ГлавнаяОбществоЖиття

Автообзор. Герои нашего времени

Не так давно Mercedes и их коллеги из AMG воскресили Gullwing.

Автообзор. Герои нашего времени

В июле этого года Chrysler снял с производства легенду по имени Dodge Viper, но известно, что это – не конец "змеиной" истории: в Обурн-Хиллс просто взяли тайм-аут для подготовки New Viper.

Только что стали известны подробности о новом флагмане от Lambo: в Женеве-2011 эстафету у Murcielago, который стал легендой при жизни, официально примет 12-цилиндровая 700-сильная зверюга, которую предположительно назовут Aventador.

Однако, новости из мира многолитровой и многоцилиндровой техники не должны вводить Вас в заблуждение: штучные и мелкосерийные суперкары всегда были и остаются очень вкусной приправой к основному блюду, которое автопроизводители готовят в расчете на десятки и сотни тысяч покупателей. Т.е. мы мечтательно смотрим на какой-нибудь очередной суперкар, тут же представляем его ценник с кучей циферок – и покупаем что-то практичное и куда более приземленное.

Но кто сказал, что функциональность обязательно должна вгонять в тоску? И наоборот: откуда взялась уверенность в том, что стоит предложить состоятельным покупателям очередной пафосный экипаж – и они выстроятся за ним в очередь?

Пара примеров: в погоне за конкурентами концерн Volkswagen в 2002 году предложил покупателям Phaeton - первый в своей истории седан представительского класса. Однако, машина "не пошла". Не помогла ни футуристичная Стеклянная Мануфактура, на которой Phaeton собирают с большой долей использования ручного труда, ни хорошее оснащение самого автомобиля, ни привлекательная цена.

Интересно, что стартовавший в том же 2002-м Volkswagen Touareg стал вполне успешным. Почему? Ведь внедорожник, по-сути, тоже стал первой такой моделью в истории Volkswagen – Kübelwagen времен войны не в счет, это совсем другая история.

Мне думается, что дело – в имидже. Купить джип VW – это логично: с оснащением полный порядок, проходимость – на уровне, буксировать кемпер или прицеп с катером не проблема. В общем, это оно. Но человек, отдающий за седан класса F несколько десятков тысяч евро, приобретает не просто машину – как ни крути, он становится обладателем имени. Но при всем уважении к создателям представительского Volkswagen, Phaeton – это пока не имя. И коль уж семейству Порше-Пьех одной Audi A8 было мало и захотелось получить в распоряжение концерна еще одну линейку дорогих седанов, можно было попробовать воскресить настоящее имя – я говорю о Horch.

Однако, пример концерна Daimler с его Maybach показал, что воскрешение подлинного имени тоже не гарантирует рыночного успеха: выйти на запланированные объемы продаж оказалось куда сложнее, чем их прогнозировать.

Поэтому сегодня я с радостью наблюдаю за несколькими автопроизводителями, которые пришли к очевидному выводу: огромное количество покупателей не могут себе позволить ни Phaeton, ни Maybach. Но они – так же, как и обладатели вилл на Лазурном Побережье – ценят стиль, характер, возможность приобщиться к чему-то особенному, нестандартному.

Небольшой экскурс в историю: Volkswagen Beetle стал первым массовым автомобилем, предложившим не просто надежность и возможность удовлетворить свои утилитарные потребности. У него был свой собственный стиль. Который, кстати, диктовался сугубо инженерными требованиями – заданное количество пассажиров, которое должно умещаться в салоне; обтекаемость и как следствие лучшая экономичность…

Но разве глядя на Beetle, Вы мгновенно чувствуете инженерный расчет? Нет. Кажется, что "жучка" создали художники. А то, что он еще и ездит – это такой приятный сюрприз.

Две других легенды из этой же серии - это, конечно, Fiat 500 и Mini. Они появились с разницей в пару лет – 500-й в 1957-м, а в 1959 Алек Иссигонис представил Austin Mini.

Секрет всех этих автомобилей заключается не в том, что они экономичны или недороги. Их просто хочется купить.

Это мировоззрение можно обозначить как "я просто получаю удовольствие от жизни – и мне плевать на условности, статус и т.п.". И именно эти автомобили доказали: функциональность не должна вгонять в тоску. Она вполне может выглядеть привлекательно, обладать своим собственным стилем, характером – и стоить при этом вполне умеренных денег. Набор этих качеств ценился и будет цениться всегда.

Больше того: компания BMW, которой сейчас принадлежит бренд MINI, в 2001-м году доказала, что легендарную компактную модель, производство которой прекратили в 2000-м, можно реинкарнировать - и успешно позиционировать на премиум-уровне в своем классе. Поначалу многим это казалось просто смешным – мол, ну какой премиум-уровень в классе "В"?! MINI покупают потому, что это MINI.

Но к 2001-му году Lancia вот уже 5 лет как предлагала своим покупателям модель "Y" - автомобиль, который по оснащению мог тягаться с бизнес-седанами середины 90-х, но принадлежал именно к классу "В".

В 2003-м году стартовали продажи второго поколения Lancia Y, а возрожденный в 2007-м Fiat 500 окончательно доказал: баварцы не ошиблись, в этом рыночном секторе можно и нужно предлагать особенные автомобили – и это могут быть не только "горячие" хэтчбеки или ставший иконой MINI.

Кстати, 31 декабря свою работу на MINI заканчивает шеф-дизайнер Герт Хильдебранд – человек, на протяжении последних 10 лет сохранявший дух оригинального Mini. Ему на смену приходит Андерс Вармин, работающий в BMW с 1997 года и разработавший, к примеру, экстерьер BMW Concept 6 Series Coupé, показанной в этом году в Париже. Посмотрим, как эти перемены отразятся на MINI. Но одно наверняка останется неизменным: они по-прежнему будут компактны, функциональны, под капотом будут скромные по объему, но вполне боевые моторы, а внешность будет сохранять генетику оригинального Mini.

Это подтверждает и последняя разработка под британским брендом: выпустив на рынок 5-дверный (и просто огромный как для MINI) Countryman, покупателям предложат и его более компактную версию - 3-дверный MINI Paceman Concept покажут на автосалоне в Детройте, который будет проходить с 10 по 23 января 2011 года.

В общем, стильная, харизматичная компактность больше 60 лет доказывает свое право на существование – и сегодня ее исповедуют не только Fiat 500, Lancia Y, MINI… New Beetle от Volkswagen хоть и не сумел даже приблизиться к успеху своего прародителя, но учитывая нынешний спрос на компактных стиляг, можно предположить, что в Вольфсбурге вполне могут решиться на New Beetle-II.

Японцы из Suzuki с 1983 года выпускают свой Swift – и не думают останавливаться: надежная, неприхотливая машинка тоже стала своего рода культовой.

Французы из Citroen решили, что пора вспомнить о своей авангардистской репутации – и выделили в особую серию новейшую модель DS3: ее отличает внешность, особое внимание к деталям отделки, умеренные по литражу, но мощные моторы…

Да что там – даже аристократичный Range Rover расширил гамму моделей, представив Evoque, который стал самым компактным "рейнджем".

Получается, кризис стал ктализатором, заставившим автопроизводителей вспомнить о принципе разумной достаточности и по-новому взглянуть на концепцию "скромно и со вкусом".

Юрий Бугаев, автообозреватель ИА "МОСТ-Харьков"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram