"Выходите из тени, тут не больно", - утверждает глава правительства. На самом деле, для такого заявления никаких оснований нет. А вот для скепсиса оснований – навалом.
Наиболее важны для рядового налогоплательщика – подоходный, единый социальный взнос (ЕСВ), акцизы и налог на недвижимость. Потому что так или иначе мы их платим абсолютно все. То же можно сказать и об НДС, но там существенных подвижек, увы, нет. Как и с налогом на прибыль. С единым налогом подвижки в худшую сторону, хотя ликвидации упрощенной системы удалось избежать. Но, право, единый налог достоин отдельного разговора. Пока же – о тех налогах, которые платим мы абсолютно все.
Возьмут с зарплаты
Начнем с подоходного и прочих налогов на доходы. Наиболее часто с нас берут подоходный с зарплаты: все-таки наемные работники остаются самой многочисленной категорией налогоплательщиков.
Итак: подоходный стал "плоским", то есть Украина отказалась от прогрессивной шкалы 15/20%, как то было в 2015 году, в пользу 18% для всех (по варианту Яресько – 20%). Кроме этого вдвое сокращен вычет из налогооблагаемого дохода – если в 2015 году из налогооблагаемой части вычиталась одна минимальная зарплата (1378 грн в конце года), то в 2016 году будут вычитать лишь половину "минималки" (минималка равна 1378 грн до апреля, с мая по ноябрь – 1450 грн, декабрь – 1550, но в течение года это могут пересматривать).
Военный сбор – 1,5% с зарплаты – остается. Единый социальный сбор в части, уплачиваемой самим работником – 3,6%, - убран.
Что в итоге?
Если начисляется "грязными", предположим, 5000 грн, то в конце 2015 года вычитали 14,9% этой суммы, а в начале 2016 года станут вычитать 15,5%, в середине года – 15,4%. Если бы был принят вариант Яресько-Макеевой, платили бы 17,1%.
Чтобы не писать слишком много, вот нам табличка:
Как видим, по введенному с 1 января варианту Налогового кодекса чуть больше стали платить сотрудники с зарплатами до 10 тыс грн. Существенно легче стало тем, кому начисляют более 15 тыс грн в месяц.
Если бы вариант Минфина был бы принят, тяжелее стало бы всем категориям работников.
Однако надо помнить, что есть еще и ЕСВ, уплачиваемый предприятием! И его размер очень влияет на ту сумму, которую работодатель готов платить своему сотруднику "по-белому". В 2015 году его чаще всего платили по ставке 37%. Если будут рассказывать о 41% - не верьте, повышенные ставки распространялись на профессии с вредными и тяжелыми условиями работы, в том числе на тех, кому положен ранний выход на пенсию.
Кстати, снижение ставки до 22% было предусмотрено вовсе не теми документами, что Рада проголосовала 24 декабря 2015 года, а теми изменениями в Налоговый кодекс, которые были одобрены еще в декабре 2014 года, а должны были вступить в силу с 1 января 2016 года.
И вот это снижение ставок ЕСВ для опасных и вредных профессий до единого для всех профессий уровня лично я не считаю безусловным благом. Так как в результате мы получим очень интересные и несправедливые для большинства украинцев и украинских предприятий последствия. А именно: всей страной будем доплачивать за социальное обеспечение сотрудников, работающих на опасных и вредных работах. За их ранние пенсии, выплаты по инвалидности, "регрессы", частые больничные листы и прочее.
То есть, как правило, доплачивать придется за персонал металлургических, химических, транспортных, горных предприятий. Мы в курсе, что все это – крупный и сверхкрупный бизнес.
То есть реформа ЕСВ проведена, прежде всего, в интересах крупного и сверхкрупного бизнеса. Хотя снижение для основной массы сотрудников ставки с 37% до 22% - благо.
Порог начисления ЕСВ поднят с 17 до 25 минимальных зарплат. Что ударяет по высокооплачиваемым сотрудникам – так как пенсии и пособия не пропорциональны заработкам, а ограничены "потолками". Желающие могут по поводу "потолков" поинтересоваться самостоятельно, а нам в этой связи интереснее налоговая нагрузка, то есть доля средств из сумм, направляемых на формирование фонда оплаты труда. Ниже таблица, в которой указана доля выплачиваемых государству сумм, которые предприятие направило на формирование соответствующих сумм зарплат до обложения подоходным.
Например, чтобы начислить сотруднику в конце 2015 года 5000 грн, предприятие должно было сделать начисление НА зарплату 1850 грн единого соцвзноса, а только затем вычесть уже из начисленной зарплаты подоходный, военный сбор и ту часть единого соцвзноса, что платит сам работник. Итого для выплаты зарплаты в 5000 грн "грязными", предприятие должно зарезервировать у себя в затратах 6850 грн. Ниже в таблице указана доля всех налогов и сборов именно в этой сумме. Этот показатель говорит о том, какова суммарная нагрузка на фонд оплаты труда. Именно этот показатель в голове у владельца бизнеса или директора конкурирует с величиной "комиссионных" за обналичивание, которые в настоящее время при использовании относительно надежных схем составляют около 18-19% отправленной на "обнал" суммы.
Сравнение – не в пользу отвергнутого варианта им. Минфина. Но и прорывным новую версию ЕСВ назвать нельзя – нынешние "комиссии" за обнал почти в полтора ниже налоговой нагрузки. Кого-то это будет стимулировать к выходу из тени. Но основная масса все же начнет выходить после того, как данный показатель опустится ниже 25% для интервала до 20 минимальных зарплат. Для зарплат выше 20 "минималок" он должен быть не выше 22%. И то – айтишники и другие "вольные стрелки" будут крепко думать, выходить им из тени или подождать.
"Вишенка на торт": работодатели обязаны продолжать платить своим мобилизованным сотрудникам не только зарплату, но и все начисления на нее. А вот компенсации за это от государства не будет – нет такой строки в законе о госбюджете. И это – дополнительная нагрузка на ФОТ.
Маленькая, но очень хорошая новость
Отменяют импортный сбор, введенный с 1 января 2015 года (для разных категорий товаров от составляет 5 или 10%). Его вводили под предлогом "сбалансировать импорт и экспорт". Но девальвация в феврале 2015 года оказалась настолько впечатляющей. Что сбалансировала внешнюю торговлю выше всех ожиданий.
И как ни соблазнялся Кабмин идеей этот сбор сохранить, пришлось отказаться. Нет, не подумайте хорошего, не в связи с заботой о налогоплательщиках, а исключительно под давлением международных финансовых организаций и ВТО (Всемирная организация торговли).
В результате должны подешеветь на 6-12% импортные товары, ждем этого с нетерпением. А если цены не снизятся – значит, соответствующие импортеры и розничные торговые сети проявили банальное жлобство.
Заплати за пороки
Акцизы часто называют "налогом на пороки". Потому что все они изначально взимались только с алкоголя и табака. Но жизнь не стоит на месте – в Украине акцизом облагаются автомобили и автомобильное горючее, например. Акциз – это такой налог, который платим мы все – обычные граждане-налогоплательщики. Предприятия их тоже платят, конечно. Но в основном, нагрузка – на нас. Ну и что с того, что собирают акциз и перечисляют его в казну те, кто выпускает или продает подакцизные товары – в конечном итоге платим все равно мы.
Начнем с повышения акцизов на бензин – на 13%. Например, на бензин он вырастет с 200 до 228 евро за тонну. И правильно – если нефть дешевеет, потребитель этого почувствовать не должен, не стоит ему отвыкать от бензина дороже 20 гривен за литр.
Такой рост акцизов привел бы к росту цен примерно на 60 копеек на литр бензина. Но, надеюсь, не приведет, если цены на нефть не взлетят, а гривна останется стабильной. Причина – отмена импортного сбора (5% с нефтепродуктов, см выше). Эта отмена должна компенсировать рост цен из-за акциза. Но есть и третий фактор: с 1 января вводится в Украине электронная система контроля за движением подакцизных нефтепродуктов и их реализацией – подобно системе электронного администрирования НДС.
Очевидно, что введение системы повысит издержки нефтетрейдеров на уплату налогов, так что цены могут даже подрасти.
В общем по бензину/дизелю счет 1:2 не в пользу покупателя.
Также подняты акцизы на алкоголь – на крепкий (+50%, до 105 грн/л спирта), пиво (+100%, до 2,48 грн/л), слабоалкоголка (+300%, до 211,59 грн/л спирта). Не обошли вниманием вина крепленые, игристые и вермуты. И еще на табачные изделия – на 40%. В общем, выпить и закурить станет сильно дороже. Например то же пиво подорожает примерно на 1,5 гривны за поллитровую бутылку – что ударит, конечно, по потребителям массовых сортов пива. Водка, ром, виски, джин? Думаю, что дорогие сорта крепкого практически не ощутят повышения акцизов – так, на пару процентов подорожают. А вот популярные марки водки подорожают примерно на 12-15 грн за бутылку 0,5 литра. Вкупе с подорожанием пива это даст однозначный эффект – рост потребления "самоделок" и падение выручки у производителей пива и крепкого алкоголя. Вместе с выручкой упадут сборы НДС и акциза с розницы (5% реализации). Что приведет Минфин к поискам "компенсаторов", так что в апреле будут предприняты попытки поднять налоги на что-то еще.
Налог на крышу
Лимит на величину устанавливаемого местными советами налога на жилую недвижимость поднят в полтора раза – с 2% до 3% минимальной зарплаты (до 41 грн на 2016 год) за 1 кв м в год с той площади, что превышает так называемую льготную (60 кв м для квартир, 120 кв м для домов, 180 кв м – если у владельца есть и то, и другое). Здесь и далее речь идет об общей площади объекта. Все эти льготные площади и сама уплата налогов имеют отношение к собственнику объектов жилой недвижимости или их частей.
При этом у местных советов отняли право увеличивать базовый размер льготы – вот тот самый необлагаемый налогом метраж. Но местным советам оставили право устанавливать ставки налога на жилье в меньших, чем лимит, размерах. И вот тут есть одно важное обстоятельство: на 2015 год многие местные советы (в том числе КиевРада) установили нулевые ставки налога. Что позволило владельцам дорогих квартир и домов в том же Киеве не платить налог на недвижимость вообще.
Хотя право снижать или вообще обнулять ставки налога за местными советами оставлено, пользоваться они им будут с большой опаской. Минфин передал на содержание местным бюджетам много того из социальной сферы, что раньше оплачивалось из госбюджета. Естественно, что-то будет из центра оплачиваться путем субсидий (трансфертов) из центрального бюджета. Так вот исполнение своих обязательств по таким трансфертам Минфин наверняка поставит в зависимость от того, насколько тот или иной местный совет будет активен в получении доходов от налога на жилую недвижимость.
Что-то вроде такого: "Ребята, у вас налог на недвижимость нулевой - значит, денег в вашем местном бюджете навалом, трансферты из центра вам не нужны".
Начисление налога на недвижимость по итогам 2016 года состоится реально в начале 2017-го, так что время на выяснение отношений и на обнаружение налогооблагаемой недвижимости пока есть. Хотя вот со вторым есть проблемы. Дело в том, что пока отсутствует глобальная общегосударственная база по объектам жилой недвижимости и ее хозяевам. И, например, если владелец как налогоплательщик, зарегистрирован во Львове, а владеет квартирой в Киеве, Днепропетровске и Одессе, у налоговых органов возникнет непростая задача свести все данные воедино и выслать соответствующее уведомление об оплате.
Ситуация для фискальной службы осложняется еще и тем, что оцифрована только часть данных о собственниках недвижимости – особенно плохи дела по тем объектам, чьи собственники не менялись раньше 2003 года. Так что придется проводить что-то вроде общеукраинской инвентаризации жилой недвижимости, если государство всерьез решило добыть деньги для местных бюджетов от налога на нее.
Ну и вишенка на торт – дополнительная плата 25 тыс. грн с владельцев квартир от 300 кв м и домов от 500 кв м. Это – вне зависимости от размера начисленного налога и доли собственности в таком объекте.
Ездить – скромно
Для владельцев авто стоимостью свыше 1,033 млн грн (750 минимальных зарплат на начало отчетного года, так что сумма будет индексироваться) и возрастом до 5 лет отдельный подарок – 25 тыс грн налога на каждый такой автомобиль. Как будут определят стоимость? А таблица, которую должен публиковать Министерство экономразвития и торговли на своем сайте. Осталось выяснить, кто и как рассчитает эту таблицу – в зависимости от "марки, моделі, року випуску, типу двигуна, об’єму циліндрів двигуна, типу коробки переключення передач, пробігу легкового автомобіля".
Особой пикантности истории придает тот факт, что тип коробки передач в техпаспортах отсутствует, а пробег может "варьироваться" умельцами в очень широких пределах.
Кто попадет под такой налог? Ну, владельцы свеженьких "Бентли", "Рэйнджей" и "Брабусов" - однозначно. А кто еще? Владельцы седанов и внедорожников бизнес-класса от известных европейских и японских производителей - запросто. То есть верхний слой украинского среднего класса. Спасти их может только то, что они последние пять лет не имели возможность активно обновлять свой автопарк.