ГФС снимает с себя ответственность за контрабанду. Такой вывод сделали авторы ряда отечественных СМИ, проанализировав ситуацию с "дроблеными партиями" контрабанды на западных границах Украины, пишет Обозреватель со ссылкой на "Экономическую правду".
Используя льготы Таможенного кодекса только с польско-украинской границы в бюджет в 2017 году не поступят примерно 9 млрд грн таможенных платежей. Причина — ГФС продолжает закрывать глаза на поистине грандиозную схему по уклонению от уплаты налогов, построенную на законодательной норме, которая позволяет без уплаты пошлин и НДС один раз в сутки завозить в Украину по суше или морю товары для личного пользования на сумму до 500 евро. ЭП обратилась с запросом в Государственную фискальную службу Украины. Редакция просила сообщить количество бланков Tax free (документа, предъявляемого при беспошлинном провозе импорта физлицом), которое ГФС зарегистрировала за первые шесть месяцев 2017 года на границе Польши и Украины.
Пресс-служба ГФС проигнорировала вопросы редакции, зато сообщила "три наиболее распространенные способа незаконного перемещения товаров через таможенную границу Украины. По поводу дробления коммерческих партий товаров и безналогового провоза в рамках суточного лимита 500 евро ГФС написала, что "таможням западного региона указано на необходимость проведения комплексных мероприятий усиленного контроля над перемещением гражданами через таможенную границу Украины товаров, которые имеют характерные признаки дробленых партий".
Между тем, руководству таможни западных регионов итак хорошо известно об этой схеме. Однако бороться с ней главный налоговый орган страны не может и фактически снимает с себя ответственность. На официальной странице Facebook представитель ГФС в Волынской области пишет, что "распространена практика, когда пассажиры одного микроавтобуса перевозят одинаковый товар в значительном количестве. Чтобы доказать, что товар не ввозится в коммерческих целях, граждане добавляют к чекам бланки Tax Free, по которым можно идентифицировать владельца товара. Таким образом, граждане документально доказывают, что товар действительно принадлежит пассажирам микроавтобуса. В таком случае работники таможни не имеют оснований не пропустить товар на территорию Украины".
Таким образом, ГФС в лице таможни самоустраняется от функции контроля, закрывая глаза на явные злоупотребления. То есть, сотрудник таможни или некомпетентен чтобы распознать злоупотребление, или заинтересован в том, чтобы его не распознавать.
"Бланк Tax free — важный элемент в схеме контрабанды, - пишет ЭП. - Контрабандисты предъявляют бланк сотрудникам ГФС на границе как доказательство, что товар ввозится в личных целях. Сотрудники ГФС принимают такое "доказательство", но не бесплатно. За каждый бланк Tax free реальный владелец контрабандного товара платит представителям таможенного поста 20 грн.
"При этом, фискалов не смущает, что одни и те же люди, которые живут в стране со средней зарплатой 236 евро, каждый день у них на глазах перевозят товар на 500 евро. Так происходит из месяца в месяц, из года в год", - пишет издание.
Почему сложилась такая ситуация - по мнению авторов расследования, ответ на этот вопрос кроется в декларациях начальников и заместителей таможенных постов Волынской, Львовской и Закарпатской таможен ГФС. Например, заместитель начальника Волынской таможни, начальник управления по борьбе с таможенными правонарушениями Леонид Негрич с зарплатой 5 тыс грн в месяц в сентябре 2016 года купил автомобиль Range Rover Sport 2013 года выпуска за 1,8 млн грн.
Резюме автора лаконично: срочно необходима реформа ГФС и таможни. Пока на месте таможенной и фискальной службы не появятся принципиально новые госструктуры с новым руководством, персоналом и принципами работы, а их деятельность не будет основана на прозрачных и мощных электронных информационных системах, госбюджет будет терять до 70 млрд грн каждый год. Что соизмеримо с размерами ежегодных государственных расходов на оборону в нашей стране.