Темой для обсуждения на последней «Свободе слова» стал вопрос, который волнует украинское общество уже много лет, но сегодня вспыхнул с новой силой – вопрос так называемого принудительного согласия на трансплантацию своих органов после смерти.
Эксперты в студии выразили опасение, что трансплантология может стать черным рынком органов, если в Украине будет утвержден закон о трансплантологии.
Для начала свое мнение относительно вопроса трансплантологии выразила глава Комитета ВР по охране здоровья Татьяна Бахтеева.
Она напомнила, что принятый в 1999 году закон о трансплантологии обновлялся дважды – в 2001 и 2008 году. При этом подчеркнула, что украинское законодательство не уступает западному, американскому и австралийскому, а первая в мире трансплантация была проведена именно в Украине (1933 год).
По словам Бахтеевой, одной из главных проблем в этом вопросе в Украине является низкий уровень материально-технического обеспечения. Также политик отмечает низкий уровень осведомленности людей.
«Одним таким законом мы не решим проблему, и она только навредит обществу», - отметила она.
«Разрешать ли использование своих органов после смерти – это личное дело каждого человека. Решение зависит от убеждений, религиозных ограничений. Но использование органов без письменного уведомления, что предусмотрено нынешним законодательством, недопустимо», - подытожила она.
После этого более подробно рассказать о трансплантологии пригласили одного из авторов законопроекта, главного трансплантолога страны Александра Никоненко. Он заявил, что закон никоим образом не повлияет на криминализацию.
"После принятия закона в 1999 году уровень трансплантации в стране упал на 60%. ... А мы в год можем выполнять пересадку около 3 тыс. органов, в том числе трансплантации роговицы офтальмологами", - отметил он.
Никоненко рассказал, что они много обсуждали этическую сторону вопроса трансплантологии и старались учесть все спорные моменты.
Отвечая на вопрос экспертов, врач заявил, что "ни одно уголовное дело о незаконном получении разрешения на трансплантацию органов не подтвердились".
"У нас очень много людей уезжают заграницу для пересадки органов, особенно в Беларусь, где пересадка почки стоит 40 тыс. долл., в то время, как у нас это стоит 4-5 тыс. долл. То есть сколько они на наших пациентах зарабатывают, сколько инвестиций уходит заграницу", - подчеркну врач.
Никоненко также отметил, что в Украине гемодиализом почек обеспечены 4-5 тыс. человек при необходимости в нем 20 тыс. людей. Он также рассказал, во сколько обходится гемодиализ и поддержка здоровья после операции по пересадке. Свое мнение выразил и представитель духовенства, представитель УПЦ, епископ Илларий.
Он отметил, что позволение использовать органы сравнивается с дарением, и "только сам человек может решить, как распоряжаться своим телом, так как человек целостен".
А механизм обеспечения этого "дарения", по его словам, должно обеспечить государство.
Следующим выступил еще один эксперт в области трансплантологии - Юрий Поляченко, директор Института трансплантологии имени Шалимова.
По его словам, ситуация с трансплантологией в Украине сейчас критическая. «Ситуация сейчас патовая», - заявил он.
"Закон, который сейчас существует, может работать, но не сейчас. Пациенты, врачи и общество не готовы пока. На сегодня в конфликте пациента, общества и врача точка невозврата пройдена", - считает он.
Поляченко признал, что существует угроза криминализации в вопросе трансплантологии.
"Сегодня не только родственники и их юристы, но и врачи считают ситуацию очень сложной. Есть криминализация вокруг этого закона, и не только в нашей стране, это нужно признать!", - заявил он.
«Начинать дискуссию нужно не с врачей, а с гражданского общества. Нам нужен более либеральный закон и более жесткий контроль со стороны государства.», - считает также Поляченко.
О юридической стороне вопроса рассказала Радмила Грельцова, которая поставила под сомнение, "действительно ли дело именно в презумпции согласия".
Грельцова рассказала, какие нюансы увидела в законе с юридической точки зрения.
"Необходимо обеспечить право людей на свободу совести. Никого нельзя законом принуждать делать добро", - заявила она.
Поляченко, в свою очередь, отметил, что общество должно быть готовым. При этом он напомнил, что в США к одобрению закона готовились 20 лет, а вот в Беларуси действительно за 5 лет.
"Мы должны побеспокоится, чтобы не было юридических нарушений, и обеспечить общественное восприятие трансплантологии", - отметила в завершение Грельцова.
Телепрограмму завершили традиционные итоги экспертов, которые признали вопрос с законом о трансплантологии очень спорным и неоднозначным.