В этом списке есть фильмы, которые вышли в украинский прокат в этом году, а в мировой - в прошлом, есть фильмы, которые до проката еще не дошли, хотя должны были, и есть пара нестандартных пунктов, без которых в этом году не обойтись.
1. "Священные моторы" Леоса Каракса. Сказать, что я вспоминаю этот фильм каждый день - ничего не сказать. Какими-то, казалось бы, незначительными деталями “Моторы” вторгаются в повседневность и меняют ее до той степени, что она из абсолютной невыносимой превращается в такую, которую хочется переживать вновь и вновь. Это самая настоящая магия кино, жаль только, что, чтобы ее достичь, нужно пройти через все то, через что прошел сам Каракс.
2. “Шапито-шоу” Сергея Лобана. Этот фильм я посмотрела еще в прошлом году - на закрытом показе кризисной “Молодости”, которая, как я теперь понимаю, была последним вздохом этого кинофестиваля. “Шапито-шоу” - фильм, что называется, “про нас, про летчиков” - про совершенно бестолковое, потерянное, но оттого не менее (как мне хочется верить) обаятельное поколение молодых людей, родившихся на руинах Советского Союза.
3. “Кориолан” Ральфа Файнса. Несправедливо обделенный призами режиссерский дебют хорошего актера Файнса, оказавшегося не менее хорошим режиссером. Адаптированный под современные реалии шекспировский сюжет о римском полководце, оказавшемся между двух огней - достоинством военного человека и политическими играми, здорово прочищает мозги.
4. “Охота” Томаса Винтерберга. Тоже весьма несправедливым образом заслоненный успехом “Любви” Ханеке фильм, который можно приводить в пример всем, кто хочет взяться за щепетильную тему и не скатиться в дешевые спекуляции. История об уважаемом человеке, заподозренном в приставаниях к маленькому ребенку и вследствие этого выброшенном из социума, - настоящий триллер. Оказывается, человеческие отношения могут быть пострашнее всяких полтергейстов и зомби - от них действительно никуда не денешься.
5. “Операция Арго” Бена Аффлека. Еще один пример того, как актер превращается режиссера - только на этот раз не очень хороший актер Аффлек стал просто-таки великолепным режиссером Аффлеком, который вполне может откусить жирный кусок от “оскаровского” пирога. Фильм основан на реальных событиях, произошедших, когда США вызволяли 5-х своих граждан из Ирана, где их ждала бы неминуемая смерть. Чтобы незаметно вывезти людей, ЦРУ пришлось придумать фильм, на съемки которого якобы отправились те, кого нужно эвакуировать. Отличный триллер, стильный, мощный и со здоровым отношением к тому месту, где Аффлеку доводится проводить большую часть своей жизни, - Голливуду.
6. “Королевство полной луны” Уэса Андерсона. Даже для тех, кто не любит фильмы Уэса Андерсона и кому не очень близка их эстетика, “Королевство” может стать настоящим бальзамом на душу. Трогательная история о любви скаута и “неправильного” ребенка, о страсти к приключениям в духе Марка Твена, обладает таким чудодейственным магнетизмом, что даже если вы вдруг разуверились в силе кинематографа, ваша вера может вернуться именно после этого фильма.
7. “Нокаут” Стивена Содерберга. Еще один поразительно магнетический фильм, который почему-то хочется пересматривать несколько раз подряд. Джина Карано, может, и не актриса первого класса, зато одним махом (как правило - правой ноги) может доказать, что не Джеймсами Бондами и Джейсонами Борнами едиными. Это один из последних фильмов, заявленных Содербергом в качестве завершения его режиссерской карьеры, но, будем надеяться, что режиссер передумает.
8. Пятый сезон сериала Mad Men стал одним из самых сильных за все время и в принципе одним из самых выдающихся событий на телевидении. Создатели “Безумцев” плавно съехали с портрета безвозвратно ушедшей эпохи в экзистенциальную драму на сломе парадигм. Четвертая серия сезона состоит, преимущественно, из душераздирающих девичьих историй, без которых сегодня невозможно было бы представить себе современную женщину. Кто любит разбирать фильмы с точки зрения психоанализа - эта серия вам очень подойдет, тут чего только нет: страхи, подавление, вытеснение, в общем, раздолье для поклонника фрейдизма. Беспощадным образом 5-й сезон Mad Men вообще мало фигурирует в нынешних шорт-листах “Золотых глобусов” и, к примеру, актерской гильдии, но это точно говорит не в пользу последних.
9. “Мстители” Джосса Уидона. Немного еретичный пункт, учитывая такое задорное фестивальное начало, но “Мстителям” нужно отдать должное: они были глотком свежего воздуха для тех, кто любит блокбастеры, в этом году. Кризис сценарного мастерства, истерика вокруг 3D, римейков и сиквелов, - все это уже немного поднадоело. Приключения стайки супергероев, каждый из которых весьма обнадеживающим образом паталогичен, пришлись весьма кстати уставшему зрителю в преддверии конца света. Не говоря уже о том, что практически каждый желающий может найти в “Мстителях” себя. Чур, я Халк.
10. “Газетчик” Ли Дэниелса. Конечно, несправедливо включать в этот список фильм, у которого очень мало шансов выйти даже в ограниченный прокат в Украние, но пройти мимо него не представляется никакой возможности. Фильм настолько странный, что в Каннах, например, аудитория поделилась очень резко: одни букали, другие были в восторге. Я отношусь ко второй группе - эффект от “Газетчика” настиг меня в солнечный день на набережной и он был неповторим. Дело ведь даже не в эпатаже, за который легко можно принять взаимодействия героини Николь Кидман и героя Джона Кьюсака, или героя Мэтью МакКонахи и стайки обозленных молодчиков из бара. Дело в том, что такого кино в Голливуде больше не делают - откровенного, странного, воспринимающегося где-то на уровне желудка.
11-м, 12-м, какими угодно пунктами стоило бы вписать “Фауста” Сокурова, “Ограбление казино” Эндрю Доминика, “Самый пьяный округ в мире” Джона Хиллкоута и даже “Девушку с татуировкой дракона” Финчера, но так ведь никаких топов не хватит. Давайте лучше так: