ГлавнаяЭкономикаБізнес

Ритейлеры и ТРЦ призывают пересмотреть карантинные ограничения «красной» зоны для спасения бизнеса Актуально

Фото: предоставлено организаторами

10 ноября 2021 г. в информагентстве УНИАН состоялась пресс-конференция «Первые результаты работы ритейла и ТРЦ во время карантина», на которой представители Ассоциации ритейлеров Украины и Украинского совета торговых центров сообщили о падении посещаемости и продаж в торгово-развлекательных центрах и магазинах в регионах, где действуют ограничения «красной» зоны, и призвали пересмотреть карантинные ограничения во избежание кризисной ситуации.

Предыдущие карантины показали, что не все торговые сети смогли восстановиться после жестких ограничений. Чтобы уменьшить негативные последствия карантина для ритейла и торгово-развлекательных центров и дать возможность отрасли продолжить восстановление, представители Ассоциации ритейлеров Украины и Украинского совета торговых центров призвали центральный и местные органы власти пересмотреть карантинные ограничения, а именно:

  • – местные власти обязать соблюдать перечень карантинных ограничений, предусмотренных Постановлением КМУ №1236 и не вводить более жесткие ограничения;
  • – проанализировать эффективность работы открытых пунктов вакцинации. Те, которые не пользуются популярностью у населения, перенести в торговые центры с обеспечением постоянного наличия вакцин и врачей;
  • – разрешить в «красной» зоне посещение ТРЦ, непродовольственных магазинов и других заведений, на которые распространяются ограничения, лицам, имеющим документ, подтверждающий получение одной дозы вакцины (желтый сертификат).

Основная проблема торговли – низкий процент посетителей. Несмотря на положительную динамику вакцинации, процент вакцинированного населения пока мал для полноценной работы торгово-развлекательных центров, fashion-ритейла и ресторанов, которые традиционно больше всего страдают от карантина. 16 областей Украины отнесены к «красной» зоне, и сейчас перед каждым ритейлером и торгово-развлекательным центром встал вопрос, как работать в условиях ограничений и целесообразно ли это. Об этом на пресс-конференции сообщил глава правления Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук.

Андрій Жук
Фото: предоставлено организаторами
Андрій Жук

«Товарооборот магазинов non-food ритейла снизился от 60 до 80% по сравнению с периодом до введения ограничений. Требования ко всем посетителям иметь отрицательный результат ПЦР/экспресс-тестов или сертификат с двумя дозами вакцинации существенно снизили покупательскую активность, что неизменно приведет к очередному кризису в области торговли, в свою очередь государство недополучит налоги в бюджет», – добавил он.

По словам Павла Савчука, исполнительного директора ООО «Арго – Торговая сеть», продажи в магазинах сети «Арго» упали на 50-70%, больше всего пострадали крупные мультибрендовые магазины. «Каждый локдаун истощает компанию. В марте 2020 года были накоплены резервы и кредитные ресурсы, запланированные под развитие. Каждый локдаун – это ущерб, и для их компенсации компания использует эти резервы. Сейчас речь уже не о замедлении развития или периоде на восстановление, а о стабильности работы и выживании», – отметил Павел Савчук.

Павло Савчук
Фото: предоставлено организаторами
Павло Савчук

Со своей стороны Ассоциация ритейлеров Украины и Украинский совет торговых центров сделали все для создания необходимых условий для вакцинации отрасли ритейла и девелопмента – и провели вакцинацию сотрудников торговли. «Центры массовой вакцинации работают более чем в 100 торгово-развлекательных центрах. По состоянию на середину ноября в ЦВН в ТРЦ провакцинировано более 1 млн. человек», – сообщил глава правления Украинского совета торговых центров Максим Гаврюшин.

Максим Гаврюшин
Фото: предоставлено организаторами
Максим Гаврюшин

В сети торговых центров «Эпицентр» с середины августа открыто 50 центров массовой вакцинации, осуществлено более 500 тыс. прививок. В Киеве действует по два пункта вакцинации в Эпицентрах по ул. Полярная и ул. Григоренко. Два пункта также работают в ТЦ в Краматорске. «Открытие двух пунктов вакцинации в одном ТЦ помогает разделить две очереди: по записи и без предварительной записи. Мы можем обеспечить по два таких центра вакцинации в каждом Эпицентре и обращаемся к органам власти с просьбой выделить медицинских работников для их открытия. Таким образом, вакцинация будет происходить значительно быстрее и масштабнее.

Ведь пункты в ТЦ с большим трафиком посетителей демонстрируют очень высокую динамику прививок», – отметил заместитель генерального директора, директор по розничной торговле компании «Эпицентр К» Владимир Гончаров.

Володимир Гончаров
Фото: предоставлено организаторами
Володимир Гончаров

Постоянные пункты вакцинации работают также в ТРЦ девелопера Arricano. Постоянный пункт вакцинации работает в ТРЦ РайON в Киеве. В среднем в день в таких пунктах вакцинируется 500-600 человек, в пиковые дни – 900 человек, – отметила генеральный директор Arricano Анна Чуботина. – Торгово-развлекательные центры Arricano в Киеве и региональных городах Украины посещают более 26,5 млн человек в год. А это означает, что каждый месяц более 2 млн человек систематически через каналы коммуникаций ТРЦ получают в понятной форме информацию о респираторном этикете, социальной дистанции, знакомятся с правилами гигиены и необходимости иммунизации».

В торговых комплексах с большим трафиком доля случайно вакцинированных людей (т.е. не планировавших вакцинироваться) может достигать 20-30%. «Центры вакцинации в ТЦ более эффективны по сравнению с центрами вакцинации в других местах. Здесь вакцинироваться удобно и комфортно. Потому мы считаем, что центрам вакцинации населения в ТЦ должно уделяться больше внимания и выделяться государством больше ресурсов для их работы – как вакцин, так и медицинского персонала», – считает глава правления Украинского совета торговых центров Максим Гаврюшин.

«ТРЦ во время карантина трансформировались в социально-ориентированную отрасль, которая своими делами доказала, что может содействовать государству в решении многих важных вопросов и быть локомотивом, в том числе в информационных кампаниях по иммунизации, устройству центров вакцинации и снижению социального напряжения. К примеру, в запорожском ТРК City Mall в течение июля-ноября провакцинировалось более 50 тыс. граждан. А это – 10% всех вакцинированных в Запорожской области. То есть ТРЦ продемонстрировали эффективную модель менеджмента процесса вакцинации, в комфортных условиях для медицинской бригады и людей», – добавила Анна Чуботина.

Анна Чуботіна
Фото: предоставлено организаторами
Анна Чуботіна

Сейчас отрасль ритейла и девелопмента терпит убытки, в то время как в работе ТРЦ, магазинов, кинотеатров, ресторанов задействовано около 800 тыс. населения (данные Государственной службы статистики по состоянию на сентябрь 2021 года). По оценке Ассоциации ритейлеров Украины и Украинского совета торговых центров, в настоящее время сотрудники торговли вакцинированы примерно на 80%. "ТРЦ и магазины можно назвать самыми безопасными местами для посещения в карантин", - утверждает Наталья Петровская, руководитель GR-направления Ассоциации ритейлеров Украины. В то же время, когда ритейл и ТРЦ прилагают максимум усилий для вакцинации населения, они наиболее ограничиваются и проверяются. «В отдельных городах органами местной власти вводятся дополнительные карантинные ограничения, не предусмотренные Постановлением КМУ № 1236 и более жесткие, чем те, которые установлены для «красной» зоны. Принятие таких решений на местном уровне не позволяет бизнесу заблаговременно подготовиться к надлежащей работе и своевременно отследить все решения, принимаемые комиссиями ТЭБ и ЧС на уровне территориальных общин, а также такой подход противоречит нормам, установленным постановлением Кабинета министров Украины», – добавила Наталья Петровская.

 Наталія Петрівська
Фото: предоставлено организаторами
Наталія Петрівська

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram