ГлавнаяКультура

​Канны-2018: Исландия, Украина и “Женщина на войне”

Каннский кинофестиваль продолжается: уже показали Годара (он издевается), нового Цзя Чжанкэ (снобы пишут, что такой же, как и был, но нам нравится), “Холодную войну” Павла Павликовского и “Лето” Кирилла Серебренникова. Пока что фаворита нет, да и рано еще.

Главное события сегодняшнего дня: женщины-кинематографисты прошлись маршем по красной дорожке фильма про женский батальон в армии Курдистана “Девушки солнца”. За всю историю кинофестиваля в Каннах только 82 режиссерки прошлись по знаменитой лестнице в фестивальном дворце, тогда как за это же время на красной дорожке побывали 1866 режиссеров-мужчин.

В связи с этим Кейт Бланшетт выступила с речью, а к маршу присоединились ее 81 коллега. Завтра во дворце – еще одно событие о женщинах в кино, но о нем чуть позже.

О конкурсных фильмах также расскажем позднее, а пока хочется сосредоточиться на картине Бенедикта Эрлингссона “Женщина на войне”, снятая в ко-продукции с Францией и Украиной. Драма с элементами комедии (трагикомедией этот фильм язык не поворачивается назвать) об экоактивистке, поставленной перед выбором: активизм и попытки изменить мир или удочеренная сирота из Дружковки и спасение одного человека.

Презентация фильма Женщина на войне в Каннах
Фото: LB.ua
Презентация фильма Женщина на войне в Каннах

Представить фильм на мировой премьере в 11:30 утра в кинотеатре Мирамар приехали участники съемочной группы. На сцену вышли режиссер, актриса и музыканты – исландское трио и хоровое трио из Украины в народных костюмах (созданных, впрочем, специально для фильма). Музыка в “Женщине на войне”, к слову, играет большую роль: закадровую музыку, обычно используемую для того, чтобы задать настроение или обратить внимание зрителя на определенный момент, здесь исполняют в кадре. Буквально: героиня ищет под паркетом устройства для эко-диверсии, а на фоне сидит бородатый исландский мужчина и играет на пианино; в жизнь Хеллы врывается девочка Ника из Дружковки, вся семья которой погибла во время войны, – и в исландских мхах стоит украинский хор, поющий тематические (!) народные песни. Иногда Хелла разрывает реальность фильма и обращает внимание на “закадровых” музыкантов – так Эрлингссон напоминает нам, что мы всего лишь смотрим кино, и заодно добавляет иронии в фильм, где сочетаются сразу несколько серьезных тем.

Название “Женщина на войне” и тот факт, что Украина фигурирует в качестве одной из стран-участниц, навели некоторых каннских зрителей на мысль, что это и будет кино о войне. В каком-то смысле война тут действительно есть, и это война одного неравнодушного человека против системы, чьи основания он считает несправедливыми и вредительскими для мира. Хелла устраивает серьезные акции, нанося урон производству алюминия в родном регионе Исландии, – через какое-то время ее и с Брейвиком будут сравнивать, и искать по всей стране с помощью ЦРУ и израильских спецслужб.

Кадр из фильма Женщина на войне
Фото: semainedelacritique.com
Кадр из фильма Женщина на войне

Когда мысленно возвращаешься к этому фильму после его просмотра, многое кажется поверхностным: странный символический финал; не до конца раскрытая мотивация очень подробно описанных действий (кусок, где Хелла скрывается от полиции после одной из диверсий, очень длинный и неуместно напоминает о “Выжившем” Иньяритту) и развязка в стиле deus ex machina (то есть, “бога из машины” – чуть ли не чудесным образом). Но “Женщина на войне” обладает магическими свойствами скандинавского кино, помогающими оформлять поверхностные сюжеты в очень любопытные картины. Или это глубокомысленные пейзажи способствуют, или какая-то скандинавская искренность, но, во всяком случае, первое впечатление от фильма Эрлингссона – очень воодушевшляющее.

Присутствие 4-летней украинской девочки Ники и пунктирный рассказ о ее судьбе говорит о войне на Донбассе больше, чем все украинские фильмы, снятые на эту тему, вместе взятые. Этой ко-продукцией Украина, возможно, политически заявила о себе ярче, чем “Донбассом” Сергея Лозницы – высказыванием столь же громким, сколько противоречивым. Что подтверждает давно уже и многими высказанную мысль о том, что лучшая культурная дипломатия – это человеческие истории.

Фото: semainedelacritique.com

Скорее всего, “Женщину на войне” покажут на одном из больших украинских кинофестивалей (это было бы логично), да и в прокат он обязательно выйдет. А когда выйдет, рекомендуем его посмотреть – симбиоз холодной на поверку Исландии и горячей в разных смыслах этого слова Украины оказался очень и очень удачным.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram