Татьяну Миронову назначили на должность исполняющей обязанности директора музея в апреле, почти сразу после того, как из НХМУ уволили Анатолия Мельника. О подлинной причине увольнения спорили бы до сих пор, если бы не резонансное назначение Мироновой.
Миронова - основатель Mironova Gallery, соорганизатор нескольких крупных проектов, связанных с современным искусством. Выставка “Апокалипсис и Возрождение” в Шоколадном доме, которую закрыли почти сразу после открытия (столичным праведникам не понравились экспонаты выставки и они решили их изменить без ведома художников и кураторов выставки), - проект, создававшийся при ее участии.
Все, кто выступает против Мироновой на руководящем посту в НХМУ, практически в один голос твердят: она не отвечает квалификационным требованиям и в принципе не компетентна в музейной сфере. Тот факт, что Татьяна из приватной галереи сразу перескочила в большой музей, да еще на пост и.о. директора с претензией на замещение этой должности на постоянной основе, очень раздражает ее оппонентов. Еще один раздражитель: муж Мироновой - Валерий Миронов, баллотирующийся в народные депутаты по киевскому округу №220.
Апофеоз конфликта - блог Татьяны Мироновой на “Корреспонденте”, в котором она не слишком удачно попыталась защитить свою работу на посту исполняющей обязанности директора НХМУ, противопоставив себя злому миру в стиле “все уроды, а я одна в белом”.
В частности, в своем блоге Миронова называет сотрудников музея “старой гвардией музейных работников-руководителей” и обвиняет их во всех бедах НХМУ. “Если вы хотите иметь советское устаревшее заведение со всеми ужасными режимными традициями ведения музейного дела, коррупционными схемами, политикой отпугивания посетителей, пренебрежением новыми технологиями, организацией теплого болотца “для своих”, беспорядком в документах и “крайних нет” - поддерживайте старую гвардию музейных работников”, - пишет и.о. директора Национального художественного музея Украины.
В ответ обиженные ее выпадами сотрудники (как сказала в комментарии LB.ua Дарья Якимова, представитель отдела по связям с общественностью, - “не поголовно, но большая их часть”) скопом вывалили все, что накопилось за месяцы работы галеристки в стенах НХМУ в открытой докладной министру культуры. Оцените:
“Так называемый “ответ” госпожи Мироновой - беспрецедентное выступление по дискредитации заведения, на пост директора которой автор претендует, и бессовестное возвеличивание собственных, преимущественно несуществующих, заслуг. В “открытом комментарии” госпожи Мироновой есть наглые и ничем не обоснованные, безответственные и откровенно клеветнические обвинения, адресованные всем работникам музея, включая музейных хранителей - тех, кто несет материальную ответственность за сохранение музейной коллекции и не получает за это никаких привилегий”.
Нужно понимать, что музей – очень важная для нормального функционирования культуры институция. Его должен возглавлять человек, который не будет профанировать его работу
— Ольга Балашова, искусствовед
Ярость, с которой сотрудники протестуют против Мироновой, в общем-то, не свойственна работникам культуры. Экспрессия и решительность, которыми вооружились музейщики вчера вечером, означает только одно: людям надоело находиться в подвешенном состоянии, в которое их поместили чиновники Минкульта. Они хотят решения проблемы. Большая часть профессионального сообщества (художники, кураторы, руководители художественных институций) стала на их сторону.
Справедливости ради нужно отметить, что некоторые члены сообщества отзываются о Мироновой хорошо. Во время подготовки предыдущего текста, посвященного музейным проблемам, LB.ua спрашивал мнение украинского куратора Константина Дорошенко, который имел опыт работы с Mironova Gallery и с Татьяной в частности.
Константин сказал, что не стоит раньше времени клеймить Миронову и поднимать против нее знамена. “Назначение и.о. директора НХМУ Мироновой – очень прозрачный шаг, который имеет внутреннюю логику, - заявил тогда куратор. - О деятельности Мироновой пока что говорить нечего, никаких кардинальных изменений она не вносила. Кроме того, пока что она не утверждена в качестве директора, поэтому паниковать еще рано”.
Это было в августе, но уже тогда деятельности Мироновой на посту и.о. директора давали малоприятные для нее оценки. А злополучный пост Мироновой в блоге, где она, защищаясь, раздала всем своим подчиненным пощечины, которые ей вряд ли теперь простят, сделал из нее эдакую Мегеру в глазах тех, кто только что включился в наблюдение за ситуацией в НХМУ.
Если твое нахождение на определенной должности зависит от коллектива и от общественности, а не от министра, то и взаимодействовать тебе придется именно с коллективом и общественностью, а не выслуживаться перед министром
— Сергей Кролевец, председатель Всеукраинской ассоциации музеев
По всему видно, что Татьяна Миронова очень хочет быть директором Нацмузея. Она декларирует желание взять музей под свое надежное крыло менеджера и даже - спасти его. В своем блоге и.о. директора НХМУ намекает на то, что здание музея находится под угрозой рейдерства: “Кто заинтересован в том, чтобы в центре столицы освоить такое лакомое здание, которого вообще сейчас на бумаге не существует? Кто за копейки ежедневно сдает интересы музея?”.
Угроза рейдерства - один из факторов, который мог бы сыграть решающую роль для Мироновой, предъяви она какие-нибудь доказательства существования этой угрозы. Тогда музейные работники сплотились бы против внешнего врага и, возможно, в НХМУ началось бы хоть какое-нибудь сотрудничество работников с руководством.
Но вместо этого претендующая на пост руководителя большого коллектива Миронова пишет следующее предложение: “Кому нужны откровенно слабые “художественные” руководители, которые ничего не понимают в документах, в юриспруденции, в организации взаимовыгодных партнерских отношений, в международных переговорах на высоком уровне, в современном маркетинге?”.
Создается впечатление, что Миронова и протестующие сотрудники перешли черту, за которой - только два возможных варианта решения проблемы: в НХМУ останется либо Миронова, либо протестующие.
Уже сегодня сотрудники музея, продолжающие работать в обычном режиме, встречают своих посетителей с наклейками, оповещающими об их протесте и, следовательно, о ситуации в музее. Это очень красивый жест, но меня мучает один вопрос. Почему никто не додумался до этого раньше?