Если сформулировать по-другому, то автоспорт должен заставлять мечтать. "Да ты что? Вот открыл истину!" - скажет кто-то. Ок, хотите поговорить об этом? С радостью.
Вот, к примеру, сколько раз накануне Нового Года у Вас возникал вопрос, как его праздновать? Я могу предложить вариант. Готовите к двухнедельной трепке пустынями и каменистыми грунтовками автомобиль, переправляете его в Аргентину – и 1 января стартуете в одном из самых сложных ралли-марафонов в мире. "А как же сам Новый Год?!" – спросите Вы. Ну, как... 3-го января, когда примерно 45 миллионов украинцев готовы утверждать, что 1 и 2 числа не было, несколько сотен сумасшедших полным ходом "валят по легенде". Я говорю о Дакаре.
Что, в качестве "рабочего варианта" празднования Нового Года этот сценарий слишком далек от реальности? Но не забывайте - мы ведь говорим о мечте, а не о привычном наборе "оливье-селедка-шампанское-Ирония судьбы"…
И не нужно говорить, что 14 дней тряски, вероятность заблудиться в пустыне, перепады температур в 30-40 градусов, колоссальное нервное напряжение – все это слабо тянет на мечту. Потому что когда на протяжении двух недель ты изо дня в день видишь, что делает Дакар с железом и людьми, в голову невольно приходит мысль: несмотря на переезд из Африки в Южную Америку в Дакаре осталось то, чего в остальном автоспортивном мире все меньше и меньше - здесь сохранился дух настоящей схватки, а победа все так же достается только самым выносливым и удачливым. Дакар остался эдаким покорением "восьмитысячника", только в горизонтальной плоскости, плюс скорости тут ощутимо выше.
И вот с этой точки зрения благодаря команде Sixt Ukraine тысячи украинских ребят получили отличный пример того, что невозможное – возможно. Конечно, стандартный пример мечты об автоспорте – это Формула-1. Но знаете, в последнее время в ней стало слишком много расчетливости и денег. Хозяину F1 Берни Экклстоуну давно пора уловить эту тенденцию, да только как ее уловишь, когда каждый сезон приносит сумму не то с шестью, не то с семью нулями? Все ровно, все хорошо.
Только вот кажется мне, что над гонками за "Большой Приз" сгущаются тучи. Приведу один пример, который, на мой взгляд, может быть хорошей иллюстрацией к нынешнему положению дел в F1. Если Вы не в курсе, в Ferrari искоса смотрят на Виталия Петрова, который в последней гонке сезона сильно помешал Алонсо в борьбе за чемпионский титул. Понятно, да? Дебютант Формулы-1 на Renault жуть как помешал Чемпиону Мира на Ferrari. С одной стороны - детский сад, ей Богу. С другой - наблюдать за этим спокойно просто не получается. Так и тянет крикнуть: эй, вы что там в Маранелло, с ума посходили? Или просто заигрались в "Королеву Автоспорта"? Если Чемпион мира на Ferrari не может обогнать дебютанта – и без разницы, на чем тот выступает – то это проблемы Чемпиона и Ferrari. Ведь задача дебютанта всегда одна и та же: показать, на что он способен - с чем он и справился. Понятно, что будь впереди Алонсо не Петров, а Барикелло на втором Ferrari, можно было бы не беспокоиться: командная тактика, все дела… Проходили, знаем. Вот только кому нужна такая победа? Я вот всегда считал, что по-настоящему ценной может считаться только победа, добытая в честной схватке. Ведь только так можно понять, действительно ли соревнование идет между настоящими талантами – и на самом ли деле решения инженеров можно назвать мастерством на грани гениальности.
Иначе в чем еще ценность победы? В медальке на шее? Кубке? Или бутылке призового шампанского?
Ах да, миллионные контракты… На этот счет у меня следующие соображения.
Если цель – заработать миллионы, наверное, правильнее будет задуматься о том, какой вид бизнеса может принести эти деньги. Проще говоря, нужно определиться, что в приоритете: деньги или соревнования высшего уровня. Если Вам показалось, что это одно и тоже – Дакар и F1 могут служить наглядным примером разницы в подходах. Например, F1 в последнее время оставляет ощущение бизнес-модели – т.е. процесса, главная цель которого именно деньги.
Конечно, и в Дакаре участие в марафоне топ-команд – это прежде всего реклама, которая нацелена на увеличение продаж. Но механизм этой рекламы основан на нескольких словах: "мы покорили Дакар". И во всем мире эти слова воспринимаются одинаково.
Сюда едут не за спонсорскими контрактами – в случае успеха они приложатся. Суть в том, что Дакар и сейчас остается рейдом на выносливость. И самые изощренные технические решения, самые лучшие системы навигации, сотни километров тестов – все это совершенно не гарантирует успеха. Кроме внушительных бюджетов и дорогой техники тут нужно звериное чутье, удача… Здесь собираются люди, для которых деньги – не цель, а средство. Да, суммы, которые уходят на подготовку к марафону, вполне можно было бы потратить куда более рационально. "Но чудаки – еще такие есть – вдыхают полной грудью эту смесь…". Ежегодно десятки энтузиастов и профессионалов со всего мира тратят немалые средства для того, чтобы оказаться один на один с первобытными по своей сути препятствиями: страхом, усталостью, неудачным стечением обстоятельств, капризами природы…
И я очень рад, что украинцы, принимающие участие в Дакаре, не стали искать возможности окунуться в мир F1: финансы здорово поистрепали "Королеву Автоспорта", в то время, как Король Марафонов остался самим собой. А если вспомнить, что накануне финиша марафона наши помогли бразильскому экипажу выбраться из кювета… Вот это и есть соревнования высшего уровня. И финиш далеко за пределами первой десятки – это неудача где угодно, но не здесь. Чтобы убедиться в этом, достаточно было посмотреть на лица финишировавших в Буэнос-Айресе. Даже ливень, накрывший церемонию награждения, не изменил атмосферу финального дня гонки. "Мы дошли – значит, этим ты все доказал". Ни добавить, ни убавить.
Автоспорт должен заставлять мечтать. И Дакар с блеском выполняет эту задачу. А команде Sixt Ukraine, прошедшей в этом году ВСЮ дистанцию, стоит сказать спасибо за то, что они своим примером доказали: мечты можно и нужно претворять в жизнь.
Фото: Volkswagen Motorsport, Sixt Ukraine и A.S.O.