ГлавнаяЭкономикаДержава

Налоговая реформа. Легче будет очень не всем

Пока бизнес приходит в себя от удара по упрощенной системе налогообложения, введения тотального контроля за движением подакцизных товаров и многих других "приятностей", украинцу-налогоплательщику пора оценить, что с него попробует взять казна в 2016 году.

"Выходите из тени, тут не больно", - утверждает глава правительства. На самом деле, для такого заявления никаких оснований нет. А вот для скепсиса оснований – навалом.

Фото: Виталий Головин/delo.ua

Наиболее важны для рядового налогоплательщика – подоходный, единый социальный взнос (ЕСВ), акцизы и налог на недвижимость. Потому что так или иначе мы их платим абсолютно все. То же можно сказать и об НДС, но там существенных подвижек, увы, нет. Как и с налогом на прибыль. С единым налогом подвижки в худшую сторону, хотя ликвидации упрощенной системы удалось избежать. Но, право, единый налог достоин отдельного разговора. Пока же – о тех налогах, которые платим мы абсолютно все.

Возьмут с зарплаты

Начнем с подоходного и прочих налогов на доходы. Наиболее часто с нас берут подоходный с зарплаты: все-таки наемные работники остаются самой многочисленной категорией налогоплательщиков.

Итак: подоходный стал "плоским", то есть Украина отказалась от прогрессивной шкалы 15/20%, как то было в 2015 году, в пользу 18% для всех (по варианту Яресько – 20%). Кроме этого вдвое сокращен вычет из налогооблагаемого дохода – если в 2015 году из налогооблагаемой части вычиталась одна минимальная зарплата (1378 грн в конце года), то в 2016 году будут вычитать лишь половину "минималки" (минималка равна 1378 грн до апреля, с мая по ноябрь – 1450 грн, декабрь – 1550, но в течение года это могут пересматривать).

Военный сбор – 1,5% с зарплаты – остается. Единый социальный сбор в части, уплачиваемой самим работником – 3,6%, - убран.

Что в итоге?

Если начисляется "грязными", предположим, 5000 грн, то в конце 2015 года вычитали 14,9% этой суммы, а в начале 2016 года станут вычитать 15,5%, в середине года – 15,4%. Если бы был принят вариант Яресько-Макеевой, платили бы 17,1%.

Чтобы не писать слишком много, вот нам табличка:

Как видим, по введенному с 1 января варианту Налогового кодекса чуть больше стали платить сотрудники с зарплатами до 10 тыс грн. Существенно легче стало тем, кому начисляют более 15 тыс грн в месяц.

Если бы вариант Минфина был бы принят, тяжелее стало бы всем категориям работников.

Однако надо помнить, что есть еще и ЕСВ, уплачиваемый предприятием! И его размер очень влияет на ту сумму, которую работодатель готов платить своему сотруднику "по-белому". В 2015 году его чаще всего платили по ставке 37%. Если будут рассказывать о 41% - не верьте, повышенные ставки распространялись на профессии с вредными и тяжелыми условиями работы, в том числе на тех, кому положен ранний выход на пенсию.

Кстати, снижение ставки до 22% было предусмотрено вовсе не теми документами, что Рада проголосовала 24 декабря 2015 года, а теми изменениями в Налоговый кодекс, которые были одобрены еще в декабре 2014 года, а должны были вступить в силу с 1 января 2016 года.

И вот это снижение ставок ЕСВ для опасных и вредных профессий до единого для всех профессий уровня лично я не считаю безусловным благом. Так как в результате мы получим очень интересные и несправедливые для большинства украинцев и украинских предприятий последствия. А именно: всей страной будем доплачивать за социальное обеспечение сотрудников, работающих на опасных и вредных работах. За их ранние пенсии, выплаты по инвалидности, "регрессы", частые больничные листы и прочее.

То есть, как правило, доплачивать придется за персонал металлургических, химических, транспортных, горных предприятий. Мы в курсе, что все это – крупный и сверхкрупный бизнес.

То есть реформа ЕСВ проведена, прежде всего, в интересах крупного и сверхкрупного бизнеса. Хотя снижение для основной массы сотрудников ставки с 37% до 22% - благо.

Порог начисления ЕСВ поднят с 17 до 25 минимальных зарплат. Что ударяет по высокооплачиваемым сотрудникам – так как пенсии и пособия не пропорциональны заработкам, а ограничены "потолками". Желающие могут по поводу "потолков" поинтересоваться самостоятельно, а нам в этой связи интереснее налоговая нагрузка, то есть доля средств из сумм, направляемых на формирование фонда оплаты труда. Ниже таблица, в которой указана доля выплачиваемых государству сумм, которые предприятие направило на формирование соответствующих сумм зарплат до обложения подоходным.

Например, чтобы начислить сотруднику в конце 2015 года 5000 грн, предприятие должно было сделать начисление НА зарплату 1850 грн единого соцвзноса, а только затем вычесть уже из начисленной зарплаты подоходный, военный сбор и ту часть единого соцвзноса, что платит сам работник. Итого для выплаты зарплаты в 5000 грн "грязными", предприятие должно зарезервировать у себя в затратах 6850 грн. Ниже в таблице указана доля всех налогов и сборов именно в этой сумме. Этот показатель говорит о том, какова суммарная нагрузка на фонд оплаты труда. Именно этот показатель в голове у владельца бизнеса или директора конкурирует с величиной "комиссионных" за обналичивание, которые в настоящее время при использовании относительно надежных схем составляют около 18-19% отправленной на "обнал" суммы.

Сравнение – не в пользу отвергнутого варианта им. Минфина. Но и прорывным новую версию ЕСВ назвать нельзя – нынешние "комиссии" за обнал почти в полтора ниже налоговой нагрузки. Кого-то это будет стимулировать к выходу из тени. Но основная масса все же начнет выходить после того, как данный показатель опустится ниже 25% для интервала до 20 минимальных зарплат. Для зарплат выше 20 "минималок" он должен быть не выше 22%. И то – айтишники и другие "вольные стрелки" будут крепко думать, выходить им из тени или подождать.

"Вишенка на торт": работодатели обязаны продолжать платить своим мобилизованным сотрудникам не только зарплату, но и все начисления на нее. А вот компенсации за это от государства не будет – нет такой строки в законе о госбюджете. И это – дополнительная нагрузка на ФОТ.

Маленькая, но очень хорошая новость

Отменяют импортный сбор, введенный с 1 января 2015 года (для разных категорий товаров от составляет 5 или 10%). Его вводили под предлогом "сбалансировать импорт и экспорт". Но девальвация в феврале 2015 года оказалась настолько впечатляющей. Что сбалансировала внешнюю торговлю выше всех ожиданий.

И как ни соблазнялся Кабмин идеей этот сбор сохранить, пришлось отказаться. Нет, не подумайте хорошего, не в связи с заботой о налогоплательщиках, а исключительно под давлением международных финансовых организаций и ВТО (Всемирная организация торговли).

В результате должны подешеветь на 6-12% импортные товары, ждем этого с нетерпением. А если цены не снизятся – значит, соответствующие импортеры и розничные торговые сети проявили банальное жлобство.

Фото: www.aisberg.com

Заплати за пороки

Акцизы часто называют "налогом на пороки". Потому что все они изначально взимались только с алкоголя и табака. Но жизнь не стоит на месте – в Украине акцизом облагаются автомобили и автомобильное горючее, например. Акциз – это такой налог, который платим мы все – обычные граждане-налогоплательщики. Предприятия их тоже платят, конечно. Но в основном, нагрузка – на нас. Ну и что с того, что собирают акциз и перечисляют его в казну те, кто выпускает или продает подакцизные товары – в конечном итоге платим все равно мы.

Начнем с повышения акцизов на бензин – на 13%. Например, на бензин он вырастет с 200 до 228 евро за тонну. И правильно – если нефть дешевеет, потребитель этого почувствовать не должен, не стоит ему отвыкать от бензина дороже 20 гривен за литр.

Такой рост акцизов привел бы к росту цен примерно на 60 копеек на литр бензина. Но, надеюсь, не приведет, если цены на нефть не взлетят, а гривна останется стабильной. Причина – отмена импортного сбора (5% с нефтепродуктов, см выше). Эта отмена должна компенсировать рост цен из-за акциза. Но есть и третий фактор: с 1 января вводится в Украине электронная система контроля за движением подакцизных нефтепродуктов и их реализацией – подобно системе электронного администрирования НДС.

Очевидно, что введение системы повысит издержки нефтетрейдеров на уплату налогов, так что цены могут даже подрасти.

В общем по бензину/дизелю счет 1:2 не в пользу покупателя.

Фото: vladnews.ru

Также подняты акцизы на алкоголь – на крепкий (+50%, до 105 грн/л спирта), пиво (+100%, до 2,48 грн/л), слабоалкоголка (+300%, до 211,59 грн/л спирта). Не обошли вниманием вина крепленые, игристые и вермуты. И еще на табачные изделия – на 40%. В общем, выпить и закурить станет сильно дороже. Например то же пиво подорожает примерно на 1,5 гривны за поллитровую бутылку – что ударит, конечно, по потребителям массовых сортов пива. Водка, ром, виски, джин? Думаю, что дорогие сорта крепкого практически не ощутят повышения акцизов – так, на пару процентов подорожают. А вот популярные марки водки подорожают примерно на 12-15 грн за бутылку 0,5 литра. Вкупе с подорожанием пива это даст однозначный эффект – рост потребления "самоделок" и падение выручки у производителей пива и крепкого алкоголя. Вместе с выручкой упадут сборы НДС и акциза с розницы (5% реализации). Что приведет Минфин к поискам "компенсаторов", так что в апреле будут предприняты попытки поднять налоги на что-то еще.

Налог на крышу

Лимит на величину устанавливаемого местными советами налога на жилую недвижимость поднят в полтора раза – с 2% до 3% минимальной зарплаты (до 41 грн на 2016 год) за 1 кв м в год с той площади, что превышает так называемую льготную (60 кв м для квартир, 120 кв м для домов, 180 кв м – если у владельца есть и то, и другое). Здесь и далее речь идет об общей площади объекта. Все эти льготные площади и сама уплата налогов имеют отношение к собственнику объектов жилой недвижимости или их частей.

При этом у местных советов отняли право увеличивать базовый размер льготы – вот тот самый необлагаемый налогом метраж. Но местным советам оставили право устанавливать ставки налога на жилье в меньших, чем лимит, размерах. И вот тут есть одно важное обстоятельство: на 2015 год многие местные советы (в том числе КиевРада) установили нулевые ставки налога. Что позволило владельцам дорогих квартир и домов в том же Киеве не платить налог на недвижимость вообще.

Хотя право снижать или вообще обнулять ставки налога за местными советами оставлено, пользоваться они им будут с большой опаской. Минфин передал на содержание местным бюджетам много того из социальной сферы, что раньше оплачивалось из госбюджета. Естественно, что-то будет из центра оплачиваться путем субсидий (трансфертов) из центрального бюджета. Так вот исполнение своих обязательств по таким трансфертам Минфин наверняка поставит в зависимость от того, насколько тот или иной местный совет будет активен в получении доходов от налога на жилую недвижимость.

Фото: tov-tob.livejournal.com

Что-то вроде такого: "Ребята, у вас налог на недвижимость нулевой - значит, денег в вашем местном бюджете навалом, трансферты из центра вам не нужны".

Начисление налога на недвижимость по итогам 2016 года состоится реально в начале 2017-го, так что время на выяснение отношений и на обнаружение налогооблагаемой недвижимости пока есть. Хотя вот со вторым есть проблемы. Дело в том, что пока отсутствует глобальная общегосударственная база по объектам жилой недвижимости и ее хозяевам. И, например, если владелец как налогоплательщик, зарегистрирован во Львове, а владеет квартирой в Киеве, Днепропетровске и Одессе, у налоговых органов возникнет непростая задача свести все данные воедино и выслать соответствующее уведомление об оплате.

Ситуация для фискальной службы осложняется еще и тем, что оцифрована только часть данных о собственниках недвижимости – особенно плохи дела по тем объектам, чьи собственники не менялись раньше 2003 года. Так что придется проводить что-то вроде общеукраинской инвентаризации жилой недвижимости, если государство всерьез решило добыть деньги для местных бюджетов от налога на нее.

Ну и вишенка на торт – дополнительная плата 25 тыс. грн с владельцев квартир от 300 кв м и домов от 500 кв м. Это – вне зависимости от размера начисленного налога и доли собственности в таком объекте.

Ездить – скромно

Для владельцев авто стоимостью свыше 1,033 млн грн (750 минимальных зарплат на начало отчетного года, так что сумма будет индексироваться) и возрастом до 5 лет отдельный подарок – 25 тыс грн налога на каждый такой автомобиль. Как будут определят стоимость? А таблица, которую должен публиковать Министерство экономразвития и торговли на своем сайте. Осталось выяснить, кто и как рассчитает эту таблицу – в зависимости от "марки, моделі, року випуску, типу двигуна, об’єму циліндрів двигуна, типу коробки переключення передач, пробігу легкового автомобіля".

Фото: Макс Левин

Особой пикантности истории придает тот факт, что тип коробки передач в техпаспортах отсутствует, а пробег может "варьироваться" умельцами в очень широких пределах.

Кто попадет под такой налог? Ну, владельцы свеженьких "Бентли", "Рэйнджей" и "Брабусов" - однозначно. А кто еще? Владельцы седанов и внедорожников бизнес-класса от известных европейских и японских производителей - запросто. То есть верхний слой украинского среднего класса. Спасти их может только то, что они последние пять лет не имели возможность активно обновлять свой автопарк.

Александр КрамаренкоАлександр Крамаренко, главред журнала "Деньги"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram