ГлавнаяКультура

​“Первому игроку приготовиться”: Пасхальная корзина большого Голливуда

В преддверии сезона блокбастеров в украинский прокат вышел метаблокбастер - “Первому игроку приготовиться” Стивена Спилберга, поставленный по одноименной книжке гика и фаната того же раннего Спилберга (постмодернистская ирония) Эрнста Клайна. Во времена, когда одни суперстудии поглощают другие, а умные тонкие драмы вытесняются с большого экрана на маленький, в Голливуде бурно обсуждают будущее и настоящее большого американского кино. Кому, как не Спилбергу, отцу-основателю блокбастера как вида, стоило высказаться по теме.

Кадр из фильма Первому игроку приготовиться
Фото: IMDb
Кадр из фильма Первому игроку приготовиться

Сюжет “Первому игроку приготовиться” ложится в фильмографию Спилберга как родной - 18-летний сирота (Тай Шеридан) сбегает из неприятного реального мира в виртуальный, где нет проблем с пищей и страшных трущоб, но есть яркие краски, веселые квесты и бесконечные оммажи поп-культуре 80-х. Демиург игры под названием OASIS Джеймс Холлидей (Марк Рэйланс) - своего рода Вилли Вонка, эксцентричный миллиардер, чье главное назначение в этой жизни - творить миры. Со всеми вытекающими, конечно же, последствиями: друзей Холлидей растерял по дороге к “Оазису”, с любимой девушкой завязать отношения не получилось, для души остались только песни Блонди и Tears for Fears. В назидание потомкам Холлидей зашил в OASIS квест, победитель которого получит виртуальную вселенную в наследство.

Естественно, главное занятие после просмотра “Первому игроку приготовиться”, который не просто стоит на плечах блокбастеров-предшественников, но знает об этом и вбирает весь их опыт (поэтому "мета-"), - найти и идентифицировать все “пасхальные яйца” в фильме, атрибутировать все песни и порадоваться всем цитатам (от “Приключений Билла и Теда” до фильмов Джона Хьюза, самоцитированием Спилберг решил не заниматься). Отдельный аттракцион, запавший в душу даже тем критикам, кто прохладно отнесся к “Первому игроку”, (и, возможно, Стивену Кингу), - путешествие по отелю из фильма “Сияние”, превращенному в уровень игры.

Фото: IMDb

Впрочем, после тщательного соскребания всех слоев и умиления сценам типа “Железный гигант помогает Персивалю, приехавшему на ДеЛореане” на тарелке остается не так уж и много. Традиционный спилберговский человеколюбивый пафос оформлен красиво, спору нет - это вам не “Трансформеры”, здесь все-таки большой мастер большого жанра работает. Но тем, кто следит просто за сюжетом, будет не очень интересно: однообразие положительных персонажей никак не оттеняется противоречивостью отрицательных (прекрасному Бену Мендельсону в роли злодея Сорренто просто-таки нечего делать); мир, из которого убегают в OASIS, - не слишком детальный (соответственно, плохо понятно, зачем из него вообще бежать), в удобные для сценариста моменты выскакивает “бог из машины” и конфликт решается сам по себе, в неудобные - включается закадровый голос. К тому же, попробуй сравнить “Первому игроку приготовиться”, скажем, с последней частью “Звездных войн”: уровень фанатского внимания соизмерим, а вот уровень рефлексии над содержанием - не очень.

В каком-то смысле, в символической битве Спилберга с Райаном Джонсоном (да даже Джей Джей Абрамсом, плоть от плоти первого) и воплощенных ими парадигм “ностальгия - наше все” и “порви с прошлым, давай делать что-то новое” (почти прямая цитата Кайло Рена) хочется стать на сторону второго. Спилберг - и очень вовремя, учитывая все новости про Трампа, утечку данных, отравления и смерть белого носорога, - предлагает сбежать из мерзкой реальности в что-то посимпатичнее. Джонсон (и вместе с ним другие режиссеры новых блокбастеров - взять тех же третьих “Мстителей”, которые, судя по всему, будут самым мрачным фильмом Marvel) меж культурных кодов отрегулированных студиями вселенных зашивает, насколько это возможно, рефлексию на современный мир.

Фото: IMDb

Другое дело, что слышать вечные истины о дружбе и верности из уст главного творца голливудских аттракционов намного приятнее, чем ковыряться в фрустрациях беспокойных режиссеров нового поколения.

В прокате с 29 марта.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram