ГлавнаяЭкономикаДержава

Деградация финансовых рынков ударила по конкурентоспособности Украины

Обновлено 1 февраля 2017 в 13:00 - добавлен комментарий Минэкономразвития Украины.

На Всемирном экономическом форуме в Давосе презентовали рейтинг глобальной конкурентоспособности Global Competitiveness Index 2016-2017. Украина потеряла в нем шесть позиций и опустилась с 79 места среди 140 стран на 85-ое среди 138 государств. Индекс конкурентоспособности Украины составляет 4 по семибалльной шкале - это худший результат за четыре года (в последний раз такая отметка была достигнута в рейтинге GCI 2011-2012 гг.). Рейтинг возглавила Швейцария (5,81 балла), второе место у Сингапура (5,72 балла). Также в десятку вошли США, Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг, Финляндия. Ближайшими соседями Украины стали Намибия (84 место) и Греция (86 место).

Журналисты LB.ua проанализировали профиль Украины и выяснили, чем обусловлено ухудшение ее позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности, какие показатели давят на Индекс и снижают экономический и инновационный потенциал страны.

Фото: hyser.com.ua

Пирамида потребностей по ВЭФ

Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index, доклад в pdf на английском) - глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума. Исследование проводится с 2004 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей конкурентоспособности по различным странам мира. Для рейтинга анализируются как общедоступные статистические сведения, так и результаты всемирного анкетирования глав компаний.

На индекс глобальной конкурентоспособности каждой страны влияют 114 показателей (в прошлом году их было 113), сгруппированных в 12 основных групп (см. ниже показатели по Украине).

Фото: reports.weforum.org

Последние, в свою очередь, включены в три субиндекса: «Базовые требования», «Драйверы эффективности» и «Факторы инновационности». Разделение на субиндексы обусловлено тем, что страны, входящие в рейтинг, находятся на разных этапах экономического развития, потому их конкурентоспособность условно оценивается в контексте их потребностей. 

Так, показатели субиндекса «Базовые требования» наиболее значимы для государств, находящихся на первой стадии развития или на стадии экстенсивного роста, экономика которых опирается на сырье и дешевую рабочую силу. В субиндекс «Драйверы эффективности» группируются показатели, необходимые эффективно развивающимся экономикам, в которых переходят к сложным производствам и технологиям. И, наконец, субиндекс «Факторы инновационности» обеспечивает конкурентную среду для стран, находящихся на стадии инновационного роста.

В последнем отчете Global Competitiveness Index 2016-2017 Украину понизили: если еще в 2015 году она относилась ко второй группе - эффективно развивающимся экономикам, то теперь ее расположили между первой и второй группами (от эстенсивного развития - к эффективному). Как отмечают авторы исследования, критерием отнесения страны к той или иной группе является величина ВВП на душу населения, а поскольку в 2016 году в Украине он составлял менее 3000 долларов в год (пороговое значение для второй группы стран), Украина автоматически ушла в переходную стадию. Таким образом, для страны в равной степени важны как показатели субиндекса «Базовые требования», так и показатели субиндекса «Драйвер эффективности».

Фото: EPA/UPG

Но, согласно профилю Украины (см. все данные по Украине в pdf на английском и онлайн), опубликованному на сайте ВЭФ, выходит, что из десяти конкурентоспособных составляющих (четыре в «Базовых требованиях» и шесть в «Драйверах эффективности») за год незначительный прогресс наблюдается только в двух составляющих - «высшее образование и профессиональная подготовка» (рост на позицию с 34 на 33 место) и «технологическая готовность» (рост с 86 на 85).

Улучшить позиции Украине удалось еще в одной области - «инновации» (с 54 на 52 место). Но последняя относится к субиндексу «Факторы инновационности» и, прежде всего, показательна для стран - технологических лидеров.

«Выводы на самом деле не меняются на протяжении всего времени наблюдения за The Global Competitiveness Index. Несмотря на бедность, Украина имеет очень хорошие позиции в инновационной среде, но ее тянут вниз рыночные институции, неспособные обеспечивать инвестиционную привлекательность. Поэтому мы не можем реализовать те преимущества, которые есть в стране», - рассказывает Владимир Дубровский, старший экономист общественной организации «CASE Украина», которая администрирует опрос ВЭФ в Украине.

В число преимуществ также входят следующие показатели, занявшие высшие позиции в профиле Украины: количество людей, получающих высшее образование, сохранение юридических прав, количество процедур для открытия бизнеса, количество мобильных телефонов, качество математического и научного образования, доля экспорта.

reports.weforum.org
reports.weforum.org

Показатели, давящие на Индекс Украины

В прошлом году ключевыми «якорями», которые тянули вниз результаты Украины в рейтинге ВЭФ, были «макроэкономическая обстановка» и «институциональна среда». Теперь же основное давление на Индекс оказывает «уровень развития финансового рынка» (падение с 3,2 до 3,0 по сравнению с прошлым годом по семибалльной шкале).

«Тренд изменений позиции Украины в рейтинге за последние три года полностью соответствуют моим субъективным ощущениям деградации финансового сектора. В рэнкинге за 2014-2015 «финансовый рынок» был на 107 месте из 144, за 2015-2016 уже на 121 месте из 140, за 2016-2017 - на 130 месте из 138. Рэнкинги за три года вызывают много вопросов, например, «почему данный показатель Руанды выше, чем у Франции, но что касается финансового рынка Украины, то здесь вопросов нет. Субъективно даунгрейд последнего года кажется справедливым, а трехлетний тренд - заслуженным. Через год есть шанс получить 135 из 135», - комментирует Алексей Сухоруков, управляющий директор инвестиционной группы УНИВЕР.

Худшими показателями «финансового рынка» являются надежность банков (138/138), регулирование бирж ценных бумаг (137), финансирование через местный фондовый рынок (127).

Алексей Сухоруков
Фото: Facebook/Ukrainian Exchange
Алексей Сухоруков

«По показателю «Регулирование бирж ценных бумаг» Украина занимает предпоследнее место из 138 стран и находится ниже, чем Чад, Бурунди и Мавритания, хуже украинского фондового рынка только йеменский. Но в этих странах вообще нет локальной фондовой биржи, у нас их аж восемь. Я думаю, это ожидаемый результат работы за последние два года. За это время не сделано ничего полезного для конечных потребителей. Идет лишь вялотекущая возня вокруг борьбы с мусорными бумагами. Нет ни реформ, ни снижения бюрократии», - отмечает Алексей Сухоруков.

Что касается макроэкономических и институционных показателей, в целом в рейтинге отмечается незначительное улучшение их позиций, но они все еще находятся в самом низу списка стран. Хуже всего дела обстоят с такими составляющими макросреды, как инфляция, кредитный рейтинг страны и госдолг.

«Макроэкономика остается важным фактором падения глобальной конкурентоспособности страны. В рейтинге высчитываются макроэкономические показатели предыдущего года. А в Украине был большой экономический спад, высокий уровень инфляции, которые, собственно, определили ухудшение позиции. Но я отмечу, что макроэкономические показатели склонны очень быстро меняться», - рассказывает Владимир Дубровский.

Среди показателей инстутиционной системы хуже всего дела обстоят с защитой прав миноритарных акционеров, право собственности, сила аудита и стандартов отчетности, расточительность государственных расходов, независимость судебной системы.

По результатам исследования серьезное ухудшение позиций наблюдается еще в шести компонентах:

  • "Инфраструктура" (хуже всего качество дорог, качество инфраструктуры воздушного транспорта),
  • "Здравоохранение и начальное образование" (распространенность ВИЧ, воздействие на туберкулез).
  • "Эффективность рынка товаров" (эффективность антимонопольной политики, влияние налогообложения на стимулы к инвестированию, бремя таможенных процедур).
  • "Эффективность рынка труда" (способность страны удерживать таланты, влияние налогообложения на стимулы к труду).
  • "Уровень развития бизнеса" (состояние развития кластера, готовность делегировать полномочия).
  • "Размер рынка".

Среди наиболее проблематичных факторов, влияющих на бизнес в Украине, респонденты рейтинга прежде всего называют коррупцию, нестабильность политики, инфляцию, неэффективность государственной бюрократии, недоступность финансирования, нестабильность правительства, уровень налогов, налоговое регулирование и валютное регулирование.

Фото: Сергей Нужненко

"Причинами такого ухудшения является тот факт, что начиная с 2014 года экономика Украины войшла в "зону перманентных негативных вызовов и шоков", - говорится в ответе Минэкономразвития на запрос LB.ua (комментарий министерства тут и ниже добавлен 1 февраля 2017 года в 13:00). В министерстве отмечают, что геополитический конфликт 2014 года запустил в 2015 году процесс экономического спада Украины, в основе которого находились накопившиеся структурные проблемы и дисбалансы, вызванные непоследовательностью и незавершенностью реформирования экономики Украины на протяжении многих предыдущих лет.

Посылка до востребования

В отчетах Всемирного экономического форума значится, что Индекс – это инструмент измерения и сопоставления конкурентоспособности, призванный стимулировать конструктивный диалог между политиками, бизнесменами и гражданским обществом, катализировать необходимые реформы и продуктивные инвестиции.

Действительно, высокая позиция и положительная динамика продвижения в рейтинге может служить хорошим сигналом для иностранных инвесторов. Другой вопрос, как скажется на инвестиционном климате страны неконкурентоспособный профиль в The Global Competitiveness Index?

Эксперты не видят серьезных угроз, по их мнению, несмотря на то, что рейтинг глобальной конкурентоспособности является одним из мерил инвестиционной привлекательности страны, главными адресатами информации по Украине являются не столько новые рыночные игроки, сколько власти страны.

Владимир Дубровский
Фото: Facebook/Тіней Андрій
Владимир Дубровский

"Все предыдущие годы результаты исследования не особо сказывались на инвестиционном климате. Например, исследование Doing Business взято на вооружение, прикладываются усилия для улучшения позиции страны в этом рейтинге, но при этом не наблюдается развития инвестиционной среды. Возможно, со временем рейтинги сыграют какую-то роль, но пока справляются с этим слабо. А, в общем, Global Competitiveness Index – это зеркало, в которое, в первую очередь, должно посмотреть руководство государства", - рассказывает Владимир Дубровский из CASE Украина.

"Необходимо снова поднимать тему реформ, она уже многим набила оскомину и даже немного поостыла в экспертных кругах. Такие небольшие достижения, как система Prozorro, дерегуляция в отдельных сферах встречают огромное сопротивление системы, заинтересованных личностей. Но от реформ нам все равно никуда не деться. Речь идет о защите прав собственности, судебной реформе, дерегуляции, борьбе с монополиями. Без всего этого мы не скоро поднимемся в рейтинге", - заключает Василий Поворозник, старший экономист Международного центра перспективных исследований.

"Начало 2016 года в очередной раз протестировало экономику Украины на прочность - свое негативное влияние оказали очередное повышение напряжения во внешнеторговых отношениях с РФ вследствие внедрения торговых и транзитных ограничений и достижения ценового дна в январе-феврале на ключевых товарных рынках отечественного экспорта. Но несмотря на все сложности, которые в данный момент окружают наше экономическое и социальное развитие, потенциал страны видится нам более, чем мощным, и способным в сжатые сроки вывести Украину на намного более высокие позиции в рейтинге", - уверены в Минэкономразвития.

Діана МанучарянДіана Манучарян, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram