Представить фильм на мировой премьере в 11:30 утра в кинотеатре Мирамар приехали участники съемочной группы. На сцену вышли режиссер, актриса и музыканты – исландское трио и хоровое трио из Украины в народных костюмах (созданных, впрочем, специально для фильма). Музыка в “Женщине на войне”, к слову, играет большую роль: закадровую музыку, обычно используемую для того, чтобы задать настроение или обратить внимание зрителя на определенный момент, здесь исполняют в кадре. Буквально: героиня ищет под паркетом устройства для эко-диверсии, а на фоне сидит бородатый исландский мужчина и играет на пианино; в жизнь Хеллы врывается девочка Ника из Дружковки, вся семья которой погибла во время войны, – и в исландских мхах стоит украинский хор, поющий тематические (!) народные песни. Иногда Хелла разрывает реальность фильма и обращает внимание на “закадровых” музыкантов – так Эрлингссон напоминает нам, что мы всего лишь смотрим кино, и заодно добавляет иронии в фильм, где сочетаются сразу несколько серьезных тем.
Название “Женщина на войне” и тот факт, что Украина фигурирует в качестве одной из стран-участниц, навели некоторых каннских зрителей на мысль, что это и будет кино о войне. В каком-то смысле война тут действительно есть, и это война одного неравнодушного человека против системы, чьи основания он считает несправедливыми и вредительскими для мира. Хелла устраивает серьезные акции, нанося урон производству алюминия в родном регионе Исландии, – через какое-то время ее и с Брейвиком будут сравнивать, и искать по всей стране с помощью ЦРУ и израильских спецслужб.
Когда мысленно возвращаешься к этому фильму после его просмотра, многое кажется поверхностным: странный символический финал; не до конца раскрытая мотивация очень подробно описанных действий (кусок, где Хелла скрывается от полиции после одной из диверсий, очень длинный и неуместно напоминает о “Выжившем” Иньяритту) и развязка в стиле deus ex machina (то есть, “бога из машины” – чуть ли не чудесным образом). Но “Женщина на войне” обладает магическими свойствами скандинавского кино, помогающими оформлять поверхностные сюжеты в очень любопытные картины. Или это глубокомысленные пейзажи способствуют, или какая-то скандинавская искренность, но, во всяком случае, первое впечатление от фильма Эрлингссона – очень воодушевшляющее.
Присутствие 4-летней украинской девочки Ники и пунктирный рассказ о ее судьбе говорит о войне на Донбассе больше, чем все украинские фильмы, снятые на эту тему, вместе взятые. Этой ко-продукцией Украина, возможно, политически заявила о себе ярче, чем “Донбассом” Сергея Лозницы – высказыванием столь же громким, сколько противоречивым. Что подтверждает давно уже и многими высказанную мысль о том, что лучшая культурная дипломатия – это человеческие истории.
Скорее всего, “Женщину на войне” покажут на одном из больших украинских кинофестивалей (это было бы логично), да и в прокат он обязательно выйдет. А когда выйдет, рекомендуем его посмотреть – симбиоз холодной на поверку Исландии и горячей в разных смыслах этого слова Украины оказался очень и очень удачным.