Без новой ЦИК, но с некоторыми «кадрами»
Одним из ключевых заданий, запланированных изначально на 8-ю сессию, – формирование новой ЦИК. Как известно, полномочия комиссии во главе с одиозным Михаилом Охендовским давно истекли.
За последние полгода руководство парламента, как и ключевых фракций коалиции, неоднократно обещали обновить комиссию в преддверии президентских и парламентских выборов.
Но ни одна из многочисленных попыток укомплектовать ЦИК «по-новому» не увенчалась результатом. Вплоть до последней пятницы главы фракций и сам спикер рассказывали о возможном голосовании. Однако все эти заявления разбились о банальное отсутствие договорённости между БПП и «Народным фронтом».
«Президент изначально подал 14 членов на 13 вакантных мест в ЦИК. Не было соблюдено требование резолюции ПАСЕ о представительстве кандидатов от всех политических сил, ведь «Оппоблок» явно подыгрывал БПП в этом вопросе, не предлагая своего человека. В результате нам («Народному фронту») предложили отозвать своего кандидата, обещая, что БПП тоже отзовёт одного «своего». Это при том, что в предложенной конфигурации президент и так контролировал, по сути, большинство членов потенциально возможной новой ЦИК», – отметил член профильного Комитета ВР по вопросам правосудия и нардеп фракции «НФ».
В БПП напротив обвиняют «фронтовиков», подозревая, что нежелание обновить ЦИК было связано со страхом возможного роспуска Рады президентом.
«Со старой комиссией на досрочные выборы идти невыгодно ни одной из сил. Поэтому теперь уже осенью будем делить расклад ЦИК «с нуля». Правда, не факт, что за полгода до президентских выборов парламент пойдёт на ее обновление. В любом случае, все будет зависеть от политических договорённостей самого высокого уровня и стратегической цели – президентской кампании и последующих парламентских выборов», – уверен источник LB.ua во фракции БПП.
Детальнее о перипетиях с формированием Центральной избирательной комиссии читайте в тексте Терезы Лащук «Обновление ЦИК: шантаж и поиски лишнего».
Ещё один «фол» Рады 8-й сессии – это подвешенный проект Избирательного Кодекса. За этот революционный документ парламентарии фактически случайно отдали 226 голосов в первом чтении. И сразу же отложили новый Кодекс ко второму чтению в долгий ящик. Не мудрено, поскольку он ставит крест на мажоритарке, предполагает открытые партийные списки и другие неприемлемые для большинства депутатов новации.
По словам одного из авторов законопроекта и замглавы Комитета ВР по вопросам правосудия, депутата «НФ» Леонида Емца, по этим причинам ко второму чтению подано рекордное количество правок – 4400! Депутаты явно хотят похоронить идею изменения избирательного законодательства под ворохом изменений.
Хотя спикер Андрей Парубий на итоговой пресс-конференции пообещал, что Рада осенью обязательно вернётся к этому вопросу. И тогда формат изменения избирательных правил будет напрямую зависеть от рейтингов, договоренностей, возможных союзов с прицелом не только парламентские, но и заделом на местные выборы.
«Точно также, к сожалению, эту сессию мы заканчиваем без укомплектованных полностью Конституционного суда и Нацкомиссии по телерадиовещанию из-за того, что президент не подал свои кандидатуры в парламент. Поэтому обвинять Раду в саботаже кадровых решений не приходится. Это постоянного перетягивание оделяла президентом как раз и приводит к тому, что по многим вопросам у нас не были приняты решения», – сказал LB.ua нардеп «НФ» Антон Геращенко.
В БПП на это отмечают, что на самом деле не все так плохо «в нашем королевстве».
«Назначен глава Счетной палаты (Валерий Пацкан), омбудсмен, кстати, от «Народного фронта» (Людмила Денисова). Яков Смолий стал новым Главой НБУ (после почти года отпуска Валерии Гонтаревой). Уволен министр финансов Александр Данилюк», – напомнил замглавы фракции БПП Алексей Гончаренко.
Но не стоит забывать, что в статусе «и.о.», несмотря на все требования нардепов, так и остаётся руководитель МОЗ Ульяна Супрун. Вакантные более шести месяцев, что является нарушением регламента, Минапк и Мининформполитики.
Подмена для «евроблях»
Под занавес 8-й сессии как никогда остро встал вопрос «евроблях». Сама же проблема легализации авто с иностранной регистрацией в Украине существует не первый год. «Евробляхеры» неоднократно проводили акции протеста в правительственном квартале и блокировали центральные улицы.
Все это время многочисленные консультации инициативной группы от «АвтоЕвроСила», которая объединяет таких собственников, с Комитетом ВР по вопросам налоговой политики во главе с Ниной Южаниной и представителями из Кабмина по наработке компромиссного законопроекта для растаможки нелегальных «европейцев», не приводили к результату, удовлетворяющему все стороны.
И только, когда три дня подряд в течение последней пленарной недели «евробляхеры» устроили настоящий транспортный коллапс под Радой, бросая дымовые шашки и разгромив авто нардепа Павла Пинзеника, в последний день работы в повестку сессии без всяких проволочек включили сразу два законопроекта – комитетский и оппозиции.
Не секрет, что обычно в пятницу, после часа вопросов к правительству, в зале остается не больше 20-ти нардепов. Но на этот же раз парламентарии, по сути, в одну из немногочисленных пятниц, в последний рабочий день недели, приняли по сокращённой процедуре в первом чтении законопроект комитета Южаниной и сопутствующие изменения в Таможенный Кодекс.
Этим документом, который пообещали принять в целом уже осенью, хитро предлагается разрешить проблему «евроблях». А именно, ввести такой акциз для старых авто, что «европейцев» просто будет невыгодно больше ввозить на территорию Украины. Простыми словами, за 15-летний бензиновый Volkswagen, купленный за 2,5 тыс. евро, на границе вам нужно будет заплатить ещё минимум 2 тыс., что нивелирует изначальный экономический интерес покупки «евробляхи». Тогда как новое 5-литровое бензиновое авто будет облагаться всего лишь 300 евро.
По мнению нардепа от «Самопомощи» Татьяны Остриковой, эти законодательные изменения на самом деле не решают реальные проблемы «евробляхеров».
«Все это профанация, которую нужно исправить ко второму чтению уже осенью», – призвала она.
С новой нацбезопасностью и АКС
И все-таки, несмотря на все провалы, за последние полгода 8-й сессии депутаты смогли принять ряд важных и принципиальных решений.
В первую очередь, это касается закона о нацбезопасности, который закрепляет стандарты НАТО для всего силового блока. Упорядочивает всю систему правоохранительных органов. Наши западные партнёры неоднократно настаивали на принятии этого ключевого закона. Некоторые парламентарии даже прогнозировали, что это может стать основанием предоставления Украине ПДЧ, как допускала глава профильного Комитета по вопросам иностранных дел Анна Гопко.
Но кризис в самом альянсе и объективные причины не позволили этим амбициозным планам стать реальностью.
«Важно, что этот закон все равно даёт «зелёный свет» для финансирования альянсом наших ВСУ и для более тестового сотрудничества. Все это сделает невозможным поворот «ни туда» даже в случае каких-то кардинальных «сюрпризов» в результате президентских выборов», – уверен нардеп от «НФ» и член Комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Юрий Береза.
Ещё один плюс – принятие законов для запуска Антикоррупционного суда. Сам процесс сопровождался неприкрытыми попытками Банковой через ограничение полномочий общественного совета при АКС по избранию судей превратить орган, мягко говоря, в подконтрольный.
Все эти попытки нивелировать роль АКС, «впихнуть невпихуемое» с возможностью апелляции «коррупционных дел» не в самом АКС, – МВФ и Совет Европы последовательно пресекали. Наши кредиторы из раза в раз предупреждали: не будет независимого антикоррупционного суда – не будет следующего транша. Тогда же премьер Владимир Гройсман, понимая все персональные риски за отказ предоставления очередных финансовых вливаний, грозил уйти в отставку.
Как утверждает "Народный фронт" БПП до последнего упирался и отказывался менять ключевую поправку по апелляции. Но за два дня до закрытия сессии, на вечернем заседании, 254 депутата нажали «за» отмену этой нормы.
Как отметил глава фракции БПП Артур Герасимов, в изначальной редакции законопроекта Президента была предусмотрена эта норма. "Поэтому о каких обвинениях в наш адрес может идти речь", - сказал он.
Теперь дело за технической работой для того, чтобы уже осенью начать создание АКС.
Неприкосновенные неприкасаемые
Обещания же нардепов сделать реальный шаг на пути отмены неприкосновенности на 8 сессии потерпели полное и ожидаемое фиаско. Парламентарии решились проголосовать только за направления КСУ двух законопроектов: президентского об отмене неприкосновенности для нового парламента после выборов 2020 года и депутатского, который предлагал поставить крест на особом статуса «здесь и сейчас».
Детальнее читайте в тексте Анны Стешенко «Не время для прикосновенности»
Дальше дело прогнозируемо не прошло. Вплоть до пятницы 13-того в БПП громогласно заявляли, что готовы хоть сейчас голосовать за президентский закон. А на прошлой неделе фракция имени Петра Порошенко готова была даже вернуться «под купол» для рассмотрения этого вопроса, после того, как из-за провала по ЦИК демонстративно устроила демарш с выходом из зала заседаний.
Артур Герасимов в общении LB.ua еще раз подтвердил, что фракция Президента "как ранее, так и в перспективе всегда готова голосовать за отмену депутатской неприкосновенности".
Такая попытка сохранить хорошее лицо при явно плохой игре объясняется просто. Если бы вдруг депутаты до конца 8 сессии дали минимально необходимые 226 «за», уже бы осенью, на новой сессии, президент мог бы педалировать вопрос о необходимости окончательного голосования 300-ми голосами. Ясное дело, что депутаты не самоубийцы в политическом плане, и конституционное большинство вряд ли нашлось бы за отмену неприкосновенности. Этот отказ депутатов аккурат накануне президентских выборов добавил бы кандидату в президенты дополнительные баллы в предвыборной риторике для наивных избирателей.
«Мы же не дали ему такой возможности спекулировать на теме: «царь хороший, бояре – плохие», – пояснил LB.ua нардеп «НФ».
Зато не стоит питать иллюзий, что Банковая так просто оставит эти чаяния. Вопрос об отмене неприкосновенности вновь вернут в повестку уже через пару месяцев. Возможное голосование осенью – автоматически переносит ключевое голосование 300 голосами – на весеннюю сессию, когда президентские выборы обострят все «хронические» острые политические вопросы. Поэтому для президента и Ко игры с отменой неприкосновенности остаются важным избирательным козырем.
Имитация отчета Гройсмана
Важно, что перед закрытием восьмой сессии Рады в зал так и не был внесен проект постановления Комитета по вопросам экономической политики по результатам заслушивания отчета Правительства о выполнении Программы деятельности за 2017 год.
Хотя глава Комитета и нардеп «Народного фронта» Андрей Иванчук ещё в начале недели заверял LB.ua в подготовке такого проекта постановления.
«Когда теперь это постановление может быть вынесено в зал? Это может решать только согласительный совет перед пленарными неделями и спикер парламента», – с многозначительной улыбкой говорил Иванчук.
Поясним. По регламенту, после того, как Комитет рекомендовал Раде «принять к сведению отчёт», этот проект постановления должен был быть вынесен на голосование в сессионный зал.
«Но ведь все понимают. Сегодня не найдётся 226 минимально необходимых голосов «за» одобрение работы Кабмина. А срыв голосования может стать поводом отставки Кабмина Владимира Гройсмана, в чем не один месяц была заинтересована Банковая. Именно поэтому мы сделали все, чтобы этот сценарий не допустить. Поэтому в последний день работы парламента перед летними каникулами спикер Парубий просто дал заключительное слово премьеру. И все! Без всяких официальных отчетов по регламенту и голосования», – рассказал LB.ua источник в руководстве «Народного фронта».
Символично, что в этой речи Гройсман особенно тепло поблагодарил фракцию «фронтовиков».
«Я очень ощущаю вашу поддержку», – сказал он с трибуны, добавив, что «раз так мне аплодирует «Оппозиционный блок», то и вам тоже «спасибо».
Он также вспомнил, что на самом деле «не блефовал, когда предупреждал об отставке, если бы парламент не принял закон об антикоррупционном суде».
«Я остаюсь. Работаю с вами!.. Пришло время объединяться», – в завершение призвал он парламентариев.
«Однако надолго ли Кабмин будет в безопасности? Осень покажет. Со стартом нового политического сезона, когда неизбежно возникнет вопрос повышения цен на газ для населения в обмен на финансирование МВФ, в преддверии отопительного сезона и роста инфляции, естественного колебания курса доллара, а главное – старта президентской избирательной кампании – вопрос отставки Кабмина и перевода правительства в недостатус «и.о» без реальных полномочий и с возможностью ручного управления президентом, несомненно, опять всплывёт на поверхность. По сему, основная схватка за Кабмин и борьба внутри коалиции – ещё впереди», – прогнозирует депутат, близкий к Кабмину.
Собеседники LB.ua отмечают, что многое будет зависеть от результатов переговорного процесса по выдвижению кандидатов президенты.
«Поддержит ли «Народный фронт» Порошенко, будет ли единый кандидат, тогда зароют топор войны. На данном этапе дела обстоят так, что в осень, похоже, мы войдём в ещё большем жёстком противостоянии внутри коалиции, которая и так давно дышит на ладан», – рассказал в общении с LB.ua нардеп из руководства фракции БПП.
«Шах» президенту
Спикер Парубий до последнего держал интригу: закрытия сессии или просто заседания парламента. Последнее дало бы возможность Раде до осени собраться в любой момент на внеочередное заседание для принятия тех или иных важных решений. Тем более такая практика «подвешенный» сессий неоднократно реализовывались за последние четыре года в связи с военными действиями на Донбассе. На это, похоже, рассчитывали в БПП.
Потому что этот же сценарий с формально «открытой» сессией потенциально представлял угрозу для самой Рады. Поскольку президент получает право роспуска парламента, если тот не может собраться на очередное заседание в течение 30 календарных дней одной сессии.
«И хоть все сроки пропуска Рады по Конституции уже истекли ещё в конце июня, при особом желании президента, если бы сессию не закрыли, можно было бы найти лазейку и до начала октября распустить нас», – допустил один из нардепов-«фронтовиков».
По этой причине, чтобы не оставлять даже малейшую зацепку возможности такой «расправы» с Радой накануне президентских выборов, спикер после патетичной речи и многочисленных благодарностей депутатам за консолидированную работу, поставил жирную точку, закрыв сессию.
А неформальное новое большинство в Раде, которое уже назвали «без БПП», дружно аплодировало друг другу в парламенте, не скрывая почти детской радости. То ли от такого «шаха» президенту, то ли в предвкушении летних отпусков.