1. Ларс фон Триер
Мало кто поспорит с тем, что событием №1 в еще не начавшихся Каннах является возвращение Ларса фон Триера. В 2011 году датский режиссер неудачно пошутил про Гитлера на пресс-конференции после премьеры “Меланхолии”, вогнав в краску Кирстен Данст и получив статус “нон-грата” на Круазетт.
После этого фон Триер отказывался принимать участие с пресс-конференциях и очень редко дает интервью. Что не мешало прессе гадать, с каким фильмом режиссер вернется в Канны: “Нимфоманку” показали в Берлине и Венеции, а вот “Дом, который построил Джек” везут снова в Канны и покажут вне конкурса.
Синопсис примерно гласит: “США в 1970-е. Мы наблюдаем за очень умным Джеком на протяжении 12 лет и узнаем об убийствах, которые определили Джека как серийного убийцу. Мы видим историю с точки зрения Джека, а он представляет каждое убийство как произведение искусства. Полиция наступает ему на пятки, поэтому он рискует все сильнее в своих попытках создать шедевр”.
В своих анонсах нового фильма фон Триер обещает кучу отсылок к классике кино и Дональду Трампу, а критики ждут упакованную в вызывающую обложку сентиментальную изнанку, но главное – сенсации, которую можно будет долго обсуждать.
В итоге: Так и случилось. Премьера "Дома, который построил Джек" стала одним из самых громких событий фестиваля. После премьеры Твиттер полнился сводками о том, сколько человек ушло с показа - называли цифру в 100 человек, что для зала Люмьер, вмещающего 2300 человек, вообще-то не очень много.
Главное ожидание оправдалось - под внешней жестью, сценами жестокости и пыток новый фильм Триера скрывает очень личное сообщение о том, как режиссер проваливается в ад.
В украинский прокат "Дом, который построил Джек" выйдет ближе к концу года.
2. Джафар Панахи
В основном конкурсе на главное событие, по нашему мнению, претендует премьера нового фильма иранского режиссера Джафара Панахи – первая в каннском конкурсе, между прочим.
У Панахи уже есть “Золотой медведь” за фильм “Такси” и “Золотой лев” за “Круг”, а в 2011 флешку с “Это не фильм” пересылали из Ирана в Канны внутри пирога (фильм показывали вне конкурса). Теперь, вполне возможно, пришел черед получать в Каннах награды. Судя по описанию сюжета фильма "Три лица", нас снова ждет стык документалистики и игрового кино, который многие считают трендовым в современном кинематографе.
Синопсис: “Известная актриса Беназ Джафари взволнована видео, которое выложила молодая девушка, живущая в провинции, – ее семья не разрешает продолжать обучение в драматической школе в Тегеране. Беназ бросает свои съемки и обращается к режиссеру Джафару Панахи с просьбой помочь с проблемами девушки. Они едут на автомобиле на Северо-Восток страны, общаются с местными жителями и выясняют, что защита старых традиций в этих краях так же сильна, как и местное гостеприимство”.
Несмотря на то, что Тьерри Фремо на пресс-конференции заявил, что Франция пригласила режиссера на фестиваль, он может на него не попасть: Иран попросту может его не выпустить – режиссер не может выезжать из страны.
В итоге: "Три лица" Джафара Панахи получил таки приз - но не главную "ветку", а за сценарий, который жюри разделило с "Счастлив, как Лаззаро" Аличе Рорвахер. Создалось впечатление, что жюри чувствовало себя обязанным дать режиссеру, невыездному из Ирана, хоть какую-то награду. "Три лица" - избыточное кино про сложности бытия актрисой в Иране и было сдержанно принято критиками.
3. Польское кино
Поклонники польского кино ждут две премьеры в Каннах: “Холодную войну” Павла Павликовского (основной конкурс) и “Фугу” Агнешки Смочинськой (Неделя критики).
Павликовский стал известен широкой публике благодаря “Иде”, которая не получила наград на больших фестивалях, но стала лучшим фильмом 2014 года по версии Европейской киноакадемии и получила “Оскар” как лучший иностранный фильм.
Следующий после “Иды” фильм – тоже черно-белый, снятый Лукашем Залом (который сначала был вторым оператором на “Иде”, но после того, как Ричард Ленчевский слег с болезнью, стал первым). “Холодная война”, согласно синопсису, – “история любви между двумя людьми с разными бэкграундами и темпераментами. Они фатально друг другу не подходят, но при этом им суждено быть вместе. Поставленный на фоне Холодной войны в Польше, Берлине, Югославии и Париже 1950-х, фильм показывает невозможную любовь в невозможное время”.
Смочинська пару лет назад наделала немало шума со своим дебютом “Дочери Дансинга” – мюзиклом про русалок-вамприш (на самом деле, это сказка про любовь). Ее новый фильм называется “Фуга”, и его главная героиня Алисия сбежала из дома и на протяжении двух лет пыталась построить новую жизнь, забыв о прошлом. “Но когда ее семья ее находит, Алисия, окруженная незнакомцами, вынуждена вписаться в роли матери, дочери и жены”, – пишут в синопсисе.
В итоге: Павел Павликовски не остался без приза - он получил приз за режиссуру за свой фильм "Холодная война", о котором мы подробнее писали в нашем обзоре. Квазисоветское кино (в какой-то момент там так и начинает сквозить пренебрежение к интеллигентам, которое, впрочем, быстро улетучивается, потому что кино-то про любовь, а не про классовую борьбу) с кучей реверансов в сторону Антониони (героиня похожа на Монику Витти, а несколько сцен происходят в баре под названием "Затмение"). Учитывая, что "Рыло" Малгожаты Шумовской взяло приз в Берлине, польскому оскаровскому комитету в этом году придется непросто.
Тем временем, "Фуга" Агнешки Смочиньской оказалась совсем не похожей на "Дочерей Дансинга", инфернальный мюзикл-сказку. В этот раз Смочинська рассказывает реалистичную, хоть сначала и кренящую в мистику, семейную драму о том, что все отношения нужно заканчивать вовремя, пока они не привели к трагическим последствиям.
4. Украина в Каннах
Те, кто следит за украинской киноиндустрией, тоже ждет двух премьер: “Донбасса” Сергея Лозницы (Особый взгляд) и “Женщины на войне” Бенедикта Эрлингссона (Неделя критики).
Лозница возвращается в Канны спустя год после премьеры “Кроткой” в основном конкурсе. Теперь его фильм сдвинули во второй по важности конкурс, но зато поставили на открытие “Особого взгляда” (учитывая то, что этот фильм исследует такую непростую территорию, как Донбасс, да еще и во время войны, возможно, открывать им программу – не самое лучшее решение). Зная критичность взгляда режиссера, очень интересно будет увидеть реакцию на фильм в Украине, но сначала все-таки нужно посмотреть “Донбасс” – чьи съемки завершились совсем недавно. Между двумя игровыми фильмами Лозница успел сделать документальный “День победы” (и показать его в Берлине), поэтому кажется, режиссер работает по каким-то магическим формулам – вдвойне интересно увидеть применение этих формул к украинским реалиям, столь сложно рефлексируемым.
“Женщина на войне”, по-честному, не является украинским фильмом (вопреки разосланным гордыми продюсерами пресс-релизам): снят исландским режиссером, с исландской командой в Исландии. Справедливости ради, отметим, что в фильме даже актриса украинская есть – Елена Лавренюк, известная по роли в “Дзидзьо. Контрабас”. Да и украинское государство вложило деньги своих налогоплательщиков в фильм Эрлингссона, поэтому не будем лишний раз скромничать. Как бы то ни было, в фильме есть, что называется на языке нетфликса, strong female lead: главная героиня борется с местной алюминиевой индустрией, чтобы защитить свои родные места от разрушения.
В итоге: если сравнивать Каннский кинофестиваль с Олимпиадой, то Украина в этом году выступила очень удачно. Не без поддержки других кинематографий, но нынче без поддержки только Голливуд может спокойно выживать. "Донбасс" Сергея Лозницы получил хорошие отзывы критиков, а жюри под руководством Бенисио дель Торо дало фильму приз за режиссуру.
"Женщина на войне", о которой мы тоже подробно писали, тоже не осталась без призов - в "Неделе критики" фильм отметили за музыкальное оформление, а оно там действительно очень любопытное. Закадровая музыка звучит внутри кадра и исполняется то исландским трио, то украинскими вокалистками, поющими, как может услышать только украинское ухо, тематические песни, оттеняющие ход сюжета.
5. Американское кино
Британцы сокрушались, что ни один фильм из Соединенного королевства не попал в Канны в этом году. Американских фильмов тоже будет немного (что уже подвигло тамошнюю прессу задуматься: а, может, нам надо свои, североамериканские Канны, сделать?), но они очень ожидаемы.
Во-первых, в Канны возвращается Спайк Ли с фильмом “Черный куклуксклановец”, основанном на реальной истории. По сюжету, Рон Столлворт (Джон Дэвид Вашингтон), афроамериканец-полицейский из Колорадо, успешно внедряется в местную ячейку Ку-клукс-клана и даже почти становится ее лидером. Одну из ролей в фильме играет Адам Драйвер, и это, может быть, не единственное его появление в этом году на Круазетт, кстати.
Во-вторых, свой второй фильм покажет Джон Роберт Митчелл – после хоррора “Оно” (It Follows), участвовавшего в “Неделе критики” в 2014-м, он сразу попал в основной конкурс. Трейлер “Под Сильвер-лейк” напоминает “Врожденный порок”, лос-анджелесские нео-нуары и фильмы Дэвида Линча с фирменной паранойей. Герой Эндрю Гарфилда знакомится с девушкой (Райли Кио), та таинственно исчезает, и он начинает ее поиски, попутно сходя с ума.
Ну и, в-третьих, “Неделю критики” откроет режиссерский дебют актера Пола Дано (“Нефть”, “Человек-швейцарский нож”) "Дикая жизнь", где сыграли Кэрри Маллиган и Джейк Джиленхолл. 1960-е, 14-летний Джо наблюдает за болезненным распадом брака своих родителей.
В итоге: когда мы писали этот текст с прогнозами и ожиданиями, забыли упомянуть о еще одной американской картине - "Не оставляй следов" Дебры Граник, которая принимала участие в "Двухнедельнике режиссеров". Она получила хорошие отзывы критиков, но не призы: в этой секции победил "Экстаз" Гаспара Ноэ.
Зато Спайк Ли в основном конкурсе получил гран-при - второй по важности приз Каннского кинофестиваля. Глава жюри Кейт Бланшетт призналась, что хотела отдать "Черному ку-клукс-клановцу" "Золотую пальмовую ветвь", но другие члены жюри имели своих фаворитов. Как бы то ни было, фильм Ли действительно такой яростный, каким мы его ожидали увидеть, но не на драматургическом уровне. Вся ярость лежит на поверхности: шутки с аллюзиями на Трампа, финал под видео из правого марша в Шарлоттсвиля делают серьезную критику этого фильма практически невозможной. "Это важный фильм" - главное определение для "Blackkklansman", но, к сожалению, на уровне персонажей и сюжета это не раскрывается.
"Под Сильвер-лейк" Джона Роберта Митчелла, как мы уже писали, оказался не таким задорным, как предыдущий "It Follows" - громоздкий неонуар с элементами конспирологии и паранойи жюри тоже не оценило.
Пол Дано со своим режиссерским дебютом тоже не был ярким событием, хоть и открывал "Неделю критики". Его драма о разваливающейся семье показана с точки зрения ребенка, который наблюдает за распадом собственной семьи. Первая половина фильма (как это часто было в нынешних Каннах) - идеальный американский фильм: где-то на фоне полыхают пожары, которые нам не показывают, а в центре истории - конфликт, который хуже пожара выжигает все живое. Вторая половина начинает буксовать, но главное в "Дикой жизни" все равно - актерские работы Джейка Джиленхолла и Кэри Маллиган (в выдающейся роли, к слову).
6. Итальянские путешествия во времени
Наш личный фаворит – новый фильм Аличии Рорвахер “Счастлив, как Лаззаро”. Ее предыдущий фильм, “Чудеса”, получил специальный гран-при в 2014 году – жюри во главе с Джейн Кэмпион явно не могло оставить такую картину без приза. Хочется верить, что и эта работа будет не менее волшебной по своему воздействию.
Согласно синопсису, это фильм “о встрече молодого крестьянина Лаззаро и Танкреди, человека благородного происхождения, чье воображение является его проклятьем. Жизнью в деревне управляет ужасная табачная королева, и Танкреди просит Лаззаро организовать его похищение”. Приключения приводят к крепкой дружбе и путешествиям во времени.
В итоге: самый магический фильм фестиваля, которому прочили "Золотую пальмовую ветвь". Сюжетный поворот с имитацией похищения оказывается не таким важным, как его представляет синопсис, но все же запускает нужные механизмы: из-за исчезновения сына маркизы де Луны в Инвиолату, где живут герои фильма, вызывают полицию, которые и проясняет: история происходит не в безвременье, рабства давно уже нет и вообще нужно что-то менять. Щелчок пальцами - и все меняется, но не для Лаззаро, который как был святым, так им и остается, несмотря на финал, несмотря на пессимизм и утрату миром невинности.
7. Зарождение наркомафии в Колумбии
Завсегдатаи Одесского кинофестиваля помнят странный фильм, показанный в основном конкурсе пару лет назад: длинное, обладающее гипнотическим действием латиноамериканское кино о том, как джунглях растворился немецкий этнограф, которого играл Ян Бейвут. Тот фильм назывался “Объятья змеи”, а новый фильм этого колумбийского режиссера, Чиро Гуэрры, снятый совместно с продюсером Кристиной Галлегой, откроет “Двухнедельник режиссеров” в Каннах в этом году.
“Перелетные птицы” расскажут о том, с чего начался колумбийский наркобизнес в 1970-х и как он повлиял на жизни коренных жителей.
В итоге: "Перелетные птицы" понравились многим критикам, но нам он показался слишком уж изнурительным. За основу взяты сюжетные лекала гангстерской драмы о зарождении криминального синдиката, но они настолько перенасыщены повторениями и деталями, что сам сюжет рассмотреть в нем оказалось очень сложно.
8. Николас Кейдж и странное канадское кино
Еще один фильм из “Двухнедельника режиссеров” – “Мэнди” канадского режиссера итальянского происхождения Паноса Косматоса. Главные роли сыграли Николас Кейдж и Андреа Райсборо.
Судя по описанию, “Мэнди” – это как если бы “Безумного Макса” перенесли в горы Калифорнии в 1983 году. “Жизнь Реда Миллера, влюбленного в Мэнди Блум, рушится, когда жестокая банда сектантов и фантастических существ врывается в его идиллическое существование. Сломленный, Ред теперь живет одной целью – выследить злодеев и отомстить”.
Постер, чтобы было понятнее, выглядит вот так:
В итоге: оказалось, что "Мэнди" - это действительно канадский "Безумный Макс", дополнительная доза ЛСД и кокаина, если вдруг кому не хватило оных в "Экстазе" Гаспара Ноэ, который показывали в той же секции. Самое прекрасное в этом фильме - что он затеян не просто для того, чтобы поставить битву на бензопилах, или стремных улыбок Николаса Кейджа (хотя и они - достаточно самоценны), а для того, чтобы завершить историю теологическим (без шуток) спором о том, кто круче - дохристианские яростные боги, или квазихристианские божества.
9. Кубрик и Нолан
Отдельной строкой поставим показ “Космической Одиссеи” Стэнли Кубрика. В Каннах чествуют 50-летие культового фильма и покажут его неотреставрированную копию на 70-мм пленке. “Одиссею” представит Кристофер Нолан, большой фанат картины (что заметно по его “Интерстеллару”), который в Каннах будет впервые и заодно даст мастер-класс.
Копию “Космической Одиссеи”, между тем, напечатали с оригинального негатива: Нолан принимал участие в процессе создания копии на Warner Bros. Pictures.
10. Судьба vs. Терри Гиллиам
Одна из главных интриг Канн в этом году – удастся ли закрыть фестиваль, как и анонсировалось, новым фильмом Терри Гиллиама – многострадальным “Человеком, который убил Дон Кихота”.
Как известно, фильм создавался 20 лет, но даже после завершения съемок, создания постера, трейлеров и объявления даты мировой премьеры, его приключения не закончились. Сейчас идет судебное разбирательство между Гиллиамом и продюсером картины Пауло Бранко. Последний судится за права на фильм, считая, что часть принадлежит ему. Режиссер же в этих правах ему отказывает, заявляя, что Бранко никогда не вкладывал деньги в производство “Человека, убившего Дон Кихота”. Канны выступают на стороне Гиллиама, но решение суда будет только в среду, поэтому вопрос о том, каким будет фильм закрытия, остается открытым.
Последние новости: Терри Гиллиама госпитализировали после приступа, поэтому если его фильм и покажут в Каннах, сам он, скорее всего, приехать не сможет.
В итоге: В начале фестиваля радостно объявили: суд вынес вердикт и фильм, за который Терри Гиллиам судился с бывшим продюсером, можно показывать в кино. Чтобы не тянуть кота за хвост, 19 мая "Человека, убившего Дон Кихота", сразу выпустили во французский прокат. К сожалению, LB.ua фильм посмотреть не удалось, но, судя по рецензиям, Гиллиама рано хоронить (Канны стартовали с новостью о том, что у режиссера случился приступ - потом это сообщение опровергли). Ждем в украинском прокате - пока никаких точных дат и данных нет, но почему и не подождать?
Итоги
Как это всегда бывает с Каннами, оказалось, что образ фестиваля до его начала и его образ после церемонии закрытия - диаметрально противоположны. Да, многие фильмы не станут новой классикой (в том числе, и захваленный сверх меры Спайк Ли). Да, лучшему фильму фестиваля - "Пылающему" Ли Чан Дона - ничего не дали, кроме приза ФИПРЕССИ. Да, было много разговоров о политкорректности (в основном, в такой же тональности, как антипрививочники говорят о прививках) и мало конструктива о том, как ее правильно использовать.
Но у фестиваля, принявшего решение отказаться от исключительно известных лиц, от Нетфликса и громких голливудских премьер (кроме диснеевского "Соло"), есть свое собственное лицо, и на нем отражены исключительно поиски авторов в кинематографе. Ларс фон Триер прощупывает границы морально возможного, Гаспар Ноэ экранизирует бэд-трип, Митчелл и Ли Чан Дон экспериментируют с неонуарами, Годар топчется по рамкам того, что есть кино, а что кино не является, Аличе Рорвахер испытывает мир на святость и так далее. Все эти попытки - успешные и не очень - зафиксированы в Каннах, и, кажется, вокруг кино, на фоне всех дискуссий, сомнений и скандалов, все же есть появляется свежий воздух. В конце концов, именно для этого фестивали и нужны.