Стоит сказать, что минувшей зимой Ромащин едва не стал новым руководителем «Укрзализныци». Он вошел в список из трех финалистов кадрового конкурса, который затем был заблокирован судебным решением. Впрочем, Пивоварскому все-таки удалось внедрить человека Ахметова в управление транспортной отраслью. По данным пресс-службы Министерства инфраструктуры, Ромащин с 20 марта является советником министра и курирует железнодорожный транспорт. В министерстве поговаривают, что новое назначение Ромащина является ступенькой к новой должности – главе акционерного общества, которые будет организовано на базе активов «Укрзализныци».
Стоит сказать, что отношение Пивоварского к Ахметову всегда было «особым». К примеру, в начале апреля человек министра – глава ГП «Укрзализнычпостач» Евгений Хорощак провел тендер на закупку клемм для железнодорожных колей. По данным «Наших грошей», предложение с более низкой ценой тендерный комитет отклонил. Заказ передали фирме Рината Ахметова – «Метинвест-СЦМ», переплатив порядка 2 миллиона гривен. Любопытно, что видео с записью раскрытия предложений участников тендера … исчезло.
С недавних пор донецкому олигарху и подавно не приходится жаловаться на нелояльное отношение со стороны «Укрзализныци». Первые две недели работы нового и.о. главы госпредприятия Александра Завгороднего ознаменовались мобилизацией сил и средств железной дороги в помощь ахметовским предприятиям.
Так, сразу после прихода на должность Александр Завгородний увеличил количество локомотивов на станции Камыш-Заря. Это ключевой узел, через который идут транспортные потоки в Мариуполь. В ведомстве шаг нового начальника не особенно афишировали: согласно скупому тексту заявления пресс-службы, увеличение количества поездов на участков Запорожье-Пологи-Камыш-Заря-Волноваха «будет способствовать стабильности перевозок железно-рудного концентрата», а также грузов, доставляемых в Мариупольский порт.
Однако, по словам экспертов, руководство «Укрзализныци» позаботилось в основном о двух предприятиях – металлургических комбинатах Ахметова. По словам директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, увеличение количества тяги на станции Камыш-Заря – в первую очередь в интересах металлургических гигантов «Азовсталь» и ММК им. Ильича.
С ним согласен и его коллега – экс замминистра инфраструктуры Александр Кава. Он тоже не исключает, что решение руководства «УЗ» было связано со стремлением поддержать металлургические предприятия в Мариуполе. «Станция Камыш-Заря – это ключевая станция для перевозки грузов и пассажиров в Мариуполь. По сути, это сейчас единственная возможность доставить грузы в Мариуполь. Все другие пути заблокированы. Учитывая то, что сейчас открыто пассажирское движение, и восстанавливается работа металлургических предприятий, необходимо обеспечивать подвоз сырья», – отметил эксперт.
Принадлежащая олигарху группа «Метинвест» в само деле переживает не лучшие времена. В феврале этого года компании пришлось остановить Енакиевский металлургический завод. Железная дорога не могла обеспечить поставку необходимого сырья и отгрузку готовой продукции.
А в апреле нарушилось снабжение расположенных на подконтрольной украинской власти мариупольских меткомбинатов. Одна из основных причин – дефицит топлива. Помимо логистических проблем, добавились еще огромные долги перед газовыми компаниями, которые тоже поставили комбинат на грань выживания. В апреле же «Метинвест» объявил технический дефолт по своим долговым обязательствам.
Впрочем, подобные сложности испытывали далеко не одни предприятия Ахметова. К примеру, по причине нехватки масла застопорились отгрузки известняков на Львовской железной дороге. Сложившаяся ситуация была во много вызвана тем, что тарифы на грузоперевозки из-за обвальной девальвации гривны уже не могли покрыть издержек госмонополиста. В результате «Укрзализныця» вынуждена была вводить определенные ограничения. Но они относительно равномерно распределялись между всеми участниками рынка.
Однако мариупольские меткомбинаты Ахметова оказались у Александра Завгороднего на особом счету. Если на начало июля за Камыш-Зарей значилось 5 локомотивов, то уже к 19 июля их стало 10. Соответственно, запасы топлива на этом направлении увеличились более чем в четыре раза – с 93 тонн в сутки до 401.
Такая «переброска» тяги оголила другие участки. В частности, два локомотива были передислоцированы из Мелитополя – их отцепили от пассажирских поездов, заменив на локомотивы более низкого класса. Хотя, по словам Александра Кавы, для пассажирских перевозок всего использовали лучшие локомотивы. Еще один локомотив сняли с Нижнеднепровского узла, один – перебросили из Пятихаток. Соответственно, на этих направлениях скоро почувствуют нехватку тяги.
Между тем, преференции олигарху будут лишь расти. В обстановке «повышенной секретности» руководство «Укрзализныци» и компания «Метинвест» подготовили и подписали меморандум о сотрудничестве. Согласно документу, который почему-то скрывается от общественности, Администрация железнодорожного транспорта должна реализовать проект «по увеличению перевозок через железнодорожный участок Камыш-Заря – Волноваха до 20 грузовых поездов в сутки начиная с октября 2015 года». «Укрзализныця» также собирается взять на себя обязательство до ноября 2015 года обеспечить увеличение количества рабочих локомотивов на участке Запорожье-1–Пологи и Чаплино-Пологи – Камыш-Заря – Волноваха до более чем 16 единиц. При этом железная дорога гарантирует (!) стабильное снабжение дизельным топливом ключевые тепловозные депо в Запорожье, Пологах, Мелитополе и Волновахе.
Судя по тому, с каким энтузиазмом новый руководитель «УЗ» начал заботится о бизнесе олигарха, визу на подобные решения он получает наверху. Впрочем, сама по себе настойчивость Пивоварского в «продвижении» кандидатуры Ромащина не оставляет сомнения: Завгородний следует указаниям «старших товарищей».
Так или иначе, преференции в отношении предприятий Ахметова смотрятся достаточно странно в свете заявленной Петром Порошенко кампании по деолигархизации. Как, собственно, и назначение на большую часть руководящих должностей «Укрзализныци» людей Ахметова.