"Беременная" ситуация
В конце прошлой недели стало окончательно ясно, что механизм по национализации Приватбанка запущен, вопрос только в сроках. Если в среду 14 декабря еще были сомнения в перспективах крупнейшего банка страны, то к выходным вариантов не осталось. В четверг НБУ ввел новый инструмент поддержки ликвидности банков, а в пятницу Кабмин упростил участие государства в капитализации неплатежеспособного банка. По меткому выражению финансового обозревателя Андрея Блинова, ситуация была "беременной", и все мы наблюдали "схватки" перед рождением нового, уже государственного банка. Премьер-министр Владимир Гройсман отменил запланированный на сегодня визит в Брюссель, окончательное решение в воскресенье принял Совет нацбезопасности и обороны Украины, куда входят представители всех ветвей власти и ключевых силовых ведомств. Таким образом руководители Украины разделили ответственность за национализацию Приватбанка друг с другом.
Решение было принято вечером в воскресенье, а не раньше, чтобы не спровоцировать панику в выходные. В рабочие дни люди менее мобильны, к тому же в рабочие дни власти могут бомбардировать прессу успокаивающими заявлениями. Тем не менее, граждане все последние дни опустошали банкоматы Привата со скоростью 2 млрд гривен в сутки, говорит замглавы банка Олег Гороховский.
Пылесос-банк
Ранее НБУ уже намекал на размер проблем в Приватбанке. В декабрьском отчете НБУ о финансовой стабильности говорится, что "основным риском для финансовой стабильности в краткосрочной перспективе является риск невыполнения отдельными большими банками программ капитализации". И даже озвучена цифра 132 млрд гривен - столько денег не хватает восьми крупнейшим банкам с национальным капиталом на покрытие кредитных рисков по постановлению НБУ №351.
Оказалось, что проблема куда больше. Глава НБУ Валерия Гонтарева оценила "дыру" в Приватбанке в 148 млрд гривен. Причем еще год назад эта сумма была ниже - на апрель 2015 года она составляла 113 млрд гривен. Все это время руководство НБУ десятки раз встречалось с представителями Привата, которые обещали докапитализировать банк и довнести ликвидные залоги под проблемные кредиты. В итоге ситуация зашла так далеко, что правительству пришлось принимать экстренные меры по национализации.
"Более 97% корпоративного портфеля, который составлял 150 млрд гривен на 1 апреля 2015 года, были кредитами, связанными с акционерами компании", - сообщила Гонтарева.
Получается, что крупнейший банк страны "пылесосил" население, чтобы направить депозиты граждан на поддержку бизнеса акционеров. А Нацбанк долгое время ничего не мог с этим сделать.
Формально государство купило 100% Приватбанка за символическую сумму в 1 гривну. На деле национализировало 148 млрд убытков. Сумма может быть меньше, если Нацбанк сможет конвертировать долговые бумаги банка в капитал, взыскать кредиты и конвертировать в капитал депозиты связанных с бывшими акционерами компаний. Но вряд ли она будет значительно меньше. Источник LB.ua, знакомый с ситуацией, говорит, что бывшие акционеры банка якобы получили от президента Украины Петра Порошенко гарантии спокойной жизни после национализации в обмен на мирную передачу банка под контроль государства.
Пока что все выглядит так, что за покупку Приватбанка заплатят все украинцы через рост госдолга. По оценке главного экономиста инвесткомпании Dragon Capital Елена Белан госдолг может вырасти до 85% от ВВП, хотя еле летом правительство закладывало в бюджетной резолюции потолок госдолга на 2017 год в 66% ВВП. Если разделить максимальные траты в 148 млрд гривен на каждого из 42,62 млн украинцев (в том числе младенцев и пенсионеров), то на каждого придется примерно по 3473 гривны.
И мы уже начинаем платить эти деньги. Минфин анонсировал выпуск долговых бумаг на 43 млрд гривен в качестве первого транша для капитализации Приватбанка. Хорошо только, что национализацией крупнейшего частного банка практически завершается перезагрузка всей банковской системы. А это необходимое требование для получения четвертого транша МВФ.
Другие последствия
Власти сделали все возможное, чтобы погасить панику среди населения. Президент внес в Раду законопроект, который гарантирует возврат вкладов гражданам свыше обычной страховой суммы в 200 тыс. гривен. Приватбанк продолжает осуществлять расчеты физлиц, несмотря на национализацию. Чиновники Минфина и НБУ вышли на пресс-конференцию по поводу национализации рано утром, в 15:00 планируется пресс-конференция с менеджментом банка в Днепре, а в 16:00 в Киеве обсуждать последствия национализации (по всей видимости, в успокоительном ключе) будут украинские экономисты.
Тем не менее, сохраняется риск, что в случае паники будут монетизированы крупные суммы в гривне, которые тут же ударят по ценам или пойдут на валютный рынок, что скажется на курсе.
"При национализации банка автоматического вливания гривны в экономику не происходит и дополнительного давления на валютный курс и инфляцию из-за вхождения государства в банк быть не должно, если не будет значительного оттока депозитов", - поясняет Белан.
В НБУ не ожидают инфляции или курса доллара после национализации. Но в Нацбанке и не могут говорить иначе, даже если такая теоретическая возможность существует. Таким образом, помимо опосредованной платы за Приватбанк через бюджет все мы можем доплатить за панику вокруг национализации банка в случае роста цен или скачков курса.
Заплатят ли за национализацию Приватбанка его бывшие собственники Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов? И разделят ли с ними счет чиновники НБУ, в том числе бывшие, которые такую ситуацию допустили? Вопросы, я думаю, риторические.