Итак, конклав. Кардиналы, как школьники, тщательно отвечают на вопрос, кого бы они хотели видеть следующим Папой Римским, и каждый, как один, мысленно молит бога, чтобы выбрали не его. И вот в итоге все могут вздохнуть спокойно – выбирают кардинала Мельвилля (Мишель Пикколи).
Кардинал от решения конклава не в восторге, но что поделать, приходится принимать поздравления, облачаться в нарядные одежды и выходить на балкон к верующим. Вот только выйти новый Папа не может, у него случается нервный, никакие внушения не помогают – выйти к пастве понтифик не в состоянии. Кардиналы вызывают врача – психоаналитика (его играет сам режиссер, Нанни Моретти). Психоаналитик – естественно – атеист, и на Папу в силу разных причин, повлиять не может.
В общем, Папа Римский сбегает из Ватикана, прибивается к каким-то актерам, ставящим Чехова, и выясняется, что он всю жизнь хотел играть в театре, но нелегкая занесла его в Ватикан. Психоаналитик тем временем остается в Ватикане, рассказывает кардиналам всякие байки про свою личную жизнь и устраивает чемпионат по волейболу.
Финал рассказывать не буду, посмотрите сами – фильм давно уже вышел на DVD, да и по кабельному его, наверное, уже крутят.
Но в принципе, фильм в каком-то смысле отвечает тому удивлению, которое воцарилось после новости об отставке человека, который – в глазах общественности – должен нести этот пост пожизненно. Оказывается, изумленно пишут блогеры, Папа Римский – это работа, с которой можно уйти на пенсию, сродни чиновничеству или прочим плотским профессиям. А у Моретти управление Католической церковью – это работа, которой никто не хочет заниматься.
В Ватикане, правда, фильму не сильно обрадовались – обиделись за то, что Папу Римского слишком очеловечили, ну да что поделать. Может быть, если понтифик принял решение, какое его предшественники не принимали уже 600 лет (а то и все 721 – последний добровольно ушедший Папа Римский сделал это в еще в 1292 году), спустившись с небес на землю и на несколько мгновений перестав быть таким уж консерватором, – это не так уж и плохо?