Сюжет “Первому игроку приготовиться” ложится в фильмографию Спилберга как родной - 18-летний сирота (Тай Шеридан) сбегает из неприятного реального мира в виртуальный, где нет проблем с пищей и страшных трущоб, но есть яркие краски, веселые квесты и бесконечные оммажи поп-культуре 80-х. Демиург игры под названием OASIS Джеймс Холлидей (Марк Рэйланс) - своего рода Вилли Вонка, эксцентричный миллиардер, чье главное назначение в этой жизни - творить миры. Со всеми вытекающими, конечно же, последствиями: друзей Холлидей растерял по дороге к “Оазису”, с любимой девушкой завязать отношения не получилось, для души остались только песни Блонди и Tears for Fears. В назидание потомкам Холлидей зашил в OASIS квест, победитель которого получит виртуальную вселенную в наследство.
Естественно, главное занятие после просмотра “Первому игроку приготовиться”, который не просто стоит на плечах блокбастеров-предшественников, но знает об этом и вбирает весь их опыт (поэтому "мета-"), - найти и идентифицировать все “пасхальные яйца” в фильме, атрибутировать все песни и порадоваться всем цитатам (от “Приключений Билла и Теда” до фильмов Джона Хьюза, самоцитированием Спилберг решил не заниматься). Отдельный аттракцион, запавший в душу даже тем критикам, кто прохладно отнесся к “Первому игроку”, (и, возможно, Стивену Кингу), - путешествие по отелю из фильма “Сияние”, превращенному в уровень игры.
Впрочем, после тщательного соскребания всех слоев и умиления сценам типа “Железный гигант помогает Персивалю, приехавшему на ДеЛореане” на тарелке остается не так уж и много. Традиционный спилберговский человеколюбивый пафос оформлен красиво, спору нет - это вам не “Трансформеры”, здесь все-таки большой мастер большого жанра работает. Но тем, кто следит просто за сюжетом, будет не очень интересно: однообразие положительных персонажей никак не оттеняется противоречивостью отрицательных (прекрасному Бену Мендельсону в роли злодея Сорренто просто-таки нечего делать); мир, из которого убегают в OASIS, - не слишком детальный (соответственно, плохо понятно, зачем из него вообще бежать), в удобные для сценариста моменты выскакивает “бог из машины” и конфликт решается сам по себе, в неудобные - включается закадровый голос. К тому же, попробуй сравнить “Первому игроку приготовиться”, скажем, с последней частью “Звездных войн”: уровень фанатского внимания соизмерим, а вот уровень рефлексии над содержанием - не очень.
В каком-то смысле, в символической битве Спилберга с Райаном Джонсоном (да даже Джей Джей Абрамсом, плоть от плоти первого) и воплощенных ими парадигм “ностальгия - наше все” и “порви с прошлым, давай делать что-то новое” (почти прямая цитата Кайло Рена) хочется стать на сторону второго. Спилберг - и очень вовремя, учитывая все новости про Трампа, утечку данных, отравления и смерть белого носорога, - предлагает сбежать из мерзкой реальности в что-то посимпатичнее. Джонсон (и вместе с ним другие режиссеры новых блокбастеров - взять тех же третьих “Мстителей”, которые, судя по всему, будут самым мрачным фильмом Marvel) меж культурных кодов отрегулированных студиями вселенных зашивает, насколько это возможно, рефлексию на современный мир.
Другое дело, что слышать вечные истины о дружбе и верности из уст главного творца голливудских аттракционов намного приятнее, чем ковыряться в фрустрациях беспокойных режиссеров нового поколения.
В прокате с 29 марта.