Расширение горизонтов: кто поборется за главные награды
В прошлом году директор кинофестиваля Тьерри Фремо и команда отборщиков экспериментировали и показывали кино в разных форматах – на Круазетт презентовали сериалы “Твин Пикс” и “Вершину озера”, а в ангаре вдали от центра города – VR-инсталляцию Алехандро Гонсалеса Иньярриту “Плоть и песок”, за которую он получил почетный “Оскар”.
В этом году Канны радуют пуристов, ратующих за показы кино на большом экране: у фестиваля не складываются отношения с Netflix, которые оказались показывать свои фильмы в Каннах (об этом подробнее – ниже), но зато один фильм от Amazon они таки покажут: это “Холодная война” Павла Павликовского, история любви между двумя абсолютно разными людьми на фоне событий 50-х годов в Польше, Берлине, Париже и Югославии.
Из 18 объявленных конкурсных фильмов только три сняты женщинами. “В каннском отборе никогда не будет позитивной дискриминации”, – заявил Тьерри Фремо на пресс-конференции, отвечая на вопрос о том, почему в программе так мало фильмов женщин-режиссеров. Это фильмы “Девушки солнца” Евы Хуссон (Франция), “Lazzaro Felice” Аличии Рорвахер (Италия) и “Капернаум” Надин Лабаки (Ливан).
Фильм Евы Хуссон – ко-продукция Франции, Бельгии, Швейцарии и Грузии – о главе женского батальона в Курдистане (Голшифте Фарахани), которую берут в плен и о которой делает репортаж французская журналистка (Эммануэль Берко, известная по роли в “Моем короле”). “Lazzaro Felice” рассказывает о мужчине, который путешествует во времени (при этом это не научная фантастика), а главные роли играют сестра Аличии Альба (которая недавно сияла в “Дочь моя” Лауры Биспури на Берлинале) и Сержи Лопес. Предыдущий фильм Аличии Рорвахер, “Чудеса”, получил гран-при в Каннах-2014.
В центре сюжета фильма “Капернаум” – ребенок, который бунтует против условий, в которых живет, и даже подает в суд. Предыдущая картина Лабаки – “Куда мы теперь пойдем” – участвовала в “Особом взгляде” и получила специальное упоминание от Экуменического жюри.
В отличие от прошлогоднего, в нынешний конкурс пробрался один дебют: роуд-муви “Йомеддин” египетского режиссера Эй. Б. Шоуки.
За “Золотую пальмовую ветвь” поборются два режиссера, находящиеся под домашним арестом в собственных странах: иранец Джафар Панахи, обладатель “Золотого медведя”, с фильмом “Три лица”; и россиянин Кирилл Серебренников с черно-белым фильмом “Лето” про молодого Виктора Цоя и андеграунд 80-х (тематическая рифма с “Довлатовым”, который был показан в Берлине, напрашивается сама собой). На пресс-конференции Фремо сказал, что, само собой, пригласит режиссеров в Канны представить свои фильмы и надеется их увидеть на фестивале.
Сюрпризом для многих стал отбор нового фильма Спайка Ли в конкурсную программу: ходили слухи, что режиссер прибережет свою картину для более поздних фестивалей, которые дают старт “оскаровской кампании”, – Торонто и Теллурайд. Но нет: стало известно, что в прокат в США “BlackkKlansman” выйдет в августе, так что Канны – подходящая площадка для начала рекламной кампании (если фильмам Спайка Ли вообще такие кампании нужны). “BlackkKlansman” расскажет о полицейском-афроамериканце в Колорадо, которому удалось внедриться в местную ячейку “Ку-Клукс-Клана”.
В основном конкурсе – четыре фильма от французских режиссеров. Кроме Евы Хуссон, за основной приз поборются новые фильмы Кристофа Оноре, Стефана Бризе и Жана-Люка Годара. Фильм последнего, “Книга образов”, Фремо назвал “видеоэссе”, что не помешало, впрочем, отобрать его в конкурс.
Италию, кроме Рорвахер, представит Маттео Гарроне с фильмом “Dogman”, драмой о мести, снятой в пригороде Рима. В 2012-м его “Сказка сказок” также участвовала в конкурсе Канн. Компанию ему могли бы составить Паоло Соррентино, чей фильм про Сильвио Берлускони выйдет уже в этом году, и Лука Гуаданино, который, по слухам, уже закончил свою версию “Суспирии” с Тильдой Суинтон. Но их участие пока что не подтверждено и не опровергнуто. Между тем, первая часть Соррентиновсого “Loro” (фильм идет 4 часа и разделен на две части) выходит в Италии уже в конце апреля.
Кроме того, в конкурсе – давно ожидаемые киноманами фильмы азиатских режиссеров: “Горящий” Ли Чан Донга – экранизация рассказа Харуки Мураками “Сжечь сарай”, “Пепельный – самый чистый белый” Цзя Чжанкэ (обладателя приза за лучший сценарий в Каннах-2013), “Магазинный вор” Корээда Хирокадзу и “Асако I и II” Рюсуки Хамагучи. У Хамагучи это дебют в Каннах, вызванный, видимо, фестивальным успехом его предыдущего фильма “Happy Hour”, получившего приз в Локарно.
Единственный американский фильм в конкурсе пока что – “Под Сильвер-лэйк” Дэвида Роберта Митчелла, чей хоррор “It Follows” наделал немало шума в 2014-м (и, кстати, принимал участие в той же “Неделе критики” в Каннах, где победил Мирослав Слабошпицкий с “Племенем”). Его новый фильм – нео-нуар, где парень (Эндрю Гарфилд) ищет загадочно исчезнувшую девушку (Райли Кио).
Кроме того, фильм открытия – мелодрама “Все знают” Асхара Фархади с Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом – тоже участвует в основном конкурсе.
В “Особом взгляде”, второй по важности конкурсной программе Канн, которая бывает то сильнее основной, то слабее, аж шесть дебютных работ. Из известных режиссеров – Валерия Голино с новым фильмом “Эйфория”. Участников этого конкурса еще будут объявлять.
Вне конкурса, кроме фильма про Хана Соло, – комедия “Большая ванна” Жиля Лелуша, главные роли в котором играют Матье Амальрик и Бенуа Пульворд. В программе специальных показов, среди прочих, – документальный фильм Вима Вендерса про Папу Римского Франциска “Человек слова”, картина “10 лет в Таиланде”, которую призер Канн Апичатпонг Вирасетакун снял с тремя коллегами (Адитья Ассарат, Висит Сасанатьенг, Чулайярнон Срипхол) и восьмичасовой документальный фильм “Мертвые души” китайского режиссера Ванг Бинга. В секции “Полуночные показы” дадут “Арктику” Джо Пенна с Мадсом Миккельсеном в главной роли.
Канны vs Netflix
Одной из основных тем для обсуждений в кинопрессе последних недель стало противостояние Каннского кинофестиваля и компании Netflix.
В 2017 году Тьерри Фремо объявил, что в конкурсных программах Канн будут участвовать только те фильмы, которые вспоследствии выйдут в французский кинопрокат. У Нетфликса же другая политика – они за редким исключением (например, если этого требует регламент Американской Киноакадемии) не выпускают свои фильмы на широкие экраны, а сразу дают на свою платформу, открывая доступ одновременно для всех подписчиков. Согласно французским законам, фильм может попасть на VOD-платформу не раньше, чем через 36 месяцев после проката во Франции. Что Нетфликс, который стал большим и серьезным игроком в индустрии, категорически не устраивает.
В интервью журналу Le Film Francais Фремо рассказал, что фильмы, созданные или купленные VOD-платформами и не имеющие планов выйти на широкие экраны во Франции, будут показаны вне конкурса. В ответ на это Нетфликс заявил, что вообще отзовет все свои проекты с нынешних Канн. Посмотрев на планы компании на 2018 год, понимаешь, что речь идет точно не о глупых фильмах с Адамом Сэндлером, а о серьезных картинах, которым вполне пошла бы премьера на Каннском кинофестивале.
Например, о новом фильме Альфонсо Куарона “Рим”, снятом в Мексике на 70-мм пленку, или о фильме Пола Гринграсса про Андерса Брейвика "Норвегия". Но самое главное, без чего могут остаться Канны, – так это без фильма Орсона Уэллса “Обратная сторона ветра”, на завершение и реставрацию которого Netflix как раз и дал деньги. Фильм начали снимать в 1969 году, в главных ролях были задействованы Джон Хьюстон и Деннис Хоппер. В 1976 производство остановилось и пленки с материалами долгое время были заложниками судебных тяжб между Уэллсом и его спонсорами. Режиссер так и не успел доделать фильм, и умер в 1985 году.
Противостояние Канн и Нетфликса в своем роде уникальное: с одной стороны, Amazon выпускает свои фильмы в прокат и попадает на фестивали (как, например, фильм Линн Рэмси “Тебя никогда здесь не было”, который получил два приза в Каннах-2017, и, как мы уже знаем, новый фильм Павла Павликовского), с другой – никто, кроме Канн и Берлина, таких строгих правил пока не внедрил. Венецианский кинофестиваль, давно пытающийся отвоевать свои позиции сильного игрока в мире кино, может подхватить заданную Каннами тему, а может и сыграть на ней, взяв к себе нетфликсовские фильмы. Но главный конкурент Канн в борьбе за звание самого важного для индустрии фестиваля – киносмотр в Торонто, который никак не артикулировал ограничения по поводу наличия прокатчиков у фильмов, которые подаются в конкурсные программы.
Однозначных ответов “кто прав, а кто виноват” тут нет, но за дискуссией наблюдать интересно: большая иерархическая, эксклюзивная структура с 70-летней историей, пулом взрощенных режиссеров и кинематографий против наглой выскочки, которая выросла из платформы, продававшей DVD и предоставлявшей сервис VOD, в мультимиллиардную компанию, которая только в 2018 году потратит 8 млрд долларов на создание оригинальных фильмов и сериалов.
С другой стороны, Нетфликс не является ангельской компанией и спасителем авторского кино, каковым себя считает (глава компании Тед Сарандос считает, что фильмы “Окча” и “Истории семьи Мейеровитц” были главными событиями в мировом кино 2017-го, что является преувеличением). Последняя громкая новость – о намерении купить за 300 млн долларов компанию, которая дает в аренду биллборды и баннеры в Лос-Анджелесе, – вызвала шум в голливудской прессе. Если сделка состоится, Нетфликс оккупирует большую часть рекламных площадей в ЛА.
Автор колонки в профильном издании Little White Lies Джорджина Гутри пишет, что поведенческой моделью Нетфликса нынче является ставить режиссеров перед выбором: получение финансирования или художественная свобода? При этом компания поддерживает не только состоявшихся творцов, но и новые голоса – на этапе создания фильмов, а большие дистрибьюторы часто берут в работу фильмы, которые уже кем-то профинансированы.
Впрочем, не факт, что конфликт не разрешится: на пресс-конференции 12 апреля Тьерри Фремо заявил: “Мы ждем Нетфликс в Каннах”, рассказав, что фестиваль предложил компании один слот вне конкурса (для фильма Орсона Уэллса) и один – в конкурсе, при условии, что фильм выйдет в прокат во Франции, естественно.
В основном конкурсе еще осталось несколько мест – обычно за “Золотую пальмовую ветвь” борются около 20 фильмов, а кто их заполнит – мы узнаем чуть позже (Фремо, например, намекнул на возвращение Ларса фон Триера с фильмом “Дом, который построил Джек”). Во главе двух основных жюри в этом году – актеры Кейт Бланшетт (основной конкурс) и Бенисио дель Торо (“Особый взгляд”). Остальных членов жюри объявят до начала фестиваля.
Кроме того, 16 и 17 числа объявят участников параллельных конкурсов “Неделя критики” и “Двухнедельник”. Последний празднует 50-летие, в честь чего устраивает ретроспективу самых своих заметных фильмов. Отметим, что в “Двухнедельнике” в 1997 году участвовал украинский режиссер Вячеслав Криштофович с фильмом “Приятель покойника”.
Канны-2018 стартуют 8-го и завершатся 19-го мая.