Общественность должна иметь право вето на назначение недобропорядочного кандидата на должность судьи. Если оно не было прописано в законопроекте о судоустройстве, его нужно включить в законопроект о Высшем совете правосудия.
Об этом на круглом столе, организованном Институтом Горшенина и РПР, сказал Роман Куйбида, заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ, главный эксперт Реанимационного пакета реформ.
"К сожалению, в законе о судоустройстве и статусе судей требование о праве вето не было учтено. И появляется большой риск того, что при наличии решения продвинуть того или иного кандидата, несмотря на негативный вывод ОСД, члены Высшей квалификационной комиссии могут поставить достаточные баллы, чтобы признать кандидата рекомендованным для назначения на должность. Механизм права вето можно реализовать, если его закрепить на уровне Высшего совета правосудия. Он будет вносить представления по результатам оценивания на назначение кандидата. Если предусмотреть повышенное количество голосов, необходимое для внесения кандидата Высшим советом правосудия, можно будет реализовать идею общественного контроля", - считает он.
Право вето, согласно представлениям эксперта, должен иметь Общественный совет добропорядочности (ОСД), созданный в ноябре 2016 года в составе 20 членов из числа юристов, ученых, правозащитников, журналистов. В их задачу входит составление досье на судей.
"Это инструмент, при помощи которого общество может положить в судейское досье результаты журналистских расследований, результаты проверок электронных деклараций и т.п. На сегодняшний день судейское досье формируется исключительно государственными органами. То есть Высшая квалификационная комиссия, когда проводит оценивание, говорит, что принимает решение на основании той информации, которая есть. Соответственно, много судей, которые не должны были бы пройти квалификационное оценивание, его проходят", - пояснил Куйбида.
Поэтому он считает необходимым создание такого механизма, который позволит ОСД блокировать или хотя бы усложнить назначение судей, которые получили негативную рекомендацию от общественности.