Украинский рынок сельхозтехники показывает рост второй год подряд. Почти все дилеры отмечали увеличение продаж в 2016-м году. Как сообщил генеральный директор «Клаас Украина» Хольгер Велк: «Украина в этом году единственный рынок в мире, где наблюдается рост продаж. Остальные рынки нас так не радуют».
В украинском офисе New Holland рост общего рынка оценили в 40%, при том что доля компании в сегменте комбайнов составила 45%, а тракторов – 30%. Прогноз роста на 2017 год — не менее 20%.
Аналогичные процессы наблюдаются и в сегменте техники для посева и почвообработки: в некоторых случаях аграриям приходится ждать поставок по нескольку недель (поскольку склады уже распроданы), что еще в прошлом году было немыслимо.
В Украину, по данным таможенной статистики, за 4 месяцев текущего года импортировано тракторов на $224,7 млн и комбайнов на $118,3 млн. Для сравнения, за весь 2016 г. стоимость ввезенных тракторов и комбайнов составила $509,9 млн и $306,6 млн соответственно.
Рост, во многом, вынужденный. В первую очередь, за счет отложенного спроса 2014-2015 гг., когда рынок просел до показателей 2009 года, фактически, очутившись «на дне», от которого пришлось отталкиваться. Таким образом, «удачный» 2016 год достиг уровня примерно в 70% от показателей 2013-го.
Но в реальности спрос «откладывался» гораздо дольше. Украинские сельхозпроизводители «сидели» на комбайнах еще советского производства так долго, насколько это было возможно. И еще немного после этого. Вопросы производительности и эффективности сельхозтехники довольно долго не были приоритетными для большинства отечественных фермеров. Морально и физически устаревшую технику меняли, как правило, на чуть менее, но все же устаревшую. «Бэушные» комбайны и трактора составляли значительную долю рынка.
Низкий технологический уровень машин снижает урожайность, однако одним из основных критериев при выборе сельскохозяйственной техники продолжает оставаться ее цена.
Отечественные производители, как ни старались, обеспечить фермеров новыми и современными средствами производства в полном объеме не могли. Прожекты по производству техники заграничных брендов класса А в Украине так и остались прожектами.
Реализация лизинговых программ в Украине и облегчение доступа к кредитам в 2008 году стимулировало увеличение платежеспособного спроса со стороны отечественных предприятий но за этим последовал ряд кризисов.
Дилерам ведущих мировых производителей пришлось изыскать особые подходы к украинскому фермеру. Так, к примеру, описывают свой бизнес-кейс в компании «Астерра», вошедшей в 2013-м в десятку лучших партнеров New Holland по всему миру: «В 2004 году Вадим Ермолаев приобретает технику New Holland на предприятие Укрсельхозпром, занимающееся производством, выращиванием и реализацией сельхозпродукции. Два года техника показывает высокие результаты уборки и производительности.
В то время для корпорации «Алеф», в которую входит Укрсельхозпром, торговля сельхозтехникой не была профильным бизнесом. Тем не менее, изучив тенденции и прогноз роста рынка, оценив все сложности, с которыми может столкнуться новая компания, Вадим Ермолаев создает торговый дом «Астерра», который получил статус официально дилера New Holland в Украине.
Мы не ждали когда рынок придёт к нам, так как заработки аграриев были мизерными и все делали ставку на дешёвую технику, мы же рискнули, так как хотели внедрить новые технологии, которые смогут облегчить труд аграриям. Мы не ищем в бизнесе сиюминутных выгод, а стремится к долгосрочному сотрудничеству. Иногда приходится идти на серьезные уступки для удобства заказчика. Но каждый раз мы находим тот максимально удобный выход из сложной ситуации, который ясно дает понять нашим партнерам: мы готовы отказаться от маленьких выгод сегодня ради большого совместного успеха завтра».
2014-2016 годы были прибыльными для агропроизводителей из-за благоприятных природно-климатических условий и девальвации гривны, отмечает гендиректор Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) Тарас Высоцкий. Последнее положительно повлияло на доходы агропредприятий, даже в долларовом эквиваленте.
Выход на европейские рынки потребовал нового уровня конкурентоспособности. Многие фермеры среднего звена впервые сделали ставку на производительность и эффективность инструментов, позволив себе покупку современной техники класса А.
Компания «Клаас Украина» в 2016 году смогла увеличить сбыт в 2 раза, при том, что в этом году сделала ставку на средние агрохозяйства, и практически не продавала технику крупным агрохолдингам.
Производители надеются, что долгосрочная ставка части украинских аграриев на эффективную технику, зарекомендовавшую себя во всем мире, оправдается и послужит примером для широкого круга потребителей.