От редакции: 13 июля 2018 года в статью внесены изменения в связи с ошибочным упоминанием компании "Нибулон" в контексте этой истории, пояснения читайте в конце текста.
В четверг, 5 июля, Верховная Рада со второй попытки поддержала поправки депутата Олега Кришина № 155 и 166 о внесении вагонов-зерновозов в категорию сельхозтехники, при закупке которой агропроизводители получают компенсацию.
Чтобы понять мотив новеллы, необходимо «включить» логику консула Римской республики Кассия, который задавался вопросом: «Cui bono?». Аргументы сторонников вагонной новеллы под эгидой «как правильно потрать 945 млн грн из госбюджета» несколько противоречивы. Знакомство со стенограммой заседания показало, что у одних - «это поддержка нашего отечественного машиностроения», а другие говорят, что ключевая цель – «поддержать наших аграриев».
История вопроса
Механизм частичной компенсации стоимости сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства – одна из первых инициатив Национального комитета по промышленному развитию, запущенных правительством в прошлом году. Принцип её реализации подробно представлен в статье «Индустриализация АПК».
Хотя Госбюджетом на 2017 год на это направление было предусмотрено 550 млн грн, реальная сумма компенсации, по информации Минагрополитики, составила всего лишь 134,05 млн грн. Бравируя этой цифрой, критики нового механизма наперебой рассказывали о низком качестве и неконкурентоспособности украинской техники, а отсюда – незначительном спросе на неё среди аграриев.
Версия, мягко говоря, для «непосвящённых», поскольку на протяжении последних нескольких лет, согласно отчетам Госстата, объёмы реализации произведенных в Украине машин и оборудования для сельского хозяйства (по кодам 28.30.10.00-28.30.86.60 Классификатора НПП) ежегодно растут на 40-50%. Если, по мнению отдельных «экспертов», эта продукция не пользуется спросом у аграриев на внутреннем рынке, значит она экспортируется, что свидетельствует о её конкурентоспособности. Очевидно, проблема неполного использования 550 млн грн кроется не в технике.
Постановления КМУ №130 и №360, которые регламентируют процесс предоставления компенсации аграриям за технику, были приняты в марте 2017 г. 31 мая 2017 года Комиссия при Минэкономразвития сформировала первый Перечень производителей и их техники, покупка который подлежит компенсации, на базе форматизированных критериев, главные из которых – уровень локализации, наличие технологических операций, адекватный уровень фонда оплаты труда в себестоимости.
Это были первые 40 «счастливчиков» и их 792 вида продукции. С этого времени могла бы стартовать программа, если бы Минагрополитики, как главный распорядитель бюджетных средств, на протяжении трех месяцев (с 1 марта - даты принятия Постановления КМУ №369 по 2 июня - преставления на официальном сайте Перечня) подготовило необходимые документы, регламентирующие взаимодействие с аграриями и банками. Но всё обстояло иначе.
28 апреля Минагрополитики направило в Государственную регистрационную службу подписанный Приказ «Об утверждении форм для получения частичной компенсации стоимости сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства» №228, который был заюстирован 15 мая. Ожидалось, что Минагрополитики, с одной стороны, проведет широкую информационную и разъяснительную работу среди аграриев о новой инициативе правительства, с другой, как распорядитель средств, в короткие сроки заключит договора о взаимодействии с госбанками. В свою очередь Укргазбанк, Ощадбанк, Укрэксимбанк, ПриватБанк – начнут процедуру выдачи компенсации. Но ничего из этого не было сделано до 21 июня 2017 г.
Низкие темпы имплементации нового механизма побудили первого-вице-премьер-министра - министра экономического развития и торговли Украины Степана Кубива собрать совещание с участием представителей Минагрополитики и банков, где были даны четкие разъяснения и поручение – до 7 июля 2017 г. завершить согласовательные процедуры.
Однако это не ускорило процесс. Напротив, 6 июля Минагрополитики решил изменить «правила игры» – вместо договоров, которые должны были подписываться с банками, приняли решение перейти на Регламент о взаимодействии, что открыло новый этап переговоров и согласований.
«Первой ласточкой» стал регламент, подписанный в конце июля с Приватбанком. Но возник новый барьер – дата покупки техники, с которой аграрий мог претендовать на компенсацию. Минагрополитики настаивал на дате 25 июля, однако Постановление КМУ №130 вступило в силу 15 марта – в день публикации в «Правительственном курьере». Т.е. технику, купленную в период с 15 марта по 25 июля, Минагпрополитики не брал в расчет. В связи с этим 1 августа Минэкономразвития был вынужден повторно включиться в процесс и продублировать в адрес Минагрополитики и банков июньские разъяснения.
Ещё одним подводным камнем стало требование Минагпрополитики от агрария справки из Государственной фискальной службы (ГФС) о том, что он – «аграрий», что противоречило Постановлению КМУ №130.
ГФС отказывалась подтверждать принадлежность сельхозтоваропроизводителя в соответствии с требованиями, мотивируя это тем, что предприятия, которые обратились за получением такой справки не находятся в Реестре получателей бюджетной дотации. В соответствии с Постановлением КМУ №83 от 08.02.2017 г. бюджетная дотация начисляется товаропроизводителям, которые занимаются животноводством, садоводством и выращивания ягод и не учитывает других сельскохозяйственных товаропроизводителей. Также дотация не уплачивается и сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые не являются плательщиками НДС. В свою очередь те справки, которые все-таки были даны ГФС отдельным аграриям, как оказалось, не соответствовали требованию Минагрополитики, потому что документ подтверждал «статус плательщика единого налога 4 группы», а не 75% агропродукции в объёме реализации, как требуется по Закону.
Столкнувшись с этой непреодолимой проблемой, банки требовали от Минагрополитики исключить из перечня обязательных документов справку ГФС. Очередной раунд совещаний привел к тому, что требование злополучной справки было аннулировано. Соответственные изменения в Приказе Минагрополитики №228 были заюстированы 11 сентября 2017 г.
Как позже стало известно, Минагрополитики, посчитав, что аграрии уже не «выберут» положенные 550 млн грн компенсации, ещё в августе направил в Кабинет Министров Украины Проект Постановления о переводе части средств, отведенных на сельхозмашиностроение, на программы по поддержке хмелеводства и ягодничества. Вот и ответ на вопрос – на кой прок Минагпрополитики затягивать сроки.
Реалии реализации механизма компенсации
Несмотря ни на что механизм компенсации полноценно стартовал со второй половины сентября 2017 г. За короткий срок до 1 декабря 2017 г. 1220 аграриев получили компенсацию за 2906 единиц техники и оборудования, приобретенные в рамках программы. За ноябрь было выплачено 52,6 млн грн компенсации. При таких объемах, если бы программа была запущена вовремя, сумма компенсации приблизилась бы к полумиллиарду гривен.
В период с декабря 2017 по май 2018 г. банками суммарно было выплачено аграриям 113,3 млн грн компенсации.
Ожидается, что до конца 2018 г. объемы будут расти ускоренными темпами, поскольку по результатам заседания Комиссия при Минэкономразвития, которое состоялось 22 июня 2018 г., в Перечне сегодня уже не 40, а 116 предприятий-производителей техники и оборудования, и не 792, а 7586 наименований товаров.
Если принять во внимание указанные справочные цены за единицу продукции, то суммарная стоимость по всем номенклатурным позициям Перечня составляет 8 374,7 млн.грн. Если предположить, что аграрии купят всего лишь по 1 единице из действующего Перечня, сумма компенсации, на которую они будут претендовать, составит порядка 2 млрд грн!
Чтобы активизировать покупателей, экспертами Национального комитета по промышленному развитию был разработан механизм частичной компенсации процентов по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства. Использование двух компенсаторов: процентов по кредитам и стоимости сельскохозяйственной техники позволит бОльшему кругу аграриев осуществить техническую модернизацию своих хозяйств и уменьшить себестоимость сельскохозяйственной продукции, а следовательно сделать ее более конкурентоспособной. Действие двух механизмов даст синергетический эффект: уменьшит зависимость от иностранных поставок техники и оборудования, сократит отрицательное сальдо платежного баланса, увеличит добавленную стоимость, количество и качество рабочих мест в сельскохозяйственном машиностроении и смежных отраслях, что будет способствовать росту поступлений в бюджеты разных уровней.
Запуск механизма частичной компенсации процентов по кредитам на приобретение сельскохозтехники с прошлого года блокируют те, кому ближе «хмелеводство и ягодничество», а не машиностроение и мультипликативные экономические эффекты его развития.
Ожидаемые последствия «новеллы»
Вагоны-зерновозы в Украине сегодня производят несколько компаний. Лидеры – Крюковский вагоностроительный завод и Днепровагонмаш. Недавно на рынок зерновозов вышел криворожский Дизельный завод. На очереди – Панютинский вагоноремонтный завод, который, по словам и.о. Главы правления Укрзализныцы Евгения Кравцова, до конца года планирует начать выпуск вагонов – зерновозов.
Cui bono? Вагоностроительные заводы в результате включения хопперов-зерновозов в перечень сельхозтехники, по сути, не получат никаких выгод: появление новых заказчиков в лице аграриев приведет к потере старых заказчиков – операторов железнодорожных перевозок. Поскольку предоставление компенсации только аграриям исказит конкуренцию на рынке перевозок и сделает операторов неконкурентоспособными.
Cui bono? 1108 аграрных хозяйств в 2018 г. в основном приобретали грунтообрабатывающую и посевную технику и оборудование, расходуя на неё до 500 тыс. грн. Смогут ли они купить вагоны-зерновозы, цена за единицу которого приближается к 1,5 млн.грн (без НДС)? И нужен ли им вагон?
Скорее это заинтересует гигантов, таких как «Кернел», которые решили приобрести вагоны для перевозки зерна после дерегуляции вагонной составляющей тарифа "Укрзализныци".
Если принять во внимание, что рынок зерновозов (исходя из действующих максимальных производственных мощностей вагоностроителей) составляет порядка 2000 вагонов в год, то в случае включения вагонов в Перечень на компенсацию, предположим с 1 августа, до 1 декабря сумма реализации может составлять порядка 1,02 млр грн, а ожидаемая компенсация – 250 млн грн. В 2019 г. при объеме реализации до 3 млрд грн «аграрии»-гиганты будут претендовать на 750 млн грн компенсации, т.е. на половину от запланированной правительством суммы в размере около 1,5 млрд грн.
Следовательно, в результате законодательного приравнивания вагонов-зерновозов к категории «сельхозтехника» для более, чем 120 производителей техники и оборудования для АПК и тысяч аграрных хозяйств компенсация будет предоставляться по остаточному принципу. Это дискредитирует один из первых некорупционных механизмов, который позволил нивелировать коррупционную составляющую и обеспечил прозрачный процесс распределения бюджетных средств.
Исходя из этого, несложно сделать вывод Cui bono новелла с вагонами-зерновозами.
Если принять во внимание реализацию амбициозных планов по доведению производства зерна до 100 млн т в год, что приведет к росту экспорта зерновых вдвое, следующими новациями в категории «сельхозтехика» могут стать речные баржи и портовая инфраструктура для хранения и перевалки зерна, а также океанские сухогрузы. Но с таким подходом аграрии, лишенные господдержки в части модернизации, не получат урожай в 100 млн т.
Исправлено 13 июля 2018 года:
В статье ошибочно была названа компания "Нибулон" одним из выгодополучателей признания вагонов-зерновозов сельхозтехникой. Редакция приносит извинения и публикует позицию компании "Нибулон" по этому поводу.
«НІБУЛОН» не планував і не планує в майбутньому купувати вагони
«НІБУЛОН» не планував і не планує в майбутньому купувати вагони, оскільки вважає, що проблема не в кількості вагонів, а в їхньому ефективному використанні.
Наша компанія вже звикла, що у разі появи нових дотацій або пільг завжди з’являються чутки, нібито в цьому зацікавлений «НІБУЛОН». Так, після прийняття минулого тижня у Верховній Раді України законопроекту №7010, який передбачає компенсацію агровиробникам у розмірі 30% витрат на придбання залізничних вагонів, у ЗМІ відразу з'явилися заяви, що цей законопроект призведе до перерозподілу коштів, виділених на компенсацію закупівлі української техніки, на користь двох компаній – «КЕРНЕЛ» і «НІБУЛОН».
Щоб уникнути появи різноманітних домислів та трактувань нашої позиції щодо вищезазначеного питання, повідомляємо офіційну позицію: «НІБУЛОН» не планував і не планує в майбутньому купувати вагони, оскільки вважає, що проблема не в кількості вагонів, а в їхньому ефективному використанні. Тим більше – «НІБУЛОН» не лобіював цю законотворчу ініціативу. Ми просимо викреслити нашу компанію з переліку підприємств, зацікавлених у такій компенсації й не маніпулювати нашим ім'ям. Це наша чітка позиція, якої ми завжди дотримувалися і не плануємо відступати від неї у майбутньому.
Що ми бачимо сьогодні – чергове кулуарне прийняття рішення на користь тій чи іншій компанії.
У цьому питанні наша компанія стовідсотково на боці товаровиробників, які проти виділення коштів певним торгівельним компаніям і фінансовим структурам у вигляді дотації з боку держави під час будівництва вагонів.
По-перше, коли дотації отримують певні комерційні структури, які є перевізниками зерна, то для ринку це не означає здешевлення логістики перевезень, адже таке ціноутворення обумовлене існуючими ринковими відносинами, які ніхто не відміняє. Таким чином, компанії, які будуть отримувати дотації на будівництво вагонів, у першу чергу, отримуватимуть додаткові прибутки за рахунок держави.
По-друге, за такого підходу можливе виникнення монопольного становища певних компаній, які будуть усе більше і більше контролювати ринок залізничних перевезень. Натомість суб’єкти господарювання, які цього часу були без вагонів, так без вагонів і залишаться.
Тому ми можемо стверджувати, що проблема не у кількості вагонів, а в ефективному їх управлінні. І вирішити цю проблему, на нашу думку, можна завдяки впровадженню маршрутних перевезень, збільшенню оборотності вагонів за рахунок інвестицій в залізничну інфраструктуру, модернізації пунктів навантаження та вивантаження, організації безперебійної роботи з обробки рухомого складу. Тільки за рахунок таких заходів можливо забезпечити зростання обсягів перевезення вдвічі, без збільшення кількості вагонів.
Усі власники підприємств, які хочуть отримувати без проблем вагони, мають зробити їх використання ефективним. Вагони повинні бути засобом ефективної доставки товару, а не "складом на колесах".
Таким чином, той, хто менш ефективно використовує вагони, буде сплачувати більше, той, хто використовує вагони краще – має отримувати певні знижки за організацію ефективної роботи Укрзалізниці.
З іншого боку, сьогодні будівництво великої кількості вагонів не обумовить ефективні перевезення, адже за відсутності локомотивів їх не буде чим возити.
На нашу думку, є багато інших, більш ефективних, способів використання коштів, виділених на такі дотації.
Можна їх віддати машинобудівникам! Для того, щоб вони могли розширити асортимент продукції, покращити її якість і здешевити вагони, що має позначитись і на собівартості зерна.
Можна Укрзалізниці! Щоб вона працювала над ефективним використанням рухомого складу тощо, що, в свою чергу, призведе до зниження тарифів, а не їх підвищення.
Віддайте дотації сільгосптоваровиробникам, в тому числі фермерам!! Тим, хто займається тваринництвом, виробництвом м'ясо-молочної продукції. Щоб ми, українці, споживали якісну продукцію, а не придбані за кордоном і перероблені на ковбасу шкури тварин.
Віддайте ці колосальні кошти на ремонт автошляхів, побудуйте школи, відремонтуйте лікарні, збудуйте очисні споруди по Дніпру, щоб ми не споживали воду після каналізаційних систем міст, або ж врешті-решт виконайте днопоглиблення Дніпра, на яке необхідно менше 50 млн грн. Це буде корисно для всього ринку та всіх перевізників й дозволить Україні забезпечити виконання міжнародних угод щодо підтримки глибин. І ще є безліч інших нагальних питань, які стосуються кожного жителя України, а не лише інтересів певних фінансових структур.
Наша компанія вже давно виступає за ефективну організацію роботи залізниці й показово ефективно співпрацює у цьому напрямі з Укрзалізницею. У нас – сучасні елеватори, які здатні завантажувати маршрутний склад, тому оберт маршруту всього три дні, тоді як інші використовують вагони в 3-4 рази менш ефективно (в середньому по Україні 10-12 днів). Працюйте так, як «НІБУЛОН», і залізниця буде теж працювати ефективно.
В цілому, це дуже велике і широке питання, і якщо комусь необхідно детальніше економічне обґрунтування нашої позиції, ми готові поспілкуватися.
Всім відомо, що наша компанія розвиває українську зернову логістику, інвестуючи значні кошти у відродження судноплавства та суднобудування. Минулого маркетингового року ми транспортували 2,5 млн тонн продукції внутрішніми водними шляхами. В цьому маркетинговому році ми транспортуємо 3 млн тонн, а наступного – вже 4 млн тонн. Ми, у тісній співпраці з провідними фінансовими установами світу, робимо все, щоб створити в Україні сучасну ефективну логістичну систему з урахуванням передового світового досвіду і не потребуємо дотацій для реалізації наших планів.
Джерело: nibulon.com