сразу же согласилась! Правда, этому предшествовали годы знакомства и наши совместные проекты.

Гамзати – Елена Филипьева, Солор – Денис Матвиенко
Фото: Предоставлено Фондом Дениса Матвиенко
Гамзати – Елена Филипьева, Солор – Денис Матвиенко

Но получить согласие Макаровой на постановку — только первый этап. Став руководителем балетной труппы, я сразу же озвучил идею поставить «Баядерку» в хореографии Макаровой и сценографии питерского художника Вячеслава Окунева. В театре без особого восторга восприняли мой замысел. Спасибо, что меня поддержал наш бывший министр культуры Михаил Кулиняк. Он понял, что имя Натальи Макаровой, подкрепленное другими звездными фамилиями, поможет вывести наш балет на совершенно иной уровень.

Очень трудно поставить такой масштабный и красивый балет. Я не занимаюсь ни оформлением, ни светом, я не шью костюмы, не изготавливаю декорации и бутафорию. Но я пытаюсь это все контролировать. Ненормально, когда осталось две сценические репетиции, а еще не готовы декорации. Я знаю, что все будет хорошо — потому что в театре работают профессионалы, которые знают и любят свое дело, и если нужно, будут работать по ночам. И есть художник Вячеслав Окунев, профессионал с большой буквы, который сотворит это чудо.

Но Макарова сейчас смотрит на сложившуюся ситуацию, не совсем ее понимая. Впервые она ставит свою, ставшую уже знаменитой «Баядерку» на постсоветском пространстве. Она отвыкла работать с нашими театрами, когда все делается в последний момент. На Западе все по-другому, там совершенно иной стиль работы. Но она доверяет мне, когда я ей говорю, что все будет хорошо. И премьера «Баядерки» состоится 14 февраля!

Партии Гамзатти и Никии будут исполнять Елена Филипьева и Ольга Голица. А Солора придется танцевать мне, потому что Сергей Сидорский получил травму колена. Но если честно, я не планировал выходить в премьерном спектакле: молодые и более опытные солисты работали над партиями не один месяц и очень старались, хотелось, чтобы зритель увидел и оценил их. А я должен был впервые появиться в макаровской «Баядерке» в Киеве 12 марта и станцевать со звездами: Ниной Ананиашвили (Никия) и Еленой Филипьевой (Гамзатти).

"Сегодняшняя "Баядерка" - одна из самых элегантных версий"

Вячеслав Окунев уже второй раз выступает в качестве художника-постановщика «Баядерки» в Национальной опере Украины. Первый спектакль был поставлен в 1986 году. О разнице между двумя прочтениями балета рассказывает сам художник:

– В 1986 году я был очень молодым художником, и тот спектакль стал для меня одним из первых "проб пера" в классическом жанре. Тогда я был полон какой-то молодой наглости, у меня было больше желания, чем умения. Сегодняшний спектакль — принципиальная для меня работа, ведь главная ее особенность – стиль, привнесенный постановщиком Натальей Макаровой. Это одна из самых элегантных версий «Баядерки», которые существуют в мире.

Никия – Ольга Голица, Солор – Денис Матвиенко
Фото: Предоставлено Фондом Дениса Матвиенко
Никия – Ольга Голица, Солор – Денис Матвиенко

Классический балет меняется во времени, он развивается. И сегодня существует совсем иной взгляд на классику. Классика, в отличие от “креативного” искусства, хороша тем, что она рассказывает старые истории, и каждый раз их стараются рассказать по-новому. И вот Макарова возвращает балету эмоциональность, страстность. Мне очень хотелось этому соответствовать, хотелось, чтобы зритель видел эффектные картинки, которые отсылали бы к музейным ассоциациям, потому что для классической хореографии очень хороша и классическая рама.

Моей главной задачей была стилизация, я хотел восстановить воспоминания о старом театре, о том, какие были декорации в те времена, какие эффекты разрушения и романтические картины сопровождали постановку. Хотелось, чтобы мои впечатления о старом театре передались зрителю. В свое время я видел подлинные декорации к первой «Баядерке», поставленной в Мариинском театре. Они были написаны масляной краской на настоящем холсте, который наматывался на деревянные куски. Мои фантазии уходят корнями в эти воспоминания, потому что это очень красиво, это настоящее произведение искусства.

С художниками, работавшими со мной в Киеве, мы все декорации написали кистью, это все – ручная работа, очень качественная, на мой взгляд. Так что наши декорации тоже можно назвать произведением искусства.

Премьера "Баядерки" в постановке Натальи Макаровой состоится 14 февраля в Национальном театре Оперы и балета Украины.

Тетяна ГолубєваТетяна Голубєва, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram