ГлавнаяОбществоЖиття

Мы не хотим слышать правду

Политики предпочитают простые решения, этим они отличаются от философов. Альбер Камю в середине прошлого века заметил: «Каждый раз, когда я слышу политическую речь или читаю заявления тех, кто нами управляет, я ужасаюсь. Вечно все те же слова, все та же ложь».

Фото: Макс Левин

Лгут все, внятно, очевидно, не таясь. Потому что знают: лгать можно. В Украине прямая политическая ложь все еще ненаказуема. Не наказуема избеганием. Как справедливо заметила одна наша политическая дама в разговоре со своим политтехнологом (вскоре изменившим ей, ставшим политтехнологом политических конкурентов): «Биомасса все съест, с удовольствием съест!» Она права, съедаем все, и слова-отбросы, и подгнившие обещания, и патетику ненависти к «врагам народа» олигархам. Улицы заполнены яркими, умными и насквозь лживыми лозунгами наших крайних левых, и никто не спросит их, где взяли они, бедные борцы за социальную справедливость, большие, очень большие деньги для своей дорогостоящей предвыборной кампании. Никто не спросит и о многом другом, и левых, и правых, и всех остальных, серых, безликих и взаимозаменяемых. Увы, мы живем в обществе, где критерии морали заменены критериями пользы. А растущее число различных храмов всех имеющихся в стране конфессий почему-то сопровождается усилением безнравственности.

    Лгать просто. Трудно говорить правду. Правда наказуема. Сказав правду, ты можешь быть уверен, что не будешь популярным. И не станешь депутатом, в частности. Потому что мы, украинцы, слышать правду не хотим. Наши сограждане, идущие во власть, вполне осознанно удовлетворяют нашу потребность во лжи. Обратите внимание: в те дни, когда разгоралась предвыборная кампания в Украине, космический аппарат достиг Марса и передал первые снимки марсианской поверхности. Сравните масштаб событий! И – сравните степень внимания украинских масс-медиа к ним… Экраны, сайты, газеты заполнены шелухой слов постоянно, привычно лгущих людей, мелких интриганов и политических импотентов. А невиданный прорыв научной и технической мысли человечества – среди прочего, неважного, экзотического. Рядом с темой Марса – арест очередного наркобарона в Мексике (не в Украине, у нас с этим все спокойно), рождение двухголовой змеи в зоопарке и яркие описания лесного пожара на Канарских островах. На наших прекрасных Канарских островах, где так любят ежегодно отдыхать скромные украинские пенсионеры.

Запах тюрьмы и тотальной несвободы сменился другим, резким, отталкивающим запахом гноя, вытекающего из болеющего тела. Так отвратительно пахнут наши провинциальные политики, бесстыдно лгущие и столь же бесстыдно ворующие. Так пахнут их сладкие улыбки на телевизионных экранах и уличных билбордах, их трёхэтажные хатынки за многометровыми заборами, их дорогие автомобили и совсем недешёвые телохранители.

— Семен Глузман

    Привычка лгать густо замешана на страхе. На страхе гражданина перед государством с его всезнающим карательным аппаратом. Так было. Сегодня мы живем в достаточно свободной стране. Где нет и не может быть диктатуры, где нет преследуемых за слово правды инакомыслящих, где нет «узников совести», т.е. классических политзаключенных. Есть многое другое, обидное, отвратительное, мерзкое. К примеру, тотальная коррумпированность государственного аппарата, избирательное применение права. Но того, советского, всеобъемлющего и реально мотивированного страха нет. А ложь осталась. Мы по-прежнему живем в стереотипах советского сознания, главный из которых таков: «я – никто, мое мнение ничего не изменит, лучше не высовываться».

    Худший вид лжи, это ложь самому себе. От каждого из нас что-то зависит. Действительно зависит. В первую очередь наше будущее.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram