Медицинская реформа простыми словами. Ч. 1.

Власть объявила о начале медицинской реформы. Причем реформы не только скорой или первичной медицинской помощи. Речь идет о преобразовании сразу всего здравоохранительного и «болезнелечебного» хозяйства, которое на сегодняшний день имеется в стране. LB.ua начинает серию публикаций, посвященных медицинской реформе. В них мы попробуем максимально простым языком рассказать о тех преобразованиях, которые, возможно (!) ожидают страну. Возможно – потому как в новейшей истории уже было несколько весьма бесславных попыток реформировать отрасль. Впрочем, на этот раз чиновники, кажется, действительно имеют решимость провести хотя бы часть реформ.

Медицинская реформа простыми словами. Ч. 1.
Фото: Макс Левин

Итак, сегодняшняя реформа включает в себя все то, о чем в Украине говорят уже 20 лет: отказ от финансирования койкомест, новые супероснащенные машины скорой помощи, внедрение клинических протоколов. Также чиновники обещают оптимизировать сеть медицинских учреждений, четко разделить медицинскую помощь на первичную, специализированную и высокоспециализированную; сделать первичную более доступной, а специализированную – более высококвалифицированной и высокотехнологической Первоначально схема будет обкатана на трех пилотных регионах – Винницкой, Днепропетровской и Донецкой областях. Эксперимент должен уложиться в два года, еще год отводится на то, чтобы сделать выводы из эксперимента и подготовить реформу в масштабе всей страны.

Начинается реформа с оптимизации сети медучреждений. Под оптимизацией подразумевается, что слабые отделения в заштатных больницах будут закрыты с целью экономии ресурсов в пользу других больниц, которые лучше оснащены и готовы оказывать более квалифицированную помощь. На месте закрытых отделений должны быть организованы другие медицинские учреждения — к примеру, хосписы или амбулатории.

Фото: Макс Левин

ЧТО ОБЕЩАЮТ?

По стране будут сформированы госпитальные округа, в которые войдут: больницы планового лечения хронических больных (обязательно в каждом районе), заведения первичной медико-санитарной помощи, центры первичной медико-санитарной помощи, многопрофильные больницы интенсивного лечения (именно сюда будут везти пациентов скорые, здесь же будут и родильные отделения), больницы для восстановительного лечения.

Сегодня невозможно точно сказать, сколько районов будет обслуживать одна больница интенсивного лечения, так как госпитальные округа не будут административно соответствовать областям или другим территориальным единицами.

Благодаря оптимизации должна вырисоваться четкая траектория, по которой будут проходить пациенты. По мнению идеологов реформы, около 80% людей, которые обращаются к врачу, нуждаются в первичной медицинской помощи, а не в специализированной. Тем не менее, многие из них обращаются именно к специализированным врачам, и часто не к одному, а к нескольким — с болью в груди посетят и кардиолога, и невропатолога, и еще одного кардиолога для перестраховки. Таким образом, специалисты тратят свое время на тех пациентов, которым способен помочь врач общей практики. В результате реформы помощь врача общей практики должна стать более доступной, а помощь специалистов будут получать те пациенты, которые в этом действительно нуждаются. По крайней мере, так задумывается сегодня.

Районные больницы в их нынешнем виде перестанут существовать, и будут перепрофилированы — в основном, в больницы планового лечения хронических больных. Всех пациентов, которые нуждаются в срочной помощи — с переломами, обострениями хронических болезней, инфекционными болезнями, рожениц — «скорые» должны доставлять в больницы Интенсивного лечения. Причем «скорые» не простые, а такие, в которых есть все необходимое оборудование для поддержания пациента в безопасном для жизни состоянии. Запланированное время приезда скорой на вызов — 10 минут в городе, 20 минут в сельской местности.

Фото: Макс Левин

ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ

Машинами «скорой», которые могли бы быстро приехать и в целости доставить пациента в больницу в соседнем райцентре, страну пока что не обеспечили, зато оптимизация сети медучреждений уже началась. Так, готовятся к закрытию отделения больниц в совершенно непилотных регионах. То есть там, куда реформа еще не добралась.

К примеру, в больнице одного из райцентров Черкасской области закрывают хирургию и роддом. Официально об этом еще не объявили, но местные власти уже вовсю готовятся к перепрофилированию больницы. Хирургия теперь будет только в соседнем райцентре, а родильное отделение – в другом соседнем райцентре. Всех специализированных врачей из райцентра забирают: там теперь будут оказывать только первичную медицинскую помощь. К слову, «забрать» врачей не так уже просто – к переезду готовы немногие, а ежедневно курсировать между райцентрами весьма утомительно.

Недавно на брифинге первый заместитель министра здравоохранения Александр Анищенко заявил журналистам, что оптимизация сети медучреждений в других, непилотных регионах, с реформой никак не связана. Более того, по его словам, реформирование еще не начиналось, да и не может быть начато, поскольку до сих пор не подготовлена вся необходимая законодательная база. (Хотя по словам его начальника - министра здравоохранения Ильи Емца, реформа стартовала в январе этого года, а по словам первого заместителя главы Администрации Президента Ирины Акимовой, главы Комитета экономических реформ – вообще еще весной прошлого.) Соответственно, закрывать роддома в Черкасской области в рамках реформы тем более невозможно.

Фото: donbass.ua

Что же в таком случае происходит сегодня в регионах? По словам Анищенко, происходит «ежегодная оптимизация сети медицинских учреждений». Сколько учреждений закроют-перепрофилируют, и какие именно, замминистра сказать не смог (или не захотел).

А вот по словам профессора Днепропетровской государственной медицинской академии, эксперта группы здравоохранения Комитета экономических реформ Валерии Лехан, перепрофилирование больниц и закрытие отделений по всей стране связано с реформой напрямую. «На самом деле это реформа, - рассказала В. Лехан. – Инициатива исходит от руководства но местах, но, это инициатива в рамках общей идеологии реформы - структурной реорганизации. Возможно, иногда эту идеологию искажают, понимают неправильно, но в большинстве случаев преобразования происходят в правильном направлении. Ведь реформа - это не приказ сверху. Успех реформы зависит от того, как она будет воспринята и реализована на местах. Формально реформа еще действительно не началась. Но, к примеру, в Днепропетровской области на протяжении 10 лет тихо и спокойно проводили реорганизацию родовспомогательных учреждений. Сегодня при родах все чаще требуется сложная помощь – новорожденному или матери, может понадобиться даже операция. Поэтому на протяжении 2000-2010гг. в области велась структурная реорганизация, закрыли 12 акушерских подразделений, где не могли быстро и квалифицировано оказать необходимую помощь. И роженицам, которые ранее обслуживались в этих учреждениях, теперь оказывается помощь в хорошо оснащенных и укомплектованных кадрами межрайонных родовспомогательных центрах. В идеале для эффективных преобразований необходима ясная выверенная стратегия , подготовленная в центре, и творческая ее реализация на местах при поддержке населения и медицинского персонала. Этот консенсус еще предстоит найти».

Фото: Макс Левин

По словам Валерии Лехан, сегодня речь о закрытии медицинских учреждений не идет — только об их перепрофилировании.

В Министерстве здравоохранения утверждают, что на данный момент в рамках реформы создано 40 центров первичной медико-санитарной помощи, планируется открыть еще 645 центров. Можно подумать, что центр ПМСП – это что-то вроде медпункта, место, где могут быстро оказать простейшую помощь. Но на самом деле центры должны осуществлять управленческую деятельность - проводить тендеры, закупать все необходимое для амбулаторий и ФАПов, которые входят в их состав, координировать их работу. «Центр размещается на базе поликлиники или амбулатории, - говорит Валерия Лехан. – В сельской местности должно быть по 1 центру на каждый район, сколько бы там не проживало человек, в городах - один центр может обслуживать от 30 до 100 тысяч населения. Система заимствована у британцев и адаптирована к украинским реалиям. Пока что центров в таком виде в Украине очень мало. Пока центры открываются преимущественно как подразделения районных больниц. По-настоящему они пока не функционируют по двум причинам: нет такого учреждения в номенклатуре медицинских учреждений и не утверждено положение об этом учреждении».

ЧЕГО СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ?

По крайней мере, первая часть реформы, о которой речь в этой статье, будет доведена до конца. Дело в том, что начать именно с «оптимизации» решили не случайно. Она отлично укладывается в общий план экономии бюджетных средств. По идее, эти средства должны быть направлены на потребности отрасли.

Если перепрофилирование лечебных учреждений действительно состоится — сэкономить на этом не удастся. Освободившиеся помещения придется переоборудовать, в них тоже будут работать люди за зарплату, придется расходовать бюджетные деньги на лекарственные средства, оплату коммунальных услуг и т.д.

Фото: Макс Левин

А вот если реформа оборвется на промежутке между закрытием и перепрофилированием — бюджетные деньги будут сэкономлены. Может такое случиться? Конечно, ведь для этого достаточно всего лишь отсутствия средств на открытие новых учреждений в стенах старых. Ирина Акимова очень любит приводить пример с хосписом, который может быть организован в здании закрытого медучреждения. Допустим, закрывается роддом в глухом райцентре. Закрывается в рамках реформы не насовсем, а «на перепрофилирование». Но денег на то, чтобы открыть в бывшем роддоме хоспис, понадобится немало. Выделят ли их сразу? Сколько раз в стране может поменяться власть, прежде чем удастся выбить деньги на учреждение для безнадежно больных?

К слову, и в этой власти есть серьезные разногласия по поводу реформы. Официально руководит ею Ирина Акимова, но министр Илья Емец является противником этой реформы, о чем открыто заявляет. Пахнет отставкой министра, либо же провалом мероприятия.

Фото: tochka.net

Конечно, реформа может быть завершена и полностью — если власти удастся найти сильных и решительных людей на местах, и, конечно же, огромные деньги на воплощение своей грандиозной задумки. В первую очередь, очевидно, необходимо отремонтировать дороги в сельской местности, и закупить достаточное количество машин скорой помощи, иначе реформа, еще фактически не начавшись, уже выглядит угрозой для жизни и здоровья людей. Если же скорая помощь в сельской местности действительно будет приезжать на вызов через 20 минут, можно быть уверенным: граждане будут встречать любые преобразования в рамках реформы с восторгом — даже есть речь будет идти о закрытии роддома.

При этом даже без перспективы перепрофилирования закрытие маломощных медучреждений выглядит логичным — лучше содержать одну приличную больницу, чем три, в которых нет даже йода и марли. Но только, повторюсь, в том случае, если все больные — и которые требуют немедленной медпомощи, и которые просто хотят посоветоваться с врачом - будут иметь возможность быстро попасть к специалисту и получить помощь. Иначе такое реформирование создаст разве что условия для развития частной медицины на местах — крупную клинику в райцентре, конечно, не развернешь, а вот небольшие медкабинеты получат клиентуру государственных клиник, которые могут погибнуть в развернувшейся борьбе за доступ к качественной медицине.

Вообще же политика властей в вопросе медицинской реформы походит на политику в вопросе закрытия школ. Основной постулат звучит примерно следующим образом: «За годы независимости украинцев стало на 6 миллионов меньше, соответственно, нет потребности в таком количестве медицинских учреждений (школ), а если реорганизовать (закрыть) маленькие неэффективные больницы (школы), то пациенты (ученики) только выиграют от перевода в более крупное лечебное (учебное) заведение».

Пациенты, как и родители школьников, понятное дело, сопротивляются благим намерениям. Потому как в сельской местности количество машин скорой помощи (школьных автобусов) и качество дорог не позволяют думать, что медицинская помощь (образование) станет доступнее после закрытия больницы (школы).

В дальнейшем читайте на LB.ua о том, чем по идеологии реформы семейный врач отличается от терапевта и врача общей практики, какая помощь приедет быстрее — скорая или неотложная, как рождаются украинские клинические протоколы и спасут ли они украинцев от врачебных ошибок, а также о других аспектах грандиозной медицинской реформы, которая разворачивается в Украине.

Вікторія ҐуерраВікторія Ґуерра, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram