ГлавнаяЭкономикаДержава

​Национализация "Приватбанка" была неизбежной, но началась несвоевременно, - эксперты

Как отразится переход в государственную собственность самого крупнейшего банка страны. 

Фото: Макс Требухов

От национализации системного «Приватбанка» выиграют его собственники и крупные вкладчики, а проиграют – обычные налогоплательщики. Переход банка под контроль государства был неизбежен, однако процесс начался не в самое подходящее для этого время. Так считают эксперты, опрошенные в рамках экспертного опроса Института Горшенина.

Экс-министр экономики, глава Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек отмечает, что процесс национализации «Приватбанка» проходит мирно и цивилизованно, что очень важно для стабильности финансовой системы страны. 

«Это будет иметь положительные последствия, поскольку сохранит доверие на финансовом рынке и не допустит никаких панических настроений. За все в жизни надо платить и государство, входя в капитал, должно инвестировать. Однако больше всего во всей этой истории меня порадовали слова о том, что после того, как будет восстановлена достаточность капитала в соответствии с нормативами, правительство, как владелец, будет рассматривать возможность привлечения частного инвестора, то есть приватизации банка. Кто может стать таким инвестором? Зависит от того, какой будет ситуация в стране - с коррупцией, налоговой системой. Это большой кусок и на него должны приходить серьезные игроки. Если реформы будут происходить, если будет меняться правовая система, судебная система, будут какие-то результаты преодоления коррупции, такие игроки могут прийти. Ведь банк высокотехнологичный, имеет большую долю на рынке – он вполне может быть интересным», - сказал Роман Шпек.

В свою очередь, экс-министр экономики Украины Виктор Суслов отмечает, что, вследствие национализации «Приватбанка» останутся в выигрыше вкладчики и собственники банка. «Они выиграют, так как сумели передать свои огромные долги государству. Поскольку будет проведена огромная денежная эмиссия на пополнение средств «Приватбанка», это должно вызвать рост цен, дальнейшую девальвацию гривны и весь этот «праздник» оплатят обычные граждане Украины, не являющиеся собственниками или вкладчиками «Приватбанка», - сказал Виктор Суслов.

По словам первого заместителя министра финансов Украины Игоря Уманского, «Приватбанк» необходимо было сохранить в качестве системного института.

Фото: EPA/UPG

«Банк является самым большим в стране и реально системным – больше половины физических и юридических лиц обслуживаются и держат свои деньги в «Приватбанке» реальный капитал которого на сегодняшний день по оценкам НБУ составляет минус 146 миллиардов гривен. Принимать решение о выведении его из рынка системно было бы катастрофически неправильно. Спрогнозировать последствия и уровень возможной катастрофы не возьмется, наверное, никто. Поэтому было принято решение о национализации банка – по сути, его спасения и продолжения работы. Как следствие – с одной стороны, сохранение системного института, с другой – сохранение вкладов не только физических лиц, которые гарантированы ФГВФЛ, но и юридических лиц. Системных рисков национализации я не вижу, если процесс вхождения в банк и управления будет проведен профессионально, и будет подобрана адекватная команда в правление и наблюдательный совет. Эта команда должна будет обеспечить плавный переход и смену собственника для обеспечения операционной и другой деятельности банка», - подчеркнул Игорь Уманский.

Экс-председатель правления «ВТБ Банка» Вадим Пушкарев считает действия НБУ не своевременными. «В условиях войны, потери территорий, потери бизнесов, в условиях разрыва экономических отношений в силу объективных причин и падения базовых отраслей – металлургии, химии, машиностроения, точных отраслей – неминуемо сворачивается качество клиентов, качество заемщиков, и это отражается на качестве капитала любого банка, в том числе и с иностранным капиталом. И в этих условиях бороться за чистоту капиталов банковской системы – несколько несвоевременно. Наоборот, следует максимально поддерживать, давать льготы, контролировать, но при этом беречь то, что ты имеешь. Потому что огромное количество еще сохранившегося бизнеса получает дополнительные риски, которые возникают в процессе этой «борьбы за чистоту капиталов». Это все равно что десантника, больного воспалением легких, нагрузить 40-килограммовой «разгрузкой», дать в руки пулемет и заставить бежать 25 километров», - считает банкир.

По словам Вадима Пушкарева, в первую очередь национализация «Приватбанка» отразится на обычных налогоплательщиках. Люди получат дополнительные курсовые риски, дополнительные риски своих вкладов и бизнеса, риски, связанные с проблемами ликвидности в банковской системе в целом.

«Любой банк работает по закону сообщающихся сосудов. Ежедневный приток денег в банк приблизительно равен объему оттока из банка. В данном случае появится максимальное количество желающих вывести деньги из банка – вклады, депозиты, остатки на картах. Платежи со счетов юридических лиц будут выведены, платежи на банк будут остановлены. С другой стороны, приток средств будет максимально замедлен. Никто сейчас вклады не понесет, деньги на карты тоже не понесет. Платежи в сторону контрагентов будут остановлены, межбанковские лимиты перекрыты. И возникает вопрос уже с мгновенной ликвидностью «Приватбанка». Да, это уже государственный банк и будет оказана поддержка. Но хватит ли этой поддержки, хватит ли денег для того, чтобы выполнить все обязательства перед клиентами? Есть вопросы. Насколько удастся удержать ситуацию – очень большой вопрос, потому сейчас против новой команды работает слишком много факторов – и объективных, и субъективных. Насколько команда сможет обеспечить контроль над этими факторами и насколько они вообще контролируемы – это большой вопрос», - резюмировал он.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram