Верховная Рада одобрила внесение в Бюджетный кодекс изменений, призванных урегулировать вопросы, связанные с проектом госбюджета на следующий год. Без принятия этого документа нардепы не могли перейти к рассмотрению бюджета.
За законопроект проголосовали 311 нардепов, сообщил спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков.
При рассмотрении было учтено несколько поправок, в частности, касающихся закупки лекарств.
"Если закупка лекарств не происходит вовремя или лекарства и вакцины заказываются в этом году, а приедут в следующем, то средства сгорают в конце года. Ситуация, происшедшая в этом году при руководстве господина Степанова, доказала, что несколько миллиардов гривен, выделенных на закупку этого года, у нас просто сгорят. Некоторые лекарства действительно производятся долго, мы вносим правки в кодекс, чтобы позволить брать на себя долгосрочные обязательства при закупке лекарств и вакцин. Это значит, что в этом году мы можем заказать те или иные лекарства, и только когда они будут произведены, мы за них заплатим", - пояснила Ольга Стефанишина от фракции "Голос".
Также учли поправку Галины Васильченко ("Голос") о сохранении акциза с горючего в местных бюджетах. Ожидается, что это принесет дополнительные 7,5 миллиарда грн общинам.
Обновлено. Народный депутат от фракции "Голос" Ярослав Железняк в Telegram сообщил, что парламентарии проголосовали за еще одну правку в кодекс по акцизам, и эта правка не согласуется с уже принятой.
"Вышла небольшая коллизия. Эти поправки повлияли на баланс всего бюджета 2021 года. На те же субвенции по областям. В эти минуты заседает бюджетный комитет и пытается найти выход, как теперь сбалансировать бюджет", - пояснил Железняк.
Нардеп от "Европейской солидарности" Алексей Гончаренко добавил, что одна правка предусматривает сохранение 13,44% акциза на топливо в фондах местных бюджетов на год, а вторая - на постоянной основе. При этом вторая правка не забирает это из доходов госбюджета.
Реализация законопроекта по предмету правового регулирования:
- урегулирует бюджетные отношения с учетом административно-территориальной реформы;
- обеспечит уменьшение ожидаемой пиковой нагрузки на государственный бюджет, снижение рисков, связанных с вероятностью увеличения расходов по государственным деривативам в будущем;
- обеспечит оказание поддержки государством субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего предпринимательства;
- урегулирует привлечение средств Единого казначейского счета для покрытия временных кассовых разрывов общего фонда государственного бюджета;
- урегулирует обеспечение прав, законных интересов и равных условий налогоплательщиков и определение механизма поступления и использования средств от уплаты налогового долга налогоплательщиками, состоящими на учете как субъекты СЭЗ "Крым";
- урегулирует сбалансирование показателей соответствующих местных бюджетов и избежание риска возникновения просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы на конец бюджетного периода;
- нормирует вопросы осуществления местных заимствований и предоставления местных гарантий в 2021 году;
- обеспечит согласование норм Бюджетного кодекса Украины с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Украины, Налоговый кодекс Украины, Законы Украины "О публичных закупках", "О местном самоуправлении в Украине", "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно определения территорий и административных центров территориальных общин"," О полном общем среднем образовании".
Изменения, в частности, дают Минфина права на осуществление сделок с государственными деривативами, включая их обмен, выпуск, покупку, выкуп и продажу, в том числе за счет осуществления государственных заимствований сверх объемов, определенных на текущий бюджетный период законом о Государственном бюджете Украины. Этот шаг должен уменьшить ожидаемую пиковую нагрузку на государственный бюджет.
Также вводится инструмент предоставления государственных гарантий на портфельной основе, направленный на поддержку государством субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего предпринимательства путем гарантирования государством частичного выполнения обязательств, не превышающего 80% общей суммы таких долговых обязательств по портфелю кредитов и 80% по каждому отдельному кредиту.
Напомним, сегодня Верховная Рада должна принять проект бюджета во втором чтении. Вчера профильный комитет одобрил текст проекта бюджета к рассмотрению, против принятия документа высказался один член Комитета - Алексей Гончаренко (фракция "Европейская солидарность"), воздержался также один - Владимир Цабаль (фракция "Голос").
Дмитрий Разумков выражал надежду на "спокойное" принятие Радой проекта бюджета, которое позволит избежать "так называемых новогодних бюджетных ночей, и спокойно государство зайдет в новый год с новым бюджетом".
Подробнее о том, что именно в проекте бюджета вызывает недовольство и споры среди народных депутатов, читайте в материале LB.ua "Бюджет-2021: кошторис бідної країни, яка перебуває у кризі".