Внедрение рыночных тарифов на энергоносители уменьшило тенизацию украинской экономики. Об этом пишет «Деловая столица». В результате значительно сократились убытки компаний государственного сектора экономики, которые по итогам первого квартала 2016 года показали суммарную прибыль более 30 млн грн.
«Увеличение доходности государственных предприятий может иметь несколько причин. Одна из них – присутствие среди госсектора предприятий «Нафтогаза». Эта компания должна была показать нулевую доходность, но после увеличения тарифов «Нафтогаз» показал большую прибыль», - отмечает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
«Определенным образом на прибыльность повлияла тарифная политика. Если присмотреться к «Нафтогазу», новые тарифы позволили уменьшить убытки компании», - говорит аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса.
«Деловая столица» отмечает, что раньше энергоносители для отдельных категорий потребителей дотировались из бюджета, что провоцировало злоупотребления и коррупцию в этой сфере. В результате госкомпании, которые работали в сферах энергетики, являясь фактически монополистами, оставались планово убыточными.
«Заниженные тарифы открывали возможности для спекуляции энергоносителями и роста теневой экономики страны. Манипулируя объемами газа и электроэнергии, которые по «льготным» ценам отпускались населению, недобросовестные чиновники перепродавали их промышленным предприятиям. В результате миллионы гривен, которые должны были поступать на счета госпредприятий, оседали «в тени» или уплывали в офшорные зоны. Из-за этого уровень теневой экономики в Украине в разы превышает нормальный. По данным Минфина, в 2015 году «в тени» находилось 40% ВВП, на конец третьего квартала 2016 года этот показатель снизился до 35%», - говорится в статье.
Отметается, что переход на рыночные тарифы вывел «из тени» потребителей, которые раньше пользовались нелегальными схемами для покупки энергоносителей по заниженным ценам.
«Теперь миллиардные средства, которые раньше исчезали в недрах постоянно убыточных ГП или «уплывали» в офшоры, могут направляться на финансирование социальных сфер, как образование и медицина, или поддержку незащищенных слоев населения. Кроме этого, отказ от дотационной политики снизил возможности для коррупции в государственных компаниях и уровень теневой экономики. А это, в свою очередь, делает украинскую экономику привлекательной для бизнеса, что, несомненно, будет способствовать развитию госпредприятий за счет привлечения внешних инвестиций», - пишет «Деловая столица».
Как сообщалось, совокупная прибыль топ-100 крупнейших госпредприятий за первую половину 2016 года составила 31,6 млрд грн. За аналогичный период 2015 года крупнейшие ГП продемонстрировали суммарный убыток 11,9 млрд грн.